Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А, Стаховой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1491/2023 по кассационной жалобе административного истца Ведищевой "данные изъяты" на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 21 декабря 2023 года и апелляционное определение Калининградского областного суда от 3 апреля 2024 года, которыми отказано в удовлетворении административного иска к ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса" о признании недействующими Правил поведения на особо охраняемой природной территории - в национальном парке "Куршская коса" - для лиц, осуществляющих любительское рыболовство на территории национального парка "Куршская коса"; Правил поведения для лиц, осуществляющих кино-, фото-, телесъемку на особо охраняемой природной территории - в национальном парке "Куршская коса"; Общих Правил поведения на особо охраняемой природной территории в национальном парке "Куршская коса"; Положения о выдаче разрешений на ведение экскурсионной деятельности на территории национального парка "Куршская коса"; Положение о порядке посещения территории национального парка "Куршская коса" и приказа по внесению изменений в него.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ведищева А.А. обратилась в суд с административным иском к ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса", в котором просила признать недействующими Правила поведения на особо охраняемой природной территории - в национальном парке "Куршская коса" - для лиц, осуществляющих любительское рыболовство на территории национального парка "Куршская коса", утвержденные Приказом ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса" N 169 от 01 ноября 2023 года; Правила поведения для лиц, осуществляющих кино-, фото-, телесъемку на особо охраняемой природной территории - в национальном парке "Куршская коса", утвержденные Приказом ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса" N 169 от 01 ноября 2023 года; Общие Правила поведения на особо охраняемой природной территории в национальном парке "Куршская коса", утвержденные Приказом ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса" N 156 от 01 сентября 2023 года; Положение о выдаче разрешений на ведение экскурсионной деятельности на территории национального парка "Куршская коса", утвержденное Приказом ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса" N 39 от 29 марта 2019 года; Положение о порядке посещения территории национального парка "Куршская коса", утвержденное Приказом ