Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Слесаревой В. Н. на решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 10 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 21 ноября 2023 года по административному делу N 2а-4201/2023 по административному исковому заявлению Слесаревой В. Н. к администрации городского округа "Город Калининград" о признании незаконным решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Слесарева В.Н. обратилась в суд с названными выше административными исковыми требованиями, указав, что она является собственником нежилого помещения площадью 49, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", помещение N CCXIX. 04 мая 2023 года ею в администрацию городского округа "Город Калининград" подано заявление о предоставлении муниципальной услуги перевода нежилого помещения в жилое, однако решением администрации в согласовании такого перевода ей было отказано со ссылкой на то, что ею представлен не полный комплект документов, предусмотренных ч.2 ст.24 ЖК РФ, в частности, не представлен план переводимого помещения с его техническим описанием, а представлена копия технического плана помещения. С таким решением она не согласна, полагает, что оно не соответствует закону и нарушает ее права, поскольку к заявлению о переводе ею был приложен составленный кадастровым инженером технический план помещения, который соответствует требованиям ст.24 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". Ссылаясь на указанные обстоятельства, Слесарева В.Н. просила суд признать незаконным распоряжение администрации городского округа "Город Калининград" от 14 июня 2023 года об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, возложить на администрацию городского округа "Г ород Калининград" обязанность повторно рассмотреть поданное ею заявление.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГКУ КО "МФЦ", ППК "Роскадастр", ООО "Геоцентр" и кадастровый инженер Селютина Н.С.
Решением Ленинградского районного суда г.Калининграда от 10 августа года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 21 ноября 2023 года, административные исковые требования Слесаревой В.Н. оставлены без удовлетворения.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами общей и апелляционной инстанций не допущено.
При разрешении возникшего спора судом установлено и подтверждается материалами дела, что Слесарева В.Н. является собственником нежилого помещения CCXIX площадью 49, 6 кв.м, расположенного на 10 этаже многоквартирного жилого дома 7 по ул.Гагарина в г.Калининграде.
Имея намерение осуществить перевод указанного выше нежилого помещения в жилое, 04 мая 2023 года Слесарева В.Н. обратилась в администрацию городского округа "Город Калининград" с соответствующим заявлением, однако распоряжением от 14 июня 2023 года в переводе нежилого помещения в жилое было отказано со ссылкой на непредставление заявителем необходимых документов, определенных ч.2 ст.23 ЖК РФ, а именно, плана переводимого помещения с его техническим описанием, указано на то, что заявителем представлена лишь копия технического плана помещения.
15 июня 2023 года в адрес Слесаревой В.Н. направлено уведомление N 164-14/угр-9-5198 об отказе в переводе нежилого помещения в жилое.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Слесарева В.Н. настаивала на незаконности названного выше решения администрации городского округа "Город Калининград", указывая, что ею к заявлению о переводе нежилого помещения в жилое был приложен технический план переводимого помещения с его описанием, выполненный кадастровым инженером ООО "Геоцентр" Селютиной Н.С.
Разрешая спор и отказывая Слесаревой В.Н. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ею к заявлению о согласовании перевода нежилого помещения в жилое приложен технический план помещения, изготовленный кадастровым инженером, тогда как кадастровый инженер не может осуществлять деятельность по технической инвентаризации жилых помещений, эта деятельность осуществляется в силу закона исключительно специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации, такой организацией на территории Калининградской области является ППК "Роскадастр".
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Так, полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере определяются положениями ст. 14 ЖК РФ и предусматривают, в том числе, принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения (п.6).
В соответствии со ст.22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В силу ч.1 ст.23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Частью 2 этой же нормы (ст.23 ЖК РФ) определено, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет, помимо заявления о переводе помещения, правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии) (п.2); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения) (п.3); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение (п.4); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) (п.5).
При этом, согласно ч.2.1 ст.23 ЖК РФ, заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные п.п. 3 и 4 ч.2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные п.2 ч.2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе, в том числе, план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения) (п.2).
В соответствии с п.1 и п.1.1 ч.1 ст.24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое допускается в случае непредставления определенных ч.2 ст.23 настоящего Кодекса документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя; а также поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода помещения в соответствии с ч.2 ст.23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе, при этом отказ по п.1.1 допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод, после получения ответа уведомил заявителя о его получении, предложил представить документы или информацию, необходимые для перевода, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение 15 рабочих дней со дня направления уведомления.
Аналогичные положения предусмотрены также Административным регламентом администрации городского округа "Город Калининград" предоставления муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, утвержденным постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 30.03.2022 N 179.
Из материалов дела следует, что к заявлению о переводе нежилого помещения в жилое приложен технический план переводимого помещения, составленный 15 ноября 2013 года кадастровым инженером МП "Геоцентр" Селютиной Н.С. по заказу ООО "Рекстрой Луч".
Однако такой технический план, вопреки ошибочным доводам административного истца об обратном, не является документом, подтверждающим проведение технического учета помещения, а потому на его основании не может быть принято решение о переводе нежилого помещения в жилое.
Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 установлена форма технического плана, требования к его подготовке и составу содержащихся в нем сведений.
Технический план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в технический план, и разделы, включение которых в технический план зависит от вида и объема кадастровых работ. При этом в текстовой части, помимо прочего, должны быть указаны описание и характеристики объекта недвижимости.
Техническое описание (технический паспорт) помещений в многоквартирном доме может быть оформлен в рамках технического учета, то есть технической инвентаризации (ч.ч.4, 5 ст.19 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации.
На территории Калининградской области технический учет и техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется ППК "Роскадастр", к которому с 31 октября 2022 года перешли все полномочия Калининградского центра технической инвентаризации и кадастровых работ АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Вместе с тем, представленный Слесаревой В.Н. технический план, составленный по состоянию на 15 ноября 2013 года, по своему содержанию не соответствует требованиям, предъявляемым к документам технического учета, он не содержит экспликации площади переводимого помещения и его технического описания, в нем не отражены фактическое состояние объекта недвижимости, сведения о собственнике, инвентаризационной стоимости объекта, о его технических характеристиках (техническое описание) - год постройки, количество этажей в здании, характеристики помещения, материал стен, перекрытий, тип отопления, наличие водопровода, канализации и т.д, инвентарный и реестровый номера, отметка о внесении сведений о данном объекте в реестр объектов недвижимости.
Из материалов дела следует, что администрацией городского округа "Город Калининград" еще до обращения Слесаревой В.Н. 04 мая 2023 года с заявлением о переводе помещения неоднократно направлялись межведомственные запросы в Комитет территориального развития и строительства, в Калининградский центр технической инвентаризации и кадастровых работ АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", в Комитет городского хозяйства и строительства, в ППК "Роскадастр", о предоставлении технической документации на помещения в доме 7 по ул.Ю.Гагарина в г.Калининграде, в том числе, на спорное в настоящее время помещение N CCXIX, принадлежащее административному истцу, однако на такие запросы были даны ответы о том, что объект недвижимости - многоквартирный дом 7 по ул.Ю.Гарагина в г.Калининграде специалистами не обследовался, технический паспорт на здание и на помещения в нем не формировался, подготовить копии технической документации помещений в данном доме не представляется возможным.
В связи с отсутствием технического паспорта помещения или надлежащим образом оформленного плана с техническим описанием помещения 19 мая 2023 года представителю Слесаревой В.Н. - Фомской И.Ю. было предложено представить недостающие документы в течение 15 рабочих дней в Комитет городского хозяйства и строительства администрации городского округа "Город Калининград", соответствующее уведомление ей было передано по телефону, о чем составлена телефонограмма. При этом оснований сомневаться в достоверности указанной телефонограммы у судебной коллегии не имеется, она оформлена надлежащим образом и подписана уполномоченным должностным лицом.
Вместе с тем, технический паспорт переводимого помещения или его план с техническим описанием, изготовленный и выданный уполномоченной организацией, Слесаревой В.Н. либо ее представителем представлен не был.
При таком положении администрацией городского округа "Город Калининград" правомерно отказано административному истцу в переводе нежилого помещения в доме 7 по ул.Ю.Гагарина в г.Калининграде, принятое административным ответчиком решение в полной мере соответствует закону, а именно, положениям ч. 1 ст.24 ЖК РФ.
При этом оспариваемым отказом права административного истца не нарушаются и не ограничиваются, поскольку за Слесаревой В.Н. сохраняется право на обращение с аналогичным заявлением повторно после изготовления необходимого для решения вопроса о переводе помещения из нежилого в жилое плана переводимого помещения с его техническим описанием или технического паспорта объекта.
Таким образом, правовых оснований для признания оспариваемого Слесаревой В.Н. решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки незаконным у суда первой инстанции не имелось.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 10 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 21 ноября 2023 года по административному делу N 2а-4201/2023 по административному исковому заявлению Слесаревой В. Н. к администрации городского округа "Город Калининград" о признании незаконным решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое оставить без изменения, кассационную жалобу Слесаревой В. Н. - без удовлетворения.
Решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 10 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 21 ноября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 08 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.