Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, с участием прокурора Поповой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Агентства по тарифам и ценам Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 26 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 2 ноября 2023 года по административному делу N 3а-250/2023 по административному исковому заявлению ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" о признании не действующим в части постановлений Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 7 декабря 2018 года N 72-т/11 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории МО "Город Архангельск", от 30 ноября 2018 года N 69-т/7 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории МО "Уземское" МО "Приморский муниципальный район", от 30 ноября 2018 года N 69-т/6 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории МО "Приморское" МО "Приморский муниципальный район".
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 7 декабря 2018 г. N 72-т/11 (далее - Постановление от 7 декабря 2018 г. N 72-т/11, Постановление N 72-т/11), опубликованным 14 декабря 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Архангельск" (далее - ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск", общество, организация) потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Архангельск" на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 гг. для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 1.
В приложении N 2 к Постановлению N 72-т/11 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Архангельск", на каждый год регулирования.
В приложении N 3 к Постановлению N 72-т/11 установлены тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск", поставляемую потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Архангельск", на каждый год регулирования.
22 ноября 2022 г. Агентством по тарифам и ценам Архангельской области принято постановление N 91-т/74 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 7 декабря 2018 г. N 72-т/11" (далее - Постановление N 91-т/74), которое 28 ноября 2022 г. опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Названным постановлением приложения N 2 и N 3 к Постановлению N 72-т/11 изложены в новой редакции, в частности, утверждены тарифы на тепловую энергию на период с 1 января по 31 декабря 2023 г, которые вводятся в действие с 1 декабря 2022 г.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 ноября 2018 г. N 69-т/7 (далее - Постановление от 30 ноября 2018 г. N 69-т/7, Постановление N 69-т/7), опубликованным 7 декабря 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Уемское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 гг. для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 1.
В приложении N 2 к Постановлению N 69-т/7 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Уемское" муниципального образования "Приморский муниципальный район", на каждый год регулирования.
В приложении N 3 к Постановлению N 69-т/7 установлены льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Уемское" муниципального образования "Приморский муниципальный район", на каждый год регулирования.
22 ноября 2022 г. Агентством по тарифам и ценам Архангельской области принято постановление N 91-т/73 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 ноября 2018 г. N 69-т/7" (далее - Постановление N 91-т/73), которое 29 ноября 2022 г. опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Указанным постановлением приложения N 2 и N 3 к Постановлению N 69-т/7 изложены в новой редакции, в частности, утверждены тарифы на тепловую энергию на период с 1 января по 31 декабря 2023 г, которые вводятся в действие с 1 декабря 2022 г.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 ноября 2018 г. N 69-т/6 (далее - Постановление от 30 ноября 2018 г. N 69-т/6, Постановление N 69-т/6), опубликованным 7 декабря 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 гг. для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 1.
В приложении N 2 к Постановлению N 69-т/6 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район", на каждый год регулирования.
В приложении N 3 к Постановлению N 69-т/6 установлены льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район", на каждый год регулирования.
28 ноября 2022 г. Агентством по тарифам и ценам Архангельской области принято постановление N 94-т/32 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 ноября 2018 г. N 69-т/6" (далее - Постановление N 94-т/32), которое 1 декабря 2022 г. опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Указанным постановлением приложения N 2 и N 3 к Постановлению N 69-т/6 изложены в новой редакции, в частности, утверждены тарифы на тепловую энергию на период с 1 января по 31 декабря 2023 г, которые вводятся в действие с 1 декабря 2022 г.
Теплоснабжающая организация ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" обратилась в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать не действующими Постановление от 7 декабря 2018 г. N 72-т/11 в редакции Постановления N 91-т/74, Постановление от 30 ноября 2018 г. N 69-т/7 в редакции Постановления N 91-т/73, Постановление от 30 ноября 2018 г. N 69-т/6 в редакции Постановления N 94-т/32 в части, не учитывающей специальную надбавку к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным путям ООО "Газпром газораспределение Архангельск", ссылаясь в обоснование требований на то, что в нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, при корректировке тарифа на тепловую энергию на 2023 год Агентством по тарифам и ценам Архангельской области в составе тарифа специальная надбавка к тарифу на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Архангельск" определена в нулевом размере. Фактически исключив данную надбавку из расчетов необходимой валовой выручки, орган регулирования установилтариф на тепловую энергию на 2023 год в экономически необоснованном размере, что приводит к убыточности деятельности организации.
Решением Архангельского областного суда от 26 июля 2023 года административные исковые требования ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" удовлетворены.
Признаны недействующими со дня принятия:
Постановление от 7 декабря 2018 г. N 72-т/11 в редакции Постановления N 91-т/74;
Постановление от 30 ноября 2018 г. N 69-т/7 в редакции Постановления N 91-т/73;
Постановление от 30 ноября 2018 г. N 69-т/6 в редакции Постановления N 94-т/32.
Кроме того, с Агентства по тарифам и ценам Архангельской области в пользу ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" взысканы судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины при подаче административного иска.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 2 ноября 2023 года решение Архангельского областного суда от 26 июля 2023 года оставлено без изменения.
При этом судом апелляционной инстанции уточнены абзацы первый, второй, третий, четвертый и пятый резолютивной части решения суда, изложив их следующим образом:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Архангельск" удовлетворить.
Признать не действующими:
постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 7 декабря 2018 г. N 72-т/11 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Архангельск" в части тарифов на тепловую энергию, установленных в приложениях N 2 и N 3 к постановлению на период с 1 января по 31 декабря 2023 г, со дня принятия постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 22 ноября 2022 г. N 91 -т/74 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 7 декабря 2018 года N 72- т/11";
постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 ноября 2018 г. N 69-т/7 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Уемское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" в части тарифов на тепловую энергию, установленных в приложениях N 2 и N 3 к постановлению на период с 1 января по 31 декабря 2023 г, со дня принятия постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 22 ноября 2022 г. N 91 -т/73 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 ноября 2018 года N 69- т/7";
постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 ноября 2018 г. N 69-т/6 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" в части тарифов на тепловую энергию, установленных в приложениях N 2 и N 3 к постановлению на период с 1 января по 31 декабря 2023 г, со дня принятия постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28 ноября 2022 г. N 94-т/32 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 ноября 2018 года N 69- т/6".
В кассационной жалобе Агентства по тарифам и ценам Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 26 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 2 ноября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 2 мая 2024 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 13 мая 2024 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, как принятых с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области является уполномоченным органом исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования в соответствии с Положением об Агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. N 214-пп.
При рассмотрении административного дела судами установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия, опубликования и введения в действие, и по этим основаниям не оспариваются.
Материалами дела установлено, что ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения на территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Уемское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" и "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район".
27 апреля 2022 года ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" обратилось в Агентство по тарифам и ценам Архангельской области с заявлениями о корректировке установленных на 2023 год тарифов на тепловую энергию потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Архангельск", муниципального образования "Уемское" муниципального образования "Приморский муниципальный район", муниципального образования "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район".
В составе материалов (первоначальных и дополнительных) к заявлениям представлены расчет расходов топлива по котельным ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" муниципальных образований "Город Архангельск", муниципального образования "Уемское" муниципального образования "Приморский муниципальный район", муниципального образования "Приморское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" (соответственно), и расчеты средней цены газа по каждому из муниципальных образований, в которых общество предлагало установить ему на 2023 г. специальную надбавку к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Архангельск", утвержденную на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. в размере 198, 14 руб./1000 куб.м. постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27 декабря 2021 г. N 86-п/9 "Об утверждении специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Архангельск" для финансирования программы газификации на 2022 год", с индексацией в размере 108, 5% согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.
К каждому из заявлений были представлены реестры счетов-фактур на поставку топлива за 2021 г. и 9 месяцев 2022 г. с указанием о том, что договор поставки газа был заключен ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" с ООО "Газпром Межрегионгаз Ухта" способом закупки - закупка у единственного поставщика. В прилагаемых реестрах счетов-фактур на поставку газа указана специальная надбавка, несение расходов на которую подтверждено счетами-фактурами, товарными накладными и актами сдачи- приемки газа.
