Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных истцов в порядке части 3 статьи 42 КАС РФ ведения административного дела Руденко Е.В на решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 30 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 30 января 2024 года по административному делу N 2а-3461/2023 по коллективному административному исковому заявлению к администрации городского округа "Город Калининград", заинтересованное лицо - Министерство градостроительной политики Калининградской области, о признании недействительным проекта межевания в части определения местоположения границ земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Одуева Э.А, Хорев В.В, Хорева Л.В, Столяренко А.Ю, Грибанова О.В, Малыгина Л.Н, Александрова О.Н, Елизарова Е.Н, Осадчая А.Е, Вышегородцева М.А, Кондратенкова С.И, Прусова С.Я, Видаков Ю.А, Видакова В.Ю, Лебедева Г.Г, Безмага А.П, Вязенкова Л.С, Усачев Р.С, Петрак А.В, Петрак А.В, поручив в порядке части 3 статьи 42 КАС РФ ведение административного дела Руденко Е.В, обратилась в суд с коллективным административным исковым заявлением, указав, что они являются собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирного дома N 6 по ул. Гражданской г..Калининграда. Многоквартирный дом по адресу: г..Калининград, ул. Гражданская 6-8 расположен на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 675 кв.м, с разрешенным использованием "под два многоквартирных дома". Дата постановки земельного участка на государственный кадастровый учет - 09.04.2012. Данный земельный участок образован и поставлен на кадастровый учет на основании проекта межевания квартала в границах красных линий ул. Гражданская - ул. Томская - ул.Пионерская - ул. Фрунзе в Ленинградском районе, утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 20.09.2011 N 1563. В жилых домах по ул. Гражданская 6-8 г..Калининграда расчетное количество жильцов составляет 40 человек. Минимальная площадь земельного участка согласно требованиям пп. 11 п. 2 ст. 41 Правил землепользования и застройки должна составлять по СП 730, 85 кв.м (443, 1 кв.м площадь застройки + 287, 75 кв.м нормативная площадь придомовых площадок без учета норм их размещения от окон жилых зданий), по ПЗЗ 682, 85 кв.м (443, 1 кв.м площадь застройки + 239, 75 кв.м нормативная площадь придомовых площадок без учета норм их размещения от окон жилых зданий). Процент застройки образованного земельного участка составляет 65, 6% вместо положенных не более 50%.
Нормативная площадь земельного участка при такой площади застройки жилых домов должна составлять не менее 886, 2 кв.м (443, 1 кв.м + 443, 1 кв.м) без учета норм их размещения от окон жилых зданий. Квартиры в жилом доме согласно техническому паспорту имеют одностороннюю ориентацию; оконные проемы выходят на разные стороны; отсутствуют устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой; отсутствуют устройства наружных лестниц 3-го типа; отсутствует возможность организации площадки для разворота пожарной машины (15 х 15 м). Требования федерального законодательства при образовании земельного участка учтены не были, что в полной мере повлияло на их безопасность проживания в многоквартирном доме. Образованный земельный участок не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", СП 42.133330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Помимо несоответствия проекта межевания нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, на дату его утверждения, оспариваемый нормативный акт также не соответствует нормативным актам, действующим в настоящее время. По карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки земельный участок находится в территориальной зоне ОЖ-ГР (общественно жилого назначения). Согласно предельным параметрам использования земельных участков в данной зоне (Таблица 65 Правил) максимальный процент застройки земельного участка, как и на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, составляет 50%, минимальный процент озеленения увеличен с 15% до 20%. Исходя из того, что площадь квартир многоквартирного дома N 6-8 по ул.
Гражданская г..Калининграда составляет 1174, 4 кв.м, площадь застройки 443, 1 кв.м, количество квартир в МКД - 20, площадь земельного участка должна составлять не менее 705, 1 кв.м без учета норм размещения площадок от окон жилых зданий. Согласно требованиям СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен с двух продольных сторон МКД. В результате утверждения оспариваемого нормативного акта расстояние от восточной стены МКД (со стороны дворовой территории) до границы земельного участка составляет всего 3, 5 м, что является грубым нарушением противопожарных требований, действующих в настоящее время. Просили суд признать недействующим в части определения местоположения земельного участка с кадастровым номером N площадью 675 кв.м под многоквартирные дома N 6 и N 8 по ул. Гражданской проект межевания квартала в границах красных линий ул. Гражданская - ул. Томская - ул. Пионерская - ул. Фрунзе в Ленинградском районе, утвержденный постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 20.09.2011 N 1563.
