Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Городкова А.В, судей Корнюшенкова Г.В, Стаховой Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1874/2023 по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения исправительная колония N 24 (ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республика Коми), Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН России), Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (УФСИН России по Республике Коми) на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 мая 2023 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 13 ноября 2023 года о частичном удовлетворении административного иска Юсупова "данные изъяты" о присуждении денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Юсупов С.Л. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в размере 200 000 рублей.
В обоснование требований указал, что в период с 21 апреля 2010 года по 1 апреля 2013 года отбывал наказание в ФКУ ИК-24 УФСИН России по республике Коми, где условия его содержания не соответствовали установленным законом требованиям, поскольку отсутствовало горячее водоснабжение.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от 13 ноября 2023 года, административный иск удовлетворен частично. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Юсупова С.Л. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в размере 10 000 рублей, выразившихся в отсутствии горячего водоснабжения.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России поставлен вопрос об отмене судебных актов, как принятых при неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судом не допущено.
Разрешая вопрос о нарушение прав административного истца отсутствием горячего водоснабжения в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми суды установили, что вступившим в законную силу решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 2 июня 2020 года (административное дело N 2-1363/2020) удовлетворен иск специализированного прокурора о возложении на ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми обязанность обеспечить горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, ПКТ ОСУОН, всех камер ШИЗО, ОК учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальника, раковины, мойки (ванны), душевые сетки и т.д.), которое исполнено 1 августа 2022 года.
Таким образом, в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми горячее водоснабжение отсутствовало по 1 августа 2022 года.
Суды руководствовались пунктами 19.2.1 и 19.2.5 главы 19 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, согласно которым здания исправительных учреждений должны оборудоваться горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); судами принято во внимание и то, что требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены и ранее действующей Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп.
Также судами приняты во внимание разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания".
С учетом изложенного суды сделали вывод о том, что отсутствие горячего водоснабжения в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми в период с 21 апреля 2010 года по 1 апреля 2013 года повлекло нарушение прав административного истца на обеспечение гуманных условий содержания в условиях лишения свободы, а также права на охрану здоровья с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных и безопасных условий среды обитания, поскольку эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья.
Данное нарушение явились основанием для взыскания в пользу административного истца компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 КАС РФ.
Судебная коллегия считает выводы судов правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела; нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения сторон применены верно. Оснований для переоценки выводов суда нет.
При определении размера компенсации в 10 000 рублей суд учел все обстоятельства дела, продолжительность срока нарушения прав административного истца (с 21 апреля 2010 года по 1 апреля 2013 года), а также принял во внимание требования разумности и справедливости.
Несогласие административных ответчиков с выводами суда в связи с иной оценкой доказательств, а также иным толкованием норм права, примененных судами, правильность обжалуемых судебных актов не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют, и не могут служить основанием для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 мая 2023 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 13 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение составлено 17 июля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.