Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 9 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 18 января 2024 года по административному делу N 2а-4567/2023 по административному исковому заявлению Демковича Л. М. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения прав.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - Загребельной Я.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Демковича Л.М. - адвоката Родионова А.В, возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Демкович Л.М. обратился в Пушкинский районный суд г. Санкт- Петербурга с административным исковым заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия, выражающегося в отсутствии ответа на его заявление (входящий номер 04-26-4451/23-0-0 от 31.01.2023), поданного в порядке ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, о выкупе земельного участка с кадастровым N площадью 1070 кв.м, обязании ответчика в месячный срок со дня вступления решения в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи указанного земельного участка по цене 570 955 руб. 53 коп, который направить истцу для подписания.
Определением суда от 13.06.2023 административное дело передано по подсудности в Гатчинский городской суд Ленинградской области и 17.07.2023 принято к производству (л.д. 85-86, 91-92).
Заявленные требования мотивированы тем, что на основании Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 30.10.2020 N 2121-РЗК между сторонами 12.11.2021 сроком на три года был заключен договор N 18/3K-03215 аренды земельного участка с кадастровым N площадью 1070 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" 31.01.2023 административный истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка для ведения огородничества на основании подп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" (вх. N 04-26-4451/23-0-0 от 31.01.2023). В соответствии с подп. "в" п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629, процедура, предусмотренная ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации должна быть осуществлена ответчиком в срок не более 14 календарных дней, то есть не позднее 15.02.2023. Однако на момент обращения с настоящим административным иском, заявление по существу не рассмотрено. Бездействие ответчика по направлению ответа на заявление нарушает право истца на приобретение земельного участка в собственность, порождает неопределенность в будущем, носит негативный характер, так как подрывает авторитет органа государственной власти.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 09 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 18 января 2024 года, иск удовлетворен частично. Признано незаконным бездействие Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, выражающееся в отсутствии ответа в порядке ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации на заявление Демковича Л.М. вх. N 04-26-4451/23-0-0 от 31.01.2023. В удовлетворении остальной части требований, отказано (л.д. 120-133).
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Из материалов дела следует, что Распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 30.10.2020 N 2121-РЗК Демковичу Л.М. в аренду без проведения торгов согласовано предоставление земельного участка площадью 1070 кв.м, расположенного в зоне садоводств с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (Т1Ж1), по адресу: "адрес", категория земель- земли населенных пунктов, для ведения огородничества. Этим же распоряжением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На Демковича Л.М. распоряжением возложена обязанность по проведению работ по образованию участка в соответствии со схемой расположения земельного участка (л.д. 9).
Согласно сведений ЕГРН, 01.03.2021 земельный участок площадью 1070 кв.м по адресу: "адрес", поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым N (л.д. 17-27).
12.11.2021 Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга с административным истцом Демковичем Л.М. заключен договор аренды земельного участка кадастровый N на срок 3 года (л.д. 11-15).
30.01.2023 Демкович Л.М. через Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Имущество Санкт-Петербурга" (СПбГКУ "Имущество Санкт-Петербурга") обратился в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлением о передаче ему в собственность за плату вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером N. В качестве основания для предоставления земельного участка сослался на подп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах". Заявление зарегистрировано 31.01.2023 под N (лд41- 42).
В рамках рассмотрении заявления, административным ответчиком 31.01.2023 отделу проведения полевых обследований предложено провести обследование земельного участка с кадастровым N N по адресу: "адрес" и направить материалы обследования в Комитет имущественных отношений Санкт- Петербурга (л.д. 63).
02.02.2023 СПбГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" составлен Акт обследования земельного участка, который с фотоматерилами представлен ответчику (л.д. 65-71).
Из материалов дела следует, что еще до обращения административного истца с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, административным ответчиком со ссылкой на рассмотрение обращений граждан, являющихся арендаторами земельных участков на территории г. Павловска, Графская дорога, 28.12.2022, 29.12.2022, 30.12.2022 направлялись письма в Комитет по градостроительству и архитектуре, в администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга, начальнику агентства имущественных отношений восточного направления СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" о проведении обследований земельных участков в целях определения наличия (отсутствия) обстоятельств, препятствующих их выкупу, необходимости своевременного направления иных сведений, препятствующих выкупу участков в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (л.д. 72, 77-79).
Ввиду того, что ответ на вышеуказанный запрос от 29.12.2022 поступил 27.01.2023 в отношении пяти земельных участков, в число которых земельный участок с кадастровым номером N не входил, 15.03.2023 был направлен повторный запрос, ответ на который поступил 13.04.2023 об отсутствии признаков нарушений в использовании земельных участков, в том числе с кадастровым номером N (л.д.80, 82).
В связи с поступившей информацией из Комитета по градостроительству и архитектуре об отнесении проектом Генерального плана Санкт-Петербурга территории кадастрового квартала 0016401 по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, Графская дорога-Горная дорога к трем функциональным зонам Р1-зона отдыха, Р2-зона озелененных территорий общего пользования, С0-зона садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан, в адрес вышеуказанного комитета 02.05.2023 направлен запрос об указании функциональной зоны в соответствии с проектом Генерального плана Санкт-Петербурга по каждому земельному участку индивидуально по приложенному перечню (л.д.74-75).
