Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Городкова А.В, судей Корнюшенкова Г.В. и Стаховой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1974/2022 по кассационной жалобе Дубровина "данные изъяты" на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2022 года и апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 октября 2023 года, которыми отказано в удовлетворении административного иска Дубровина "данные изъяты" о признании незаконным решения администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 1 ноября 2021 года об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя административного истца - "данные изъяты" которая настаивала на удовлетворении кассационной жалобы, объяснения представителя администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга - Шаймадановой Т.В, которая возражала против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дубровин Д.Д. обратился в Василеостровский районный суд Санкт- Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 1 ноября 2021 года об отказе в установление факта невозможности проживания административного истца в жилом помещении по адресу: "адрес"
В качестве способа восстановления нарушенных прав просил обязать администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга установить факт невозможности проживания Дубровина Д.Д. в жилом помещении по адресу: "адрес", а также включить Дубровина Д.Д. в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование заявленных требований Дубровин Д.Д. указал, что является "данные изъяты", и зарегистрирован по адресу "адрес". В указанном жилом помещении помимо административного истца зарегистрированы и проживают: его мать ФИО1, лишенная в отношении административного истца родительских прав, кровные сестры и братья административного истца: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, которые не являются членами семьи административного истца, поскольку совместного хозяйства с ними административный истец не ведет. Кроме того, между административным истцом и проживающими сложились конфликтные отношения, а с ФИО2 крайне неприязненные.
Принимая оспариваемый акт, администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга в качестве основания отказа указала, что доля общей площади в жилом помещении, приходящаяся на административного истца, превышает учетную норму жилой площади, следовательно, нуждающимся Дубровин Д.Д. не является. При этом административным ответчиком не дана оценка доводам Дубровина Д.Д. о невозможности проживания в жилом помещении с лицами, не являющимися членами семьи административного истца и имеющих самостоятельное право пользования данным помещением, с которыми у него сложились неприязненные отношения.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 27 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 30 октября 2023 года, в удовлетворении требований Дубровину Д.Д. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Дубровин Д.Д. просит отменить судебные акты, как приняты при неправильном применении норм материального права, и вынести новое решение об удовлетворении иска.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с ч. 2 ст. 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судом не допущено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном названной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (статья 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 29 мая 2018 года N 1229-0, от 29 января 2019 года N 185-0, от 30 января 2020 года N 89-0 и от 24 июня 2021 года N 1215-0 неоднократно указывал о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзацем 2 подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что проживание лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием такого обстоятельства как проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются уполномоченным органом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
а) обстоятельств, предусмотренных в подпунктах 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
б) проживания в таких жилых помещениях лиц: не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением; бывших усыновителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если "данные изъяты" отменено; признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности; имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и "данные изъяты", здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; больных хроническим алкоголизмом или наркоманией.
В соответствии постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 августа 2013 года N 596 "О предоставлении жилых помещений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга" администрации районов Санкт- Петербурга предоставляют жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1.1); формируют списки детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот (пункт 1.2); принимают решения о признании невозможным проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях (пункт 1.3).
По результатам комиссионного обследования условий проживания Дубровина Д.Д. установлено, что "адрес" по адресу: "данные изъяты", является отдельной четырехкомнатной квартирой, общей площадью 113, 70 кв.м. Квартира находится в собственности ФИО1 (мать административного истца), ФИО3 (брат административного истца), ФИО2 (брат административного истца), ФИО4 (сестра административного истца), ФИО3 (сестра административного истца), ФИО7 (сестра административного истца) и административного истца.
Фактически в квартире проживают только два брата административного истца: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; мать административного истца ФИО1 в указанной квартире не проживает, что сам истец также не оспаривает.
Доля общей площади Дубровина Д.Д. в жилом помещении составляет 16, 24 кв.м, что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную частью 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" в размере 9 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
Признавая законным решение администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 1 ноября 2021 года N 431/1-21 об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении и отказывая в удовлетворении административного иска, суды исходили из того, что мать, лишенная родительских прав в отношении Дубровина Д.Д, в квартире фактически не проживает и истец это обстоятельство не отрицает, а факт ее регистрации в квартире не противоречит интересам истца и не является законным основанием для установления факта невозможности его проживания в квартире. Наличие конфликтных отношений с братом также не является достаточным основанием для установления факта невозможности проживания административного истца в жилом помещении; жилищная обеспеченность истца выше учетной нормы жилой площади, поэтому истец не является лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
Судебная коллегия кассационного суда признает выводы судов верными, поскольку суды правильно применили нормы материального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административного истца, выраженную при разбирательстве дела в судах обоих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки судом и получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием в решении и апелляционном определении и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных актов.
Несогласие административного истца с выводами суда в связи с иным субъективным толкованием норм права, примененных судом, правильность обжалуемых судебных актов не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права судом не свидетельствуют, и не могут служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2022 года и апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий Судьи
Мотивированное кассационное определение составлено 17 июля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.