Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу директора государственного бюджетного учреждения Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" (далее - ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды") Егорова А.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Ломоносовского судебного района города Архангельска от 29 декабря 2023 года и решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 14 марта 2024 года, вынесенные в отношении ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Ломоносовского судебного района города Архангельска от 29 декабря 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 14 марта 2024 года, ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 240875 рублей 94 коп.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, директор ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" Егоров А.Н. просит судебные решения отменить, вынести новое решение, ссылаясь на ненадлежащую оценку судебными инстанциями имеющихся в деле доказательств и неправильное применение судами норм материального права.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу подп.3 п.1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, государственной программой Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2013 N 476-пп, предусмотрено мероприятие "Финансовое обеспечение деятельности государственного бюджетного учреждения Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" (пункт 5.5 Приложения N 2).
Реализацию мероприятия пункта 5.5 осуществляет ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды", в том числе за счет субсидий областного бюджета на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания.
Согласно Положению о порядке определения объема и условиях предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям Архангельской области субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 28.08.2012 N 369-пп: субсидии предоставляются государственным учреждениям на осуществление следующих расходов на финансовое обеспечение мероприятий в рамках государственных и региональных программ Архангельской области (подпункт 2 пункта 2): субсидии не могут предоставляться и использоваться на финансовое обеспечение мероприятий, реализация которых не относится к основным видам деятельности государственного учреждения, установленным его уставом или к иным видам деятельности, установленным его уставом (пункт 4); в целях предоставления субсидий государственные учреждения подготавливают и представляют в исполнительные органы заявки. Заявки представляются после доведения до исполнительных органов лимитов бюджетных обязательств. В состав заявки входят следующие документы: пояснительная записка, содержащая: расчет-обоснование суммы субсидии, перечень объектов, подлежащих ремонту, акт обследования таких объектов и дефектная ведомость, предварительная смета расходов (в случае, если целью предоставления субсидии является проведение ремонта (реставрации) (пункт 6); субсидии предоставляются на основании соглашений о предоставлении субсидии, заключаемых между исполнительными органами и государственными учреждениями (пункт 11); субсидии носят целевой характер и не могут быть направлены на другие цели (пункт 14); контроль за целевым использованием и соблюдением условий предоставления субсидий осуществляется исполнительными органами и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нецелевое использование или использование с нарушением условий предоставления средств субсидий несут государственные учреждения (пункт 18).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ N ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" указывало, что использует на праве оперативного управления имущество (свидетельство о регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, для ремонта водоснабжения доведена целевая субсидия, которую Учреждение попросило профинансировать в июне 2022 года, указав в пояснительной записке, что в оперативном управлении находится здание, расположенное по адресу: "адрес", капитальный ремонт которого не проводился, инженерные сети имеют неудовлетворительное состояние вследствие локальных разрушений; по причине аварии на водопроводной сети, в здании отсутствует водоснабжение, участок водопровода закрыт.
Между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" ДД.ММ.ГГГГ было заключено соглашение N, в целях реконструкции участка водопровода (пункт 1.1 соглашения) ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" предоставлена субсидия в размере 5000000, 00 руб.
Результатом использования субсидии согласно Приложению N3 к соглашению является 300 м (протяженность) реконструированного участка водопровода, приложением N 4 - установлено наименование и размер субсидии.
ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" с "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт N на сумму 4 852 920, 80 руб. на выполнение работ по текущему ремонту административного здания, расположенного по адресу: "адрес", в части ремонта (реконструкции) участка наружной сети холодного водоснабжения.
По условиям данного контракта подрядчик принял на себя обязательство выполнить текущий ремонт здания, расположенного по адресу: "адрес", в части ремонта (реконструкции) участка наружной системы водоснабжения, в соответствии с утвержденным локальным сметным расчетом (Приложение N1 к контракту), техническим заданием (Приложение N2 к контракту), условиями контракта действующими техническими регламентами, стандартами, строительными нормами и правилами (с учетом положений, установленных в технических условиях на текущий ремонт (реконструкцию) в части участка водопровода холодного водоснабжения (п. 11.), место выполнения работ - "адрес" в соответствии с прилагаемым плановым материалом (схемой) (п. 2.2.); факт выполнения работ Подрядчиком и принятия их Заказчиком должен быть подтвержден документом о приемке, подписанным обеими Сторонами.