Решением Ленинградского районного суда г.Калининграда от 30 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 30 января 2024 года, в удовлетворении иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления представитель административных истцов подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела коллективный иск заявлен жильцами многоквартирных домов N 6, N 8 по ул. Гражданской г. Калининграда, которые находятся на земельном участке с кадастровым номером N площадью 675 кв.м, в связи с чем вопросы формирования земельного участка под указанными объектами недвижимости непосредственно касаются их прав и законных интересов.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходя из установленных обстоятельств по делу, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", ст.ст. 41, 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 11.3 ранее действовавших Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 29.06.2009 N 146, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый административными истцами в части нормативный правовой акт не противоречит нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, принят органом исполнительной власти города Калининграда в пределах компетенции, без нарушения прав и свобод административных истцов.
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда согласилась с такими выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии со ст. 41 ГрК РФ (в редакции, действующей на момент утверждения оспариваемого проекта межевания), подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (ч. 1). Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной данным кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (ч. 2).
Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий (ч. 9 ст. 42 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен ст. 45 ГрК РФ, частью 1 которой предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно ч.ч. 1, 2, 4 ст. 46 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
В соответствии с п. 2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191 -ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
На основании п. 4 ст. 11.3 ранее действовавших Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 29.06.2009 N 146, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, образованные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.
В соответствии с п.3 постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 20.01.2011 N 39 "О разработке проектов межевания кварталов в границе красных линий на территории города Калининграда" уполномоченным лицам было поручено провести публичные слушания по каждому из разработанных проектов межевания кварталов с целью ознакомления и учета предложений граждан, проживающих на данной территории, а также правообладателей земельных участков и объектов недвижимости.
В соответствии с постановлением от 14.06.2011 N 115 "О проведении публичных слушаний по "Проекту межевания квартала в границах красных линий улиц: Гражданская - Томская - Пионерская - Фрунзе в Ленинградском районе" жители жилых домов NN 6-8 по ул. Гражданская в г. Калининграде были проинформированы о проведении публичных слушаний по указанному проекту межевания.
Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 20.09.2011 N 1563 "Об утверждении проекта межевания квартала в границах красных линий ул. Гражданская - ул. Томская - ул. Пионерская - ул. Фрунзе в Ленинградском районе" с учетом протокола и заключения администрации Ленинградского района по итогам проведения публичных слушаний от 21.07.2011 N09070-2219/и утвержден проект межевания квартала в границах красных линий ул.Гражданская - ул. Томская - ул.Пионерская - ул. Фрунзе.
Таким образом, права административных истцов, проживающих на данной территории, в процессе подготовки и утверждения проекта межевания были соблюдены, процедура утверждения проекта межевания не нарушена.
В соответствии с п. 2.1 оспариваемого проекта межевания он был выполнен по результатам расчета нормативных площадей земельных участков каждого жилого здания, расположенного в квартале 39:15:132517, с учетом сохранения ранее образованных земельных участков. Данные по жилому фонду и результаты расчетов площадей земельных участков приведены в таблице 1, являющейся приложением к проекту межевания.
Согласно таблице 1 земельный участок N2 с разрешенным видом использования: для реконструкции аварийного здания по ул. Фрунзе, 51, является ранее учтенным, присвоен кадастровый номер N - 26.03.2004, площадь участка - 1892 кв.м.
По сведениям ЕГРН данный земельный участок имеет зарегистрированное право собственности.
Названный земельный участок имеет смежные границы с земельным участком, сформированным под домами N6 и N8 по ул. Гражданской в г. Калининграде.
Ввиду отсутствия свободных земель в пределах многоквартирного жилого дома административных истцов соблюдение предельных параметров образуемого земельного участка не возможно, виновных действий, направленных на изъятие части земель в пользу иных лиц, администрацией городского округа "Город Калининград" при утверждении проекта межевания не допущено.
Размеры земельного участка в границах застроенных территорий установлены с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
При таком положении суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы о возможности перераспределения площадей расположенных в кадастровом квартале земельных участков.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 30 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 30 января 2024 года по по административному делу N 2а-3461/2023 по коллективному административному исковому заявлению к администрации городского округа "Город Калининград", заинтересованное лицо - Министерство градостроительной политики Калининградской области, о признании недействительным проекта межевания в части определения местоположения границ земельного участка оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административных истцов в порядке части 3 статьи 42 КАС РФ ведения административного дела Руденко Е.В. - без удовлетворения.
Решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 30 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 30 января 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 08 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.