Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 октября 2006 г. N Ф04-9473/2004(26988-А46-24)
(извлечение)
Решением от 27.04.2004 общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ОПОГАТ-9" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев. Конкурсным управляющим утвержден Д.
Определением от 15.07.2004 требование М. в сумме XXX рубля капитализированных повременных платежей включено в первую очередь реестра требований должника.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.10.2004 определение суда первой инстанции изменено, изложено в другой редакции. Требование М. к ООО "ОПОГАТ-9" установлено в сумме XXX рубля капитализированных повременных платежей. На Российскую Федерацию в лице государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд социального страхования) возложена обязанность по выплате М. капитализированных повременных платежей в сумме XXX рубля. В первую очередь реестра требований кредиторов суд апелляционной инстанции включил требование Российской Федерации в лице Фонда социального страхования на сумму XXX рубль.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.01.2005 постановление апелляционной инстанции от 04.10.2004 отменено, определение от 15.07.2004 оставлено в силе.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2005 определение от 15.07.2004, постановление суда Апелляционной инстанции от 04.10.2004, постановление суда кассационной инстанции от 19.01.2005 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Омской области.
Определением от 14.06.2006 (судья Ш.) установлено требование в сумме капитализированных платежей XXX рубль. Обязанность по выплате М. утраченного заработка ежемесячно в сумме 7 454 рубля 23 копейки с индексацией сумм утраченного заработка с применением индекса роста заработной платы для исчисления государственных пенсий в Российской Федерации, в сроки и в порядке, установленными Федеральным законом от 24.07.1998 N 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" с месяца, следующего за месяцем, в котором М. прекращены данные выплаты причинителем вреда - ОАО "ОПОГАТ-9" возложена на Российскую Федерацию в лице государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
В апелляционной инстанции законность и обоснованность определения от 14.06.2006 не проверялись.
С принятым судебным актом не согласен Фонд социального страхования, в кассационной жалобе просит определение от 14.06.2006 отменить и производство по заявлению прекратить.
По мнению заявителя, на момент принятия оспариваемого определения в отношении должника завершено конкурсное производство и он ликвидирован, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 15.09.2005. Данное определение является незаконным, так как требование М. не может быть установлено вне рамок дела о банкротстве.
В связи с ликвидацией должника производство по делу должно быть прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассмотрев заявление М., суд вышел за пределы своей компетенции, определенной нормами статей 27-33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Возложив на фонд социального страхования обязанность по выплате М. утраченного заработка, суд произвел замену должника без указания на это в судебном акте.
Представителем заявителя в судебном заседании до рассмотрения кассационной жалобы заявлено ходатайство о приобщении к материалам настоящего дела копии решения Куйбышевского районного суда города Омска от 06.09.2006 о взыскании с Фонда социального страхования в пользу М. 305 065 рублей 26 копеек.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что оно подлежит удовлетворению, поскольку представленные документы свидетельствуют об идентичности рассматриваемых требований.
Представители фонда социального страхования доводы кассационной жалобы поддержали и дополнили тем, что судом общей юрисдикции проигнорирован судебный акт, принятый арбитражным судом. Одновременное исполнение судебных актов суда общей юрисдикции и арбитражного суда приведет к двойному взысканию в пользу гражданина государственных денежных средств, распоряжение которыми поручено фонду социального страхования. Фонд социального страхования не отказывается от выплаты утраченного заработка гражданину М., не застрахованному в системе обязательного социального страхования, при условии, что эти средства будут фонду выделены. Исполнение данного судебного акта влечет нецелевое использование средств обязательного социального страхования.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что производство по заявлению М. подлежит прекращению, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что определением от 06.09.2005 в отношении ОАО "ОПОГАТ-9" конкурсное производство завершено.
Согласно статье 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.
Из пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии со статьей 57 Закона о банкротстве арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае завершения конкурсного производства.
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 15.09.2005 серии 55 N 002021818 ОАО "ОПОГАТ-9" ликвидировано по решению суда.
Статьей 34 Закона о банкротстве прямо предусмотрено, что одним из лиц, участвующих в деле о банкротстве, является должник.
В силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием к отмене судебного акта.
Неправильное применение судом первой инстанции норм Закона о банкротстве привело к нарушению норм процессуального права, так как судом рассмотрено заявление, которое не могло быть рассмотрено в связи ликвидацией должника.
Учитывая, что общество являющееся стороной в споре ликвидировано, производство по заявлению М. следовало прекратить применительно к пункту 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах определение от 14.06.2006 подлежит отмене, а производство по заявлению М. о включении его требований в размере XXX рублей в реестр требований должника по делу N 9В-6/04 - прекращению в связи с ликвидацией ОАО "ОПОГАТ-9".
Руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 287, пунктом 5 части 1 статьи 150, статьями 184, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил:
определение от 14.06.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N 9В-6/04 отменить.
Производство по заявлению М. о включении его требований в размере 1 248 451 рубль 04 копейки в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества "ОПОГАТ-9" города Омска прекратить.
Исполнительные листы, выданные на исполнение указанного определения, считать не подлежащими исполнению.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 октября 2006 г. N Ф04-9473/2004(26988-А46-24)
Текст определения предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании