Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Чуфистова И.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 24 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми", Управления ФСИН России по Республике Коми, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 20 ноября 2023 года, принятые по административному делу N 2а-1426/2023 по административному иску Коркина Николая Николаевича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 24 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Коркин Н.Н. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с административным иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 24 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" (далее - ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми) о взыскании денежной компенсации в размере 500000 рублей за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении с 25 апреля 2015 года по дату обращения с административным иском в суд 25 ноября 2022 года.
В обоснование заявленных требований Коркин Н.Н. указал, что отбывает уголовное наказание в названном учреждении, где с 6 мая 2015 года содержится в секции N 14 отряда N 3 в ненадлежащих условиях.
Так, по утверждению истца, секции общежитий отряда колонии администрацией заселяются с нарушением нормы жилой площади - с учетом имеющейся в секции мебели норма не соблюдается; из-за тусклого освещения затруднительно читать и писать, ухудшилось зрение; кровля здания общежития содержится в неисправном состоянии, по причине чего происходит регулярный залив водой внутренних конструкций - вода льётся по стенам и потолкам, приходилось натягивать пакеты, ставить тазы, чтобы вода не попадала на спальное место.
Как указывал истец, из-за сырости он опасался удара электрическим разрядом (замыкание электропроводки), от стен и потолка кусками по 5-7 см отваливалась штукатурка, постельное белье и одежда становились влажными; в октябре 2017 года осужденные, проживавшие в указанной секции, за счет собственных средств приобрели краски, кисти, розетки, провода, выключатели, вентиляторы, плафоны, лампочки, и сделали ремонт: сбили штукатурку (при этом выяснилось, что вся стена с окном была покрыта льдом), обработали раствором от грибка, однако, после зимы из-за скопления воды приходилось стены и потолок вытирать тряпками, до настоящего времени в секции грибок и сырость, в 2022 году осужденных переводили на сутки; чтобы побелкой закрыть грибок; до конца лета 2022 года в санузлах общежитий не имелось централизованного горячего водоснабжения, а качество холодной воды не соответствовало стандартам.
Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управление Федеральной службы исполнения наказаний (далее - УФСИН России по Республике Коми).
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2023 года административный иск удовлетворен частично - с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Коркина Н.Н. взыскана компенсация в размере 70000 рублей за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации условий содержания в ФКУ ИК-24 УФСРШ России по Республике Коми с 25 апреля 2015 года по 1 августа 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 20 ноября 2023 года решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 20 ноября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 15 апреля 2024 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 27 апреля 2024 года, представитель ФКУ ИК-24 Управления ФСИН России по Республике Коми, Управления ФСИН России по Республике Коми, ФСИН России ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме, указывая на необоснованность присуждения истцу денежной компенсации, а также на неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, не допущено.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Коркин Н.Н. с 25 апреля 2015 года содержится в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, размещался в отряде N 3 секциях N 14, 3 (до 02 октября 2017 года - секция N 14, до 8 октября 2017 года - секция N 3, после указанной даты - секция N 14; с 15 февраля 2021 года по 5 марта 2021 года убывал на лечение в учреждение здравоохранений ФСИН России.
Жилая секция отряда N 3 "Общежития N 3 для проживания осужденных" является помещением ночного пребывания, в дневное время осужденные имеют право свободного передвижения в пределах общежития отряда и прогулочного двора площадью 410 кв.м.; в помещении отряда имеется комната приема пищи площадью 13, 3 кв.м.; площадь секции N 3 отряда составляет - 64, 85 кв.м, площадь секции N 14 указанного отряда - 46, 49 кв.м.
По состоянию на 24 марта, 26 июня, 25 сентября 2017 года в секции N 14 размещалось 17-20 человек, на 25 декабря 2017 года, 26 марта, 25 июня, 25 сентября, 25 декабря 2018, на 25 марта, 26 июня, 25 сентября, 26 декабря 2019 года, на 25 марта, 30 июня, декабрь 2020 года- от 20 до 22 человек; на 31 марта, 5 июля, 29 сентября 2021 года - от 8 до 14 человек, на 29 декабря 2021 года - 20 человек, на 5 апреля, 5 июля, 5 октября, декабрь 2022 года от 17 до 18 человек, соответственно с учетом площади указанной секции - 46, 49 м2, на каждого осужденного приходилось от 2, 1 кв.м. до 5, 8 кв.м. Отклонений от установленной статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации нормы площади на одного заключенного, не допускалось. Представлениями надзорного органа за указанный в иске период времени нарушения нормы жилой площади в расчете на одного осужденного в секциях NN 3, 14 отряда N 3, также не фиксировались.
Помимо предоставленных жилых секций в отряде имелся локальный участок 410 кв.м для осуществления прогулки на свежем воздухе.
Оснащение и размещение мебели отрядов соответствует положениям Приказа Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".
В обозначенный истцом период времени в общежитии отряда не была оборудована гардеробная для хранения верхней одежды и обуви, однако в каждой секции для этих целей предусмотрена настенная вешалка.
В ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми имеется столовая, рассчитанная на 110 посадочных мест, перед входом в обеденный зал оборудована раздевалка, помывочная - 4 раковины и 2 электрических полотенцесушителя, мыло для мытья рук имеется, канализация и водопроводная системы функционируют исправно.
Питание организовано в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах дел Российской Федерации на мирное время".
Суд также установил, что до 1 августа 2022 года в общежитии колонии, в которой размещался отряд N 3, не имелось централизованного горячего водоснабжения, что стороной административного ответчика в ходе судебного разбирательства по данному делу не оспаривалось. Помывка осужденных, стирка их нательного и постельного белья проводилась в бане учреждения 2 раза в неделю по установленному графику и распорядку дня; для этих целей в помывочном отделении банно-прачечного комплекса предусмотрены душевые лейки, водоразборные колонки, оборудовано также отдельное место для помывки инвалида. Из помывочного инвентаря имеются 20 тазов для тела и 20 тазов для ног. В прачечной установлены 4 стиральные машины, 2 центрифуги, 2 ванны для обработки инфекционного белья. Напор воды для помывки и стирки достаточный, перебоев не допускается, оборудование, бытовой инвентарь в исправном и рабочем состоянии.
Актами проверки ООСЭН филиала "ЦГСЭН" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 19 июля 2017 года, 25 июля 2019 года, 28 сентября 2019 года, 11 сентября 2020 года, 4-15 октября 2021 года установлено, что санитарное состояние помещений отряда N 3, помещений туалетов, столовой удовлетворительное, однако обнаружены дефекты электропроводкой, а также необходимость проведение в отряде косметического ремонта, устранения протекания крыши, ненадлежащего освещения,. В тоже время в акте от 21 июля 2017 года отмечено о проведении работ по замене кровли здания в отрядах NN 2 и 3.
Приходя к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований и взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в связи с отсутствием горячего водоснабжения в период с 25 апреля 2015 года до 15 февраля 2021 года, с 5 марта 2021 года по 1 августа 2022 года, суд первой инстанции исходил из положений пунктов 19.2.1 и 19.2.5 "СП 308.1325800.2017. Свода правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр, согласно которым здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением и подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и другое).
Судом первой инстанции также указано, что иные доводы административного истца о техническом состоянии здания общежития отряда (протекание крыши, дефектах электропроводки и т.д.) хотя частично и нашли своё подтверждение, однако эти нарушения фиксировались в целом в отряде, но в секциях NN 3, 14, и по мере необходимости такие дефекты оперативно устранялись путем проведения текущих косметических ремонтных работ, о чем представлена справка ОКБИиХО ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми.
В связи с этим, суд пришел к выводу, что сами по себе данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что Коркин Н.Н. содержался в жестоких и бесчеловечных условиях, требующих присуждения денежной компенсации.
Иных нарушений условий содержания административного истца, на которые он ссылался в административном исковом заявлении, суд первой инстанции не установил, отклонив их по приведенным в решении мотивам.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов следует признать обоснованными, нормы материального права в целях разрешения спорных отношений определены и применены судами правильно.
Доводы кассационной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и которым не была дана мотивированная оценка.
Отвергая доводы представителя административных ответчиков, сводящиеся к тому, что отсутствие горячего водоснабжения обусловлено постройкой помещений исправительной колонии в периоды, когда требования к оборудованию помещений санузлов исправительных колоний горячим водоснабжением отсутствовали, суды правильно руководствовался пунктами 19.2.1 и 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, согласно которым здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также ранее действующих нормативных документов, в частности Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп, предусматривающей требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях исправительных учреждений.
Кроме того, в силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, и иным законодательством Российской Федерации.
Статья 8 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", предусматривает право гражданина на благоприятную среду обитания, которая, в свою очередь, предполагает возможность гражданина пользоваться во время гигиенических процедур горячей водой. Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство такое право никак не ограничивает.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы.
Взыскивая компенсацию в размере 70000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Понятия разумности и справедливости являются оценочной категорией, чёткие критерии которых законодательством не предусмотрены.
Таким образом, в каждом конкретном случае суд вправе определить пределы разумности, справедливости и соразмерности компенсации с учетом конкретных обстоятельств дела.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 20 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-24 Управления ФСИН России по Республике Коми, Управления ФСИН России по Республике Коми, ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 20 ноября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 3 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.