Подрядчик формирует документ о приемке, который должен содержать, в том числе наименование выполненных работ, информацию об объеме выполненных работ, стоимость исполненных Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, с указанием цены за единицу выполненных работ и иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года (п. 3.3).
Схема в контракте - схема, направленная письмом ООО "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N, которым ООО "данные изъяты" предварительно согласовало план сети холодного водоснабжения к административному зданию, расположенного по адресу: "адрес" (для проведения работ по текущему ремонту (реконструкции) участка наружных сетей холодного водоснабжения). Согласно данному письму учреждению следует разработать рабочую документацию на наружные сети холодного водоснабжения в соответствии с ранее выданными техническими условиями и при необходимости направить сё на согласование с ООО "данные изъяты".
Технические условия выданы ООО "данные изъяты" письмом от ДД.ММ.ГГГГ N, где предусмотрено 15 пунктов, в том числе: разработать рабочую документацию и представить ее на инженернотопографическом плане в масштабе с отображением рельефа местности, объектов, надземных сооружений; принять точку присоединения объекта к системе холодного водоснабжения г. Архангельска (существующий водопровод Ду200 мм вдоль по "адрес"); в рабочей документами принять свайное основание, тип и материал свайного основания определить проектом; вновь построенный в ходе реконструкции участок сети водоснабжения и его сооружения предъявить представителю ООО "данные изъяты" для сдачи их в эксплуатацию.
Сдача в эксплуатацию вновь построенных сетей и сооружений на них подтверждается актами освидетельствования участков сетей инженерии технического обеспечения с подписью уполномоченного представителя ООО "данные изъяты", после проведения гидравлических испытаний, актом и проведении промывки и дезинфекции трубопроводов, протоколом испытания питьевой воды; выведенный из эксплуатации участок сети холодного водоснабжения демонтировать с составлением и подписанием акта о демонтаже; при проведении реконструкции о вновь построенных сетях и сооружениях уведомить департамент градостроительства городского округа "Город Архангельск"; вновь построенные наружные сети водоснабжения и водоотведения поставить на кадастровый учет и зарегистрировать на них право собственности; после работ по текущему ремонту, организовать проведение гидравлических испытаний, промывку и дезинфекцию трубопроводов, составить протокол (анализа) испытания питьевой воды.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ N изменен пункт 1.1 соглашения: "реконструкция участка водопровода" замена на "текущий ремонт участка водопровода и осуществление контроля текущего ремонта специализированной организацией".
Результат использование субсидии в Приложении N3 к соглашению дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ N изменен на "протяженность отремонтированного участка водопровода 300 метров", результат использования субсидии в Приложении N3 к соглашению заменен на следующий: количество актов о проведении гидравлического испытания пожарного водопровода - 1 шт, количество протоколов о проведении проб анализа качества воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - 1 шт.; протяженность отремонтированного участка водопровода - 300 метров.
Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ N размер субсидии сокращен до 4932883, 70 руб.
В Контракт дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ N внесены изменения, в том числе в наименовании, преамбуле, предмете и техническом задании слова "в части ремонта (реконструкции) участка наружной сети водопровода" заменены на "в части текущего ремонта участка наружной сети водопровода".
В пункте 5 и 8 Технического задания слова "прокладка участка трубопровода холодного водоснабжения вдоль "адрес"" и "прокладка водопровода" заменены на слова "замена участка трубопровода холодного водоснабжения вдоль "адрес"" и "замена водопровода", в пункт 8 слова "способ прокладки (метод" - прокладку выполнить методом горизонтально-направленного бурения (прокол безтраншейная прокладка)" заменены на "способ замены (метод) - замену выполнить методом горизонтального бурения (прокол, безтраншейная прокладка)", локальный сметный расчет (Приложение N1 к контракту) с наименованием и объемами конкретных работ изменения не внесены.
Работы приняты по акту от ДД.ММ.ГГГГ N на сумму 4817518, 80 руб. с указанием сведений о выполнении 1 (одной) условной единицы работ и оплачены платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ N на сумму 727 918, 12 руб. (аванс) и от ДД.ММ.ГГГГ N на сумму 4809580, 68 руб.