25.05.2023 поступил ответ из Комитета по градостроительству и архитектуре на запрос от 02.05.2023, в соответствии с которым земельный участок истца в соответствии с проектом Генерального плана попадает в зону Р1-зона отдыха, по получении которого истцу Демковичу Л.М. ответом от 31.05.2023 отказано в предоставлении земельного участка в собственность (л.д. 39-40, 76).
Статья 39.3 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность продажи, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков на торгах, проводимых в форме аукционов и без проведения торгов.
Пунктом 2 указанной статьи установлены исключения из общего правила и приведен исчерпывающий перечень случаев продажи земельных участков без проведения торгов.
Вместе с тем, частью 1 статьи 8 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что в 2022 и 2023 годах при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.
В соответствии с подп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" (в редакции от 30.12.2022, действующей на момент подачи истцом заявления), было установлено, что в 2022 и 2023 годах допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Таким образом, Правительством Российской Федерации в рамках антикризисных мер, направленных на поддержку социально-экономической стабильности и защиты населения Российской Федерации, предоставлено право гражданам выкупить без проведения торгов государственный или муниципальный земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленный ему в аренду при отсутствии у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Процедуры, предусмотренные пунктом 7 статьи 11.4, подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11, пунктом 7 статьи 39.15, пунктом 5 статьи 39.17, пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляются в срок не более 14 календарных дней (подп. "в" п. 1 постановления Правительства РФ).
Следовательно, названным постановлением Правительства установлен специальный срок рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельного участка с собственность без проведения торгов, отличающийся от сроков, установленных в Земельном кодекса РФ.
Как установилсуд, заявление Демковича Л.М. от 31.01.2023 рассмотрено ответчиком лишь 31.05.2023, то есть через 4 месяца с момента поступления в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.
При этом, согласно представленной в материалы дела совокупности документов видно, что получив необходимую информацию уже со значительным пропуском срока рассмотрения заявления административного истца, административный ответчик вновь направил 02.05.2023 запрос в Комитет по градостроительству и архитектуре о нахождении испрашиваемого земельного участка в функциональных зонах в соответствии с проектом Генерального плана Санкт-Петербурга, который не требовался для рассмотрения заявления с учетом положений ст.ст. 39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства N 629 от 09.04.2022 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы".
При этом, сведений о разработке и утверждении данного проекта генерального плана ответчиком в материалы дела не представлено.
Кроме того, на момент обращения истца с заявлением (31.01.2023) ответчик обладал информацией о том, что запрос от 29.12.2022 Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга исполнен не в полном объеме, в том числе в отсутствие сведений в отношении спорного земельного участка, находящегося в пользовании истца, однако повторный запрос был направлен лишь 15.03.2023, то есть по истечении срока рассмотрения заявления истца.
При таких обстоятельствах, доводы об отсутствии нарушения прав административного истца и отсутствии бездействия ответчика в рассмотрении заявления Демковича Л.М, являются несостоятельными. Заявление административного истца от 31.01.2023 рассмотрено со значительным нарушением установленного действующим законодательством срока, составляющего 14 календарных дней.
Отсутствие контроля должностного лица, осуществляющего государственную услугу, за несвоевременным поступлением ответов на запросы и иной необходимой для рассмотрения заявлений информации, не может являться уважительной причиной нарушения срока рассмотрения заявления.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что при установленном факте нарушения срока рассмотрения заявления административного истца от 31.01.2023 о предоставлении земельного участка в собственность, имеет место бездействие Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по своевременному рассмотрению заявления Демковича Л.М, не связанное с объективными обстоятельствами, не зависящими от административного ответчика.
Не соблюдение установленной действующим законодательством процедуры принятия решения по заявлению Демковича Л.М. в установленный срок, привело к нарушению права административного истца быть информированным о принятом решении по результатам рассмотрения заявления.
Поскольку суд не вправе подменять собой уполномоченный орган и обязывать его принять конкретное решение по заявлению гражданина, суд первой инстанции обоснованно в качестве способа устранения нарушенного права истца избрал обязание ответчика повторно рассмотреть заявление Демковича Л.М. в установленный законом срок.
При этом суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении требования административного истца в целях восстановления его права о возложении на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга обязанности в месячный срок со дня вступления решения в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 78:42:0016401:1291, находящегося по адресу: Российская Федерация, Санкт- Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга город Павловск, Графская дорога, земельный участок 26, площадью 1070 кв.м, по цене 570 955 руб. 53 коп. в трех экземплярах и их подписание, а также направить проект указанного договора для подписания Демковичу Я. М, так как в настоящее время Комитетом подготовлен ответ, которым истцу отказано в выкупе земельного участка. Указанный отказ обжалуется административным истцом в Смольнинском районном суде Санкт-Петербурга, а соответственно законность принятого решения судом в рамках настоящего дела не проверялась.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 9 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 18 января 2024 года по административному делу N 2а-4567/2023 по административному исковому заявлению Демковича Л. М. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения прав оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 9 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 18 января 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 08 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.