Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Корнюшенкова Г.В, Стаховой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Минина Юрия Петровича на решение Великолукского районного суда Псковской области от 7 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 26 октября 2023 года по административному делу N 2а-358/2023 по административному исковому заявлению Минина Ю.П. к судебному приставу-исполнителю ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов УФССП России по Псковской области Карповой В.С, врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов УФССП России по Псковской области Кукбая К.П, УФССП России по Псковской области о признании незаконными постановлений, действий (бездействия) должностных лиц.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Минин Ю.П. обратился в Великолукский районный суд Псковской области с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов УФССП России по Псковской области Карповой В.С, врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов УФССП России по Псковской области Кукбая К.П, УФССП России по Псковской области о признании незаконными постановлений, действий (бездействия) должностных лиц.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 15 апреля 2020 г. судебным приставом-исполнителем ОСП Великолукского, Куньинского, Новосокольнического районов Кузьменковой И.Г. на основании судебного приказа N 2-3234/2019 от 21 ноября 2019 г. судебного участка N 105 по г. Усть-Кут Иркутской области о взыскании с Минина Ю.П. в пользу Щемелевой Ю.П. алиментов на содержание несовершеннолетних детей: ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1/3 части всех видов заработка и (или) иного дохода должника ежемесячно, начиная с 21 ноября 2019 г, возбуждено исполнительное производство N.
В рамках данного исполнительного производства административный истец обратился в ОСП с заявлением N с просьбой приобщить к материалам исполнительного производства документы, произвести расчет задолженности по алиментам за период с мая 2020 г. по март 2023 г, при этом не учитывать сумму 53, 37 руб, поскольку она была незаконно списана 28 мая 2020 г.; за период с апреля 2020 г. по январь 2021 г. учесть его доходы, которые были получены по трудовому договору; за период с февраля 2021 г. по декабрь 2022 г. учесть, что административный истец не может устроиться на работу по вине судебных приставов-исполнителей, поскольку защищает свои права в судебном порядке; рассмотреть настоящее заявление в соответствии с требованиями законодательства, предоставить постановление с решением об изменении банковского счета и реквизитов.
Судебный пристав-исполнитель Карпова В.С, рассмотрев данное заявление, вынесла постановление от 28 апреля 2023 г. N о частичном удовлетворении заявления и постановление от 28 апреля 2023 г. N о расчете задолженности по алиментам, согласно которому задолженность по алиментам за период с 01 мая 2020 г. по 31 марта 2023 г. составляет 656 292, 92 руб.
Административный истец, полагая действия (бездействия), решения должностных лиц ОСП незаконными, в административном иске просил суд:
признать незаконным и отменить постановление судебного пристава- исполнителя от 28 апреля 2023 г. N об удовлетворении (частичном удовлетворении) заявления (ходатайства);
признать незаконным и отменить постановление судебного пристава- исполнителя от 28 апреля 2023 г. N о расчете задолженности по алиментам;
признать незаконным и отменить сопроводительное письмо без даты и регистрационного номера;
признать незаконными действия и бездействия судебного пристава- исполнителя Карповой В.С.: в части неверного математического расчета с подсчетом общих сумм в постановлении от 28 апреля 2023 г. N о расчете задолженности по алиментам; неверно прописанной средней месячной зарплаты по Российской Федерации за март 2023 г, а именно, ничем не подтвержденной суммы 65 094 руб.; в части прописанной ложной и недостоверной информации в разделе "Установил" постановления от 28 апреля 2023 г. N об удовлетворении (частичном удовлетворении) заявления (ходатайства); оформления постановления от 28 апреля 2023 г. N об удовлетворении (частичном удовлетворении) заявления (ходатайства) в не соответствии с требованиями пунктов 5, 6, 7 части 2 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", утвержденной формы постановления в приложении N 146 к приказу ФССП России от 4 мая 2016 г. N 238, приложения N1 Методических рекомендаций от 11 апреля 2014 г. N 15-9, пункта 3.3.3.7 Инструкции по делопроизводству в ФССП, утвержденной приказом ФССП России от 10 декабря 2010 г. N 682; не направления взыскателю Щемелевой Ю.П. по адресу: "адрес", постановления от 28 апреля 2023 г. N об удовлетворении (частичном удовлетворении) заявления (ходатайства); не предоставления в адрес истца постановления о внесении изменений в ранее вынесенное постановление с решением об изменении банковских реквизитов, обозначенное в пункте 2 постановления от 15 апреля 2020 г. N о возбуждении исполнительного производства, на измененный в январе-феврале 2021 г.;
признать незаконными действия и бездействия врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП Кукбая К.П. в связи с отсутствием контроля в части принятого судебным приставом-исполнителем решения в постановлении от 28 апреля 2023 г. N об удовлетворении (частичном удовлетворении) заявления (ходатайства).
Решением Великолукского районного суда Псковской области от 7 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 26 октября 2023 года, в удовлетворении административного иска Минина Ю.П. отказано.
В кассационной жалобе Минина Ю.П. на решение Великолукского районного суда Псковской области от 7 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 26 октября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 27 апреля 2024 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 8 мая 2024 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, как незаконных и необоснованных и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Содержащееся в кассационной жалобе ходатайство об истребовании и исследовании новых материалов по административному делу оставлено судебной коллегией без удовлетворения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу, давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам, а также принимать к рассмотрению к рассмотрению новые доказательства, не наделен.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, 15 апреля 2020 г. судебным приставом ОСП возбуждено исполнительное производство N в отношении должника - Минина Ю.П. на основании судебного приказа от 21 ноября 2019 г. о взыскании с Минина Ю.П. в пользу Щемелевой Ю.П. алиментов на содержание несовершеннолетних детей, начиная с 21 ноября 2019 г. и до совершеннолетия детей.
В рамках данного исполнительного производства Минин Ю.П. обратился в ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов УФССП России по Псковской области с заявлением N, в котором просил:
приобщить к материалам исполнительного производства приложенные к заявлению документы;
произвести расчет задолженности по алиментам за период с мая 2020 г. по март 2023 г, в постановлении о расчете задолженности по алиментам не учитывать сумму 53, 37 руб, поскольку она была незаконно списана 28 мая 2020 г.;
при расчете задолженности за период с апреля 2020 г. по январь 2021 г. учесть его доходы, которые были получены по трудовому договору в связи с уходом за инвалидом 1 группы;
при расчете задолженности за период с февраля 2021 г. по декабрь 2022 г. учесть, что истец не может устроиться на работу по вине судебных приставов- исполнителей, поскольку защищает свои права в судебном порядке;
при расчете задолженности по алиментам учесть разъяснения требований нормативных правовых актов, касающиеся средств, получаемых по уходу за инвалидом 1 группы;
постановление по результатам рассмотрения заявления оформить в соответствии с требованиями части 2 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и по форме, утвержденной приложением 146 и 147 к Приказу ФССП России от 04 мая 2016 г. N 238, приложения N1 Методических рекомендаций от 11 апреля 2014 г. N15-9;
в соответствии с требованиями частей 5-7 статьи 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предоставить заявителю постановление об удовлетворении заявления или об отказе в удовлетворении;
предоставить постановление с решением об изменении банковского счета и реквизитов, измененные в январе-феврале 2021 г.;
предоставить постановление о расчете задолженности.
Судебный пристав-исполнитель ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов УФССП России по Псковской области Карпова В.С, рассмотрев данное заявление, вынесла постановление от 28 апреля 2023 г. N о частичном удовлетворении заявления и постановление от 28 апреля 2023 г. N о расчете задолженности по алиментам, согласно которому задолженность по алиментам за период с 01 мая 2020 г. по 31 марта 2023 г. составляет 656 292, 92 руб, должником произведена частичная оплата алиментов за данный период в размере 4 146, 37 руб.
