Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу инспектора отдела ЦАФАП в ОДД ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Мещеряковой Е.Е. на вступившие в законную силу решение судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 21.12.2023 N12-170/2023, решение судьи Ленинградского областного суда от 13.03.2024 N7-127/2024, состоявшиеся в отношении ООО "Витабо" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением инспектора отдела ЦАФАП в ОДД ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 14.04.2023 N, оставленным без изменения решением начальника отдела по рассмотрению жалоб и обращений граждан ЦАФАП в ОДД ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 18.05.2023, ООО "Витабо" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 21.12.2023 N12-170/2023, оставленным без изменения решением судьи Ленинградского областного суда от 13.03.2024 N7-127/2024, приведенные постановление, решение отменены, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Витабо" прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, инспектор отдела ЦАФАП в ОДД ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Мещерякова Е.Е. просит об отмене приведенных судебных решений, настаивая на отсутствии оснований для прекращения производства по делу.
ООО "Витабо", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом административного органа жалобы на указанные выше судебные акты, в установленный срок возражений не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Основанием для привлечения ООО "Витабо" к административной ответственности, предусмотренной указанной выше нормой, постановлением должностного лица от 14.04.2023 N послужили обстоятельства, изложенные в этом постановлении, о том, что 12.04.2023 в 12:49:34 на 109 км 570 м автодороги А-180 Нарва в д.Ополье Кингисеппского района Ленинградской области водитель, управляя транспортным средством "данные изъяты", в нарушение требования, предписанного пунктом 10.2 Правил дорожного движения, двигался со скоростью 86 км/ч при максимально разрешенной на данном участке 60 км/ч, чем превысил установленную скорость на 24 км/ч (учитывая погрешность измерения).
Собственником (владельцем) данного транспортного средства в соответствии со свидетельством о регистрации ТС N на момент фиксации нарушения являлось ООО "Витабо".
Правонарушение зафиксировано с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства фиксации административных правонарушений, имеющего функцию фото- и киносъемки, видеозаписи "Кордон-М2", заводской номер МD1634, свидетельство о поверке N С-ТТ/28-10-2022/197894377, действительное до 27.10.2024.
Отменяя данное постановление и решение вышестоящего должностного лица и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья городского суда указал на то, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство "данные изъяты" находилось в пользовании ООО "данные изъяты" по договору аренды от 25.01.2022.
Не согласившись с указанным решением, в Ленинградский областной суд с жалобой обратилась инспектор отдела ЦАФАП в ОДД ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Мещерякова Е.Е, заявляя, в числе прочего, о том, что представленные ООО "Витабо" документы и принятые в качестве доказательств судьей городского суда, не подтверждают исполнение договора аренды, кроме того ставят под сомнение сам факт его заключения.
Судья Ленинградского областного суда, рассмотрев указанную жалобу в порядке статей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставил решение судьи городского суда без изменения.
С таким решением судьи областного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Подача жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 указанного Кодекса (часть 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения жалобы, протеста на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, перечислены в части 1 статьи 30.7 указанного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Вопреки указанным требованиям судьей Ленинградского областного суда не дана оценка законности и обоснованности вынесенного судьей городского суда решения, решение судьи Ленинградского областного суда от 13.03.2024 N7-127/2024 не содержит сведений об обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела, отсутствует мотивированное решение по делу.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья областного суда указал в решении на то, что отсутствие платежных документов арендатора по исполнению договора аренды не опровергает факт того, что договор аренды был исполнен. Взаиморасчеты между хозяйствующими субъектами могут осуществлять по договоренности между ними, если это не нарушает нормы законодательства. В данной ситуации отсутствие таких документов, с учетом совокупности иных представленных ООО "Витабо" доказательств, является достаточным для вывода о нахождении транспортного средства в момент фиксации административного правонарушения во владении (пользовании) другого лица.
В числе прочего должностным лицом в жалобе указывалось на то, что по сообщению, поступившему из "данные изъяты" отдела судебных приставов от 27.01.2023, в отношении ООО "данные изъяты" возбуждено сводное исполнительное производство на общую сумму 1 672 400 рублей, по юридическому адресу ООО "данные изъяты" свою деятельность не осуществляет, генеральный директор на телефонные звонки не отвечает, имущества, принадлежащего ООО "данные изъяты", не установлено, денежные средства на депозит "данные изъяты" РОЧСП ГУФССП России не поступали (соответствующий документ приложен к жалобе). Изложенное указывает на то, что заключен фиктивный договор с целью ухода от административной ответственности. Об отсутствии исполнения и (или) факта заключения договора свидетельствует отсутствие во всех подаваемых жалобах платежных документов, наличие которых предполагает договор аренды за использование транспортного средства.
При этом надлежащая оценка доводам жалобы должностного лица, а также законности самого решения Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 21.12.2023 N12-170/2023 судьей областного суда не дана.
Со ссылкой на положения части 1 статьи 4.5 и пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья областного суда, указав в решении на истечение сроков давности привлечения ООО "Витабо" к административной ответственности и невозможности ухудшения положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено, оставил вынесенное судьей городского суда решение без изменения.
Пересматривая в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не вступившее в законную силу решение судьи районного суда о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) либо в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, судья вышестоящего суда вправе вынести решение об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), если установит, что производство по делу об административном правонарушении было необоснованно прекращено по одному из указанных выше оснований.
При этом решение судьи вышестоящего суда во всяком случае не должно содержать выводов о виновности лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Данный подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, реализуя свое полномочие по правовому регулированию административной ответственности, вправе определять пределы целесообразности публичного преследования таким образом, чтобы обеспечить наряду с эффективной государственной, в том числе судебной, защитой прав граждан процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений. Этим, в частности, обусловлено установление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве основания прекращения дела истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5). При этом в силу презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Следовательно, положение пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагая прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, не допускает необоснованного ухудшения правового положения лица и не может рассматриваться как противоречащее целям защиты его прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.1998 N 2-П, от 18.02.2000 N 3-П, от 16.06.2009 N 9-П) ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)", вопрос 12).
Таким образом, рассматривая жалобу должностного лица по настоящему делу, в порядке статей 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на решение судьи городского суда, судья областного суда по истечении срока давности привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, не делая выводов о виновности этого лица, должен дать оценку законности вынесенного нижестоящим судом решения.
С учетом вышеизложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей областного суда не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
При таких обстоятельствах решение судьи Ленинградского областного суда от 13.03.2024 N7-127/2024, состоявшееся в отношении ООО "Витабо" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело подлежит направлению на новое рассмотрение судье Ленинградского областного суда.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье областного суда следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
При этом если будет установлено, что производство по делу об административном правонарушении было необоснованно прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судье следует вынести решение об отмене решения судьи городского суда и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу инспектора отдела ЦАФАП в ОДД ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Мещеряковой Е.Е. удовлетворить частично.
Решение судьи Ленинградского областного суда от 13.03.2024 N7-127/2024, состоявшиеся в отношении ООО "Витабо" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Ленинградский областной суд.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебный акт отменил решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица, указав на существенные процессуальные нарушения и необходимость нового рассмотрения дела с учетом всех обстоятельств. Суд подчеркнул, что истечение сроков давности не является основанием для отмены, если отсутствуют иные причины.