Специалистом (экспертом) Агентства по тарифам и ценам Архангельской области по результатам изучения представленных материалов составлены экспертные заключения от 21 ноября 2022 г. и от 27 ноября 2022 г, из которых видно, что им при расчете плановой необходимой валовой выручки, скорректированной на 2023 г, в составе расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, в частности, расходов на топливо и расходов на доставку топлива специальная надбавка учтена в нулевом размере со ссылкой на то, что она на 2023 г. агентством не установлена (пункты 2.1.3.1, 2.1.3.2, приложения N 3 к экспертным заключениям).
Из приложений N 3 "Топливный баланс ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" к экспертным заключениям усматривается, что данная специальная надбавка учтена в нулевом размере в показателе "цена натурального топлива - газ", включающем в себя: регулируемую оптовую цену на газ; тариф на транспортировку газа по газораспределительным сетям газораспределительной организации; плату за снабженческо-сбытовые услуги.
Исходя из приложения N 3 к экспертным заключениям "Расчет средней цены газа на 2023 год", специальная надбавка в нулевом размере учтена и в расчете цены газа.
Разрешая административное дело и соглашаясь с доводами административного истца о том, что орган регулирования установилтариф на тепловую энергию на 2023 год в экономически необоснованном размере, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые в части постановления тарифного органа не соответствуют требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, по поводу которых возник спор, и имеющих большую юридическую сил.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции согласилась, как основанными на правильном применении норм закона и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было, нормы материального права применены судами верно.
В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, и принципом обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.
Согласно пункту 51 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением их пересмотра в соответствии с настоящим документом.
В пункте 52 Основ ценообразования определено, что орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
В силу пункта 49 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования). При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний).
В соответствии с пунктами 15, 16, 20, 28 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (пункт 31 Основ ценообразования).
При принятии Постановления N 91-т/74, Постановления N 91-т/73 и Постановления N 94-т/32 действовало постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27 декабря 2021 г. N 86-п/9 "Об утверждении специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Архангельск" для финансирования программы газификации на 2022 год", которым на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. указанная специальная надбавка утверждена в размере 198, 14 руб./1000 куб. м.
На период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. специальная надбавка утверждена постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 декабря 2022 г. N 104-п/1 "Об утверждении специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Архангельск" для финансирования программы газификации на 2023 - 2024 годы" (в размере 218, 69 руб./1000 куб. м).
Однако утверждение специальной надбавки на период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. только 30 декабря 2022 г. не свидетельствует об отсутствии обязанности регулирующего органа учесть данную надбавку при определении необходимой валовой выручки ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" на 2023 год.
Общими принципами организации экономических отношений в сфере теплоснабжения, помимо прочего, являются соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункты 5 и 7 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
Исходя из указанных принципов, а также практики оценки обосновывающих материалов, подход тарифного органа должен быть предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
Общими принципами организации экономических отношений в сфере теплоснабжения, помимо прочего, являются соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункты 5 и 7 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
Исходя из указанных принципов, а также практики оценки обосновывающих материалов, подход тарифного органа должен быть предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
В связи с изложенным судами нижестоящих инстанций обоснованно учтено, что при определении необходимой валовой выручки ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" на 2019 г, на 2020 г, на 2021 г. и на 2022 г. при тарифном регулировании его деятельности Агентством по тарифам и ценовой политике Архангельской области такая специальная надбавка была учтена.
Необходимость учета названной специальной надбавки в тарифном регулировании административным ответчиком не оспаривается.
Неустановление специальной надбавки на период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. для ООО "Газпром газораспределение Архангельск" самим тарифным органом до 30 декабря 2022 г, во всяком случае не должно влиять на установление экономически обоснованного тарифа для ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск". При этом обоснованно учтено, что исходя из содержания государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области", к источникам финансирования мероприятий по газификации отнесены только федеральный бюджет, областной бюджет, местные бюджеты и внебюджетные средства, в связи с чем внесение Правительством Архангельской области изменений в данную программу, имеющих значение для ООО "Газпром газораспределение Архангельск", на права ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" в рассматриваемых правоотношениях в рамках тарифной компании по корректировке тарифа не влияет.
В отсутствие установленной специальной надбавки на период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. для ООО "Газпром газораспределение Архангельск", административный ответчик имел возможность оставления специальной надбавки в тарифном регулировании для ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" на текущем уровне. Запрета на такие действия для органа регулирования, как правомерно указано судами, действующее законодательство не содержит.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции также находит верными выводы судов о возможности тарифного органа определить и учесть специальную надбавку при установлении тарифа административному истцу расчетным способом.
Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. с целью смягчения тарифной нагрузки на потребителей в 2023 - 2024 гг. индексацию цен (тарифов) в сферах газоснабжения, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами следует перенести с 1 июля 2023 г. на 1 декабря 2022 г. Индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей, а также тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям, с 1 декабря 2022 г. составит 8, 5% (разделы "Цены (тарифы) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе", "Регулируемые цены и тарифы в сфере газоснабжения").
Положения названного Прогноза подлежат применению по отношению к специальной надбавке, поскольку она учитывается при определении цены газа и входит в состав структуры оспариваемых тарифов.
Между тем, как обоснованно указано судами, экспертные заключения тарифного органа не содержат анализ и оценку плановых расходов ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" на специальную надбавку, заявленную и рассчитанную им на уровне планового размера предыдущего периода.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 г. N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" исполнительным органам субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не позднее 15 дней со дня вступления в силу данного постановления надлежит установить (скорректировать) на 2023 г. без календарной разбивки и ввести в действие с 1 декабря 2022 г. регулируемые цены (тарифы) в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 г. N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации" утверждение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенным для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, по согласованию с газораспределительными организациями отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 27 пункта 9 Положения об Агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. N 214-пп, установление специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, по согласованию с газораспределительными организациями, отнесено к компетенции названного агентства.
Таким образом, установление тарифов на тепловую энергию и специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территории Архангельской области, находится в пределах полномочий одного и того же органа исполнительной власти Архангельской области, в связи с чем Агентство по тарифам и ценам Архангельской области имело возможность установить специальную надбавку к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Архангельск" на 2023 г. в срок, позволяющий ее учесть в расчетах расходов ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" на топливо и расходов на доставку топлива, а также цены газа, при корректировке тарифа ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" на тепловую энергию на 2023 г, который согласно подпункту 6 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 г. N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" следовало установить (скорректировать) в срок до 28 ноября 2022 г. и ввести в действие с 1 декабря 2022 г.
Поскольку специальная надбавка участвует в расчетах определения расходов регулируемой организации на топливо, расходов на доставку топлива, а также в расчетах цены газа, в целях установления (корректировки) тарифа на тепловую энергию на 2023 г, а необходимость несения расходов на специальную надбавку была ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" подтверждена, то ее установление Агентством по тарифам и ценам Архангельской области в нулевом размере правомерно признано судами экономически необоснованным, поскольку не обеспечивает необходимую валовую выручку регулируемой организации, вследствие чего у нее возникают необоснованные убытки.
Доводы кассационной жалобы о том, что в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования отклонение плановых значение, установленных на 2023 г. в тарифе на тепловую энергию, от фактических, в том числе отклонение экономически обоснованной цены используемого топлива (газа) от плановой цены газа, может быть учтено при корректировке необходимой валовой выручки ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" на 2025 г. о незаконности либо необоснованности постановленных по данному административному делу судебных актов не свидетельствуют.
В соответствии с пунктом 33 Правил регулирования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
По смыслу данного положения Правил регулирования механизм корректировки предполагает приведение плановых значений тарифа к фактическим, а не компенсацию неправомерно исключенных позиций, подлежащих учету и имеющих значение при установлении тарифа.
В противном случае, сохраняется возможность действия экономически необоснованных тарифов в нарушение принципов соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя и обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (пункты 5 и 7 статьи 3, пункты 2 и 3 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Поскольку установление специальной надбавки в нулевой размере, и с учетом данного обстоятельства установление тарифа ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" на тепловую энергию на 2023 г, являются экономически необоснованными, вывод судов о том, что оспариваемые тарифные решения подлежат пересмотру, следует признать правильным.
С учетом того, что административный истец ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" выражал несогласие с размером тарифа, установленного только на 2023 г, судом апелляционной инстанции уточнена резолютивная часть решения суда. В данной части апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 2 ноября 2023 года в кассационной жалобе Агентства по тарифам и ценам Архангельской области по существу не оспаривается.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Архангельского областного суда от 26 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 2 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства по тарифам и ценам Архангельской области - без удовлетворения.
Решение Архангельского областного суда от 26 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 2 ноября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 24 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.