Разрешая административное дело, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что судебный пристав-исполнитель действовал в соответствии с требованиями закона, оспариваемые постановления, вынесенные судебным приставом-исполнителем, являются законными и обоснованными, расчет алиментов произведен правильно, в связи с чем отказал в удовлетворении административного иска.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что они соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрен порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве. При этом заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными указанным Федеральным законом. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом- исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Согласно части 5 статьи 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично, либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 7 статьи 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В данном случае судами установлено, что заявление Минина Ю.П. N рассмотрено судебным приставом-исполнителем ОСП Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов УФССП России по Псковской области Карповой В.С. в установленный законом десятидневный срок, по результатам рассмотрения вынесено постановление от 28 апреля 2023 г. N об удовлетворении (частичном удовлетворении) заявления (ходатайства).
В вынесенном судебным приставом - исполнителем постановлении даны ответы на все поставленные в заявлении Минина Ю.П. вопросы.
Удовлетворено заявление Минина Ю.П. в части пункта 1 - о приобщении к материалам исполнительного производства документов; пункта 2 - произведен расчет задолженности по алиментам за период с 01 мая 2020 г. по 31 марта 2023 г. с учетом приобщенных документов; пунктов 7-8 заявления - рассмотрено заявление Минина Ю.П, вынесено постановление в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Отказано в удовлетворении заявления Минина Ю.П. в части пункта 3 - сумма 53, 37 руб. учтена в расчете задолженности по алиментам от 14 июня 2022 г, списана с расчетного счета должника на основании статьи 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве"; пунктов 4 и 5 заявления - расчет задолженности по алиментам произведен на основании статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, статей 14, 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве"; пункта 6 - суммы, полученные Мининым Ю.П. за осуществление ухода за инвалидом, нельзя расценивать как его заработок или иной доход по основному месту работы, в связи с этим размер алиментов правомерно рассчитан исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации; пункта 9 - постановление с решением об изменении банковского счета и реквизитов в рамках данного исполнительного производства не выносилось, в связи с тем, что форма данного постановления не предусмотрена программным комплексом АИС ФССП России, а также приказом ФССП РФ от 4 мая 2016 г. N 238.
Вывод судов о том, что вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление от 28 апреля 2023 г. о расчете задолженности по алиментам соответствует требованиям статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве", при установленных по делу обстоятельствах, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит верным.
В соответствии с частью 2 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Согласно части 3 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал, либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
На основании данных правовых норм, и учитывая, что должник Минин Ю.П. в указанный в постановлении период времени не работал, документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, не представил, расчет задолженности по алиментам правомерно произведен исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.
Из постановления от 28 апреля 2023 г. о расчете задолженности по алиментам следует, что задолженность не начислялась за то время, когда Минин Ю.П. находился на лечении в медицинских учреждениях, учтена частичная оплата Мининым Ю.П. алиментов (за период с 01 мая 2020 г. по 31 марта 2023 г. оплачено 4 146, 37 руб.), сумма задолженности составила 656 292, 92 руб.
Судами установлено, что вышеуказанные постановления от 28 апреля 2023 г. вместе с сопроводительным письмом были направлены в адрес Минина Ю.П. почтовой связью 3 мая 2023 г, получены адресатом 5 мая 2023 г.
В силу части 7 статьи 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления должны были быть направлены в адрес заявителя не позднее 30 апреля 2023 г. Вместе с тем, как обоснованно указано судами, нарушение установленного законом срока направления постановлений, однако данное обстоятельство не является основанием для признания действий или решений судебного пристава-исполнителя незаконными, поскольку несоблюдение данного срока не повлекло нарушение прав, свобод и законных интересов Минина Ю.П, не создало для него каких-либо неблагоприятных последствий.