Вместе с тем в ходе проверки, проводимой должностными лицами контрольно-счетной палаты Архангельской области, было установлено не целевое расходование бюджетных средств ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды", а именно часть средств субсидии была направлена Учреждением на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением о предоставлении бюджетных средств, что следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Так проверкой было установлено, что основания для получения ГБУ АО "Центр природопользования и охраны окружающей среды" средств областного бюджета в целях содержания объектов недвижимого имущества на текущий ремонт участка водопровода протяженностью 300 метров имелись только в отношении водопровода, находящегося внутри здания, а также водопровода до точки разграничения эксплуатационной ответственности (колодец ВК/ПГ).
У ГБУ АО "Центр природопользования и охраны окружающей среды" документов о вещном праве на наружные сети водоснабжения не имеется, документы, подтверждающие наличие прав оперативного управления у Учреждения на сооружение, земельные участки, на которых находится наружный водопровод, отсутствуют.
Согласно свидетельству о регистрации права оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ N, оно выдано на 3-х этажное здание "адрес" площадью 2191 кв.м и о праве на оперативное управление земельного участка 15 779 кв.м на участок с номером N.
Согласно техническому паспорту на 3-х этажное здание "адрес" в конструктивные элементы входит водопровод от городской сети, сведения о наружном водопроводе в техническом паспорте отсутствуют, размеры объекта ограничены 2191 кв.м, т.е. площадью самого здания.
На основании пункта 31(1) Правил N644 в отсутствие документов, подтверждающих право оперативного управления или иного вещного права ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" на сети от колодца ВК/ПГ до колодца ВК-2, граница балансовой ответственности была определена в контракте по внешней границе стены объекта абонента, подключенного к централизованной системе холодного водоснабжения - до колодца ВК/ПГ.
ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды", зная об отсутствии документов, подтверждающих право пользования наружной сетью водоснабжения, не сформировало водопроводные сети как самостоятельный объект недвижимого имущества и не предпринимало мер к его регистрации как отдельного объекта и включению в состав имущества Архангельской области, в заключаемых договорах не вправе было согласовывать разграничение балансовой принадлежности, в связи с отсутствием документов о вещном праве на наружные сети водоснабжения.
Участок ремонтируемой наружной сети водоснабжения находится вне земельной участка N, принадлежащего Учреждению, на земельных участках, где находится участок ремонтируемой наружной сети водоснабжения по "адрес", находятся принадлежащие иным лицам индивидуальные гаражи 300 боксов, площадь 10149 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов.
Выполненные работы по Контракту N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4817518, 80 руб. не относятся к работам по текущему ремонту имущества ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды", что является нарушением абзаца 2 пункта 1 статьи 78.1 БК, подпункта 3 пункта 6 и пункта 11 Положения 369-пп, пунктов 1.1, 4.3.3, и 4.3.3(1) соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N, то есть нецелевым расходованием бюджетных средств.
Основания для получения средств областного бюджета в целях содержания объектов недвижимого имущества на текущий ремонт участка водопровода протяженностью 300 метров имелись только в отношении водопровода, находящегося внутри здания, а также водопровода до точки разграничения эксплуатационной ответственности (колодец ВК/ПГ).
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" к административной ответственности по указанной статье, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о нецелевом использовании названным лицом бюджетных средств на сумму 4817518, 80 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нецелевое использование бюджетных средств, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" в пределах санкции статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Жалоба на постановление рассмотрена судьей Ломоносовского районного суда города Архангельска в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, изложенные в жалобе, фактически являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к отмене судебных актов.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 Ломоносовского судебного района города Архангельска от 29 декабря 2023 года и решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 14 марта 2024 года, вынесенные в отношении государственного бюджетного учреждения Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора государственного бюджетного учреждения Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды" Егорова А.Н. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что учреждение виновно в нецелевом использовании бюджетных средств, направив часть субсидии на цели, не соответствующие соглашению о предоставлении средств. Судебные инстанции обоснованно отклонили доводы о ненадлежащей оценке доказательств, установив, что учреждение не имело прав на наружные сети водоснабжения, что подтверждает факт административного правонарушения.