Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Корнюшенкова Г.В, Стаховой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 декабря 2023 года по административному делу N 2а-8361/2023 по административному исковому заявлению Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, возражения против кассационной жалобы прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сыктывкарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми с требованиями обязать в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований федерального законодательства путем проведения следующих работ:
из расчета количества спальных мест в расположении отрядов для осужденных оборудовать общежития отрядов NN 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, расположенные на территории ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми количеством писсуаров, предусмотренных пунктом 32 таблицы N 14.3 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, примечанием к таблице 14.3 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N1454/пр;
из расчета количества спальных мест в расположении отрядов для осужденных оборудовать общежития отрядов NN 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8. 9, расположенные на территории ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми количеством ножных ванн, предусмотренных пунктами 31 таблицы N 14.3 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N1454/пр, примечанием к таблице 14.3 свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N1454/пр.;
оборудовать административное здание с основным КПП, расположенное на территории ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, рентгенотелевизионной установкой для проведения досмотра посылок, личных вещей, ручной клади в соответствии с требованиями п. 12.1.7 и приложения А Своды правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N1454/пр.
В обоснование заявленных прокурором требований указано, что ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми является учреждением уголовно-исполнительной системы, однако, в нарушение требований законодательства не обеспечивает в полной мере условия содержания осужденных, что в свою очередь создает препятствие для соблюдения прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение и не способствует достижению основной цели уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, а именно исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Республике Коми.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 декабря 2023 года, административное исковое заявление Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России удовлетворено частично.
На ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований федерального законодательства путем проведения следующих работ:
из расчета количества спальных мест в расположении отрядов для осужденных оборудовать общежития отрядов NN2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, расположенные на территории ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми количеством писсуаров, предусмотренных пунктом 32 таблицы N 14.3 свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, примечанием к таблице 14.3 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N1454/пр;
из расчета количества спальных мест в расположении отрядов для осужденных оборудовать общежития отрядов NN 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, расположенные на территории ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми количеством ножных ванн, предусмотренных пунктами 31 таблицы N 14.3 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N1454/пр, примечанием к таблице 14.3 свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр.;
оборудовать административное здание с основным КПП, расположенное на территории ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, рентгенотелевизионной установкой для проведения досмотра посылок, личных вещей, ручной клади в соответствии с требованиями пункта 12.1.7 и приложения А Своды правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N1454/пр.
В удовлетворении требований к ФСИН России об обязании в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований федерального законодательства путем проведения работ по оборудованию общежития отрядов санитарным оборудованием в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, рентгенотелевизионной установкой отказано.
В кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, поступившей в суд первой инстанции 23 апреля 2024 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 15 мая 2024 года, ставится вопрос об отмене решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 сентября 2023 года в той части, в которой исковые требования были удовлетворены, отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 декабря 2023 года полностью в связи с существенным нарушением норм материального права, не соответствием выводов суда установленным обстоятельствам по делу, и вынесении нового судебного решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований обратиться в суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации к задачам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации относит регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии с пунктами 2, 4 и 5 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Разрешая административное дело, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении требований уголовно-исполнительного законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований прокурора, возложил на административного ответчика - ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми обязанность устранить допущенные нарушения.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми с выводами суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения осужденных надлежащими условиями отбывания наказания в исправительном учреждении.
В ходе проведенной прокуратурой проверки, а также в ходе рассмотрения данного административного дела судами установлено, что в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, в общежитии отряда N 1 установлены 4 писсуара, 1 ножная ванна; в отряде N 2 установлена 1 ножная ванна, писсуар отсутствует; в отряде N 3 установлена 1 ножная ванна, писсуар отсутствует; в отряде N 4 установлена 1 ножная ванна, писсуар отсутствует; в отряде N 5 установлено 3 писсуара, 2 ножные ванны; в отряде N 6 установлена 1 ножная ванна, писсуар отсутствует; в отряде N 7 установлена 1 ножная ванна, писсуар отсутствует; в отряде N 8 установлена 1 ножная ванна, писсуар отсутствует; в отряде N 9 установлена 1 ножная ванна, писсуар отсутствует.
Согласно информации, предоставленной начальником ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, количество спальных мест в отряде N 1 составляет 60 человек, лимит наполнения - 80; в отряде N 2 составляет 52 человек, лимит наполнения - 60; в отряде N 3 составляет 42 человек, лимит наполнения - 60; в отряде N 4 составляет 63 человек, лимит наполнения - 80; в отряде N 5 составляет 63 человек, лимит наполнения - 70; в отряде N 6 составляет 0 человек, лимит наполнения - 55; в отряде N 7 составляет 55 человек, лимит наполнения - 80; в отряде N 8 составляет 49 человек, лимит наполнения - 70; в отряде N 9 составляет 17 человек, лимит наполнения - 50.
С учетом возможного числа осужденных, содержащихся в отрядах, данное количество писсуаров и ножных ванн не соответствует требованиям действующего законодательства из расчета 1 писсуар и 1 ножная ванна на 15 осужденных (пункты 31, 32 таблицы N 14.3 Свода правил "СП 308.1325800.2017. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N1454/пр).
Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статей 2, 12, 82, 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, пунктами 12.1.7, 14.3, 14.3.2 Свода правил "СП 308.1325800.2017. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)", утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу об обоснованности требований прокурора.
В силу части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях обеспечивается соблюдение определенного режима - установленного законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядка исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающего охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Согласно п. 12.1.7 Свода правил "СП 308.1325800.2017. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)", утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр в проходном коридоре основного КПП устраивается отсекающий тамбур, который образуется стенами проходного коридора и двумя решетчатыми перегородками с дверями, оборудованными электромеханическими запорными устройствами, управление которыми осуществляется из комнаты часового КПП. В объеме отсекающего тамбура проходного коридора КПП предусматривается место для установки стационарного металлообнаружителя и рентгенотелевизионной установки.
В ходе проведенной прокуратурой проверки а также судами установлено, что используемые в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в настоящее время технические средства при производстве обысков и досмотров не обеспечивают должного уровня правопорядка и безопасности в исправительном учреждении, что в кассационной жалобе не оспаривается.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию помещений ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, их оборудования в соответствие с актуальными требованиями действующего законодательства обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил.
Вопреки доводам кассационной жалобы, устранение выявленных нарушений правомерно возложено судом на ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми
В соответствии с Уставом ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми является исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Исправительная колония находится в ведении ФСИН России, являющееся собственником его имущества, а также выполняющим полномочия учредителя (пункт 1.2 и 1.3 Устава). При этом ФСИН России, как указано выше, привлечено к участию в деле в качестве административного соответчика.
Пунктом 2.1 Устава ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми закреплено, что предметом и целями деятельности исправительного учреждения являются, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение безопасности содержания в учреждении осужденных, а также обеспечение безопасности работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения.
На основании части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы (статья 11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы").
С учетом приведенных норм действующего законодательства, установленных судами в ходе рассмотрения административного дела обстоятельств, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов о наличии оснований для возложения на ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми обязанности по устранению выявленных прокурорской проверкой нарушений.
Суды нижестоящих инстанций обоснованно исходили из того, что характер выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений свидетельствует о необеспечении административным ответчиком надлежащей реализации режимных мероприятий в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, единого, соответствующего требованиям законодательства, подхода к материально-бытовому обеспечению осужденных в учреждениях системы исполнения наказаний в связи с длительным невыполнением в отношении указанного в административном иске имущества требований уголовно-исполнительного законодательства, и, следовательно, о создании препятствий для соблюдения прав осужденных на надлежащие условия содержания.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии необходимого финансирования со стороны ФСИН России не свидетельствуют об отсутствии выявленных судом нарушений и о наличии оснований для отмены постановленных по делу судебных актов в кассационном порядке.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 декабря 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 22 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.