Судами с учетом положений статьи 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" дана надлежащая оценка доводам Минина Ю.П. в части того, что задолженность по алиментам не может быть рассчитана исходя из средств, полученных им в связи с уходом за инвалидом.
Также дана оценка доводам административного истца о том, что судебным приставом-исполнителем необоснованно учтены суммы 53, 37 руб. и 30 296, 92 руб. и не приняты во внимание денежные суммы, полученные Мининым Ю.П. за осуществление ухода за инвалидом
Алименты, удержанные работодателем из премии по итогам работы во втором полугодии 2019 г, в размере 30296, 92 руб, учтены судебным приставом-исполнителем в апреле 2020 г, а оспариваемый расчет произведен с 01 мая 2020 г. Списанная 28 мая 2020 г. с расчетного счета должника денежная сумма в размере 53, 37 руб. в счет погашения имеющейся задолженности по алиментам учтена судебным приставом-исполнителем при расчете задолженности.
При этом суды также обоснованно исходили из того, что указанные выше доводы Минина Ю.П. в части незаконного удержания 53, 37 руб. и необходимости учета 30 296, 92 руб. ранее уже являлись предметом судебной проверки, им давалась оценка (дело N 2а-280/2023).
Судебный пристав-исполнитель обоснованно применил при расчете имеющиеся сведения о размере средней заработной платы в Российской Федерации. Данные действия судебного пристава-исполнителя не могут быть расценены как незаконные, математической ошибки в расчете не допущено.
При последующем расчете размер задолженности по алиментам подлежит корректировки с учетом опубликованных сведений о средней заработной плате в Российской Федерации за март 2023 года.
Суды обоснованно отказали в удовлетворении административного иска в части признания незаконным сопроводительного письма судебного пристава-исполнителя о направлении в адрес Минина Ю.П. оспариваемых постановлений, поскольку данное письмо не является решением должностного лица, не нарушает прав и законных интересов истца, не влечет для него каких-либо правовых последствий и не подлежит самостоятельному оспариванию в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Не усматривает судебная коллегия оснований не согласиться и с выводами судов об отсутствии со стороны судебного пристава-исполнителя незаконного бездействия в связи с непредоставлением в адрес административного истца постановления о внесении изменений в ранее вынесенное постановление от 15 апреля 2020 г. N о возбуждении исполнительного производства в части банковских реквизитов.
Судами установлено, что постановление об изменении банковских реквизитов судебным приставом-исполнителем не выносилось, в связи с чем требования административного истца о предоставлении такого постановления необоснованны.
Измененные банковские реквизиты, на которые следует оплачивать алименты, судебный пристав-исполнитель довел до Минина Ю.П, административному истцу предоставлена квитанция с банковскими реквизитами, по которым, как установлено судами, он оплачивает алименты в размере 1 руб. на каждого ребенка.
Верными являются и выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований Минина Ю.П. к врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП Кукбая К.П. о признании незаконным бездействия в связи с отсутствием контроля за вынесенными судебным приставом- исполнителем постановлениями. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" предусматривает, что проверка вынесенных судебным приставом-исполнителем решений, действий (бездействия) осуществляется в порядке подчиненности на основании заявлений, жалоб, поданных сторонами исполнительного производства, иными заинтересованными лицами, и является формой контроля со стороны вышестоящего должностного лица. Однако сведений о подаче административным истцом таких жалоб в материалах дела не имеется. Закон не обязывает начальника отделения - старшего судебного пристава осуществлять контроль за рассмотрением судебным приставом-исполнителем всех заявлений и ходатайств должников, поэтому доводы об отсутствии со стороны указанного должностного лица надлежащего контроля обоснованно признаны судами несостоятельными.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае совокупности таких обстоятельств по делу судами не установлено.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Великолукского районного суда Псковской области от 7 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 26 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Минина Юрия Петровича - без удовлетворения.
Решение Великолукского районного суда Псковской области от 7 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 26 октября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 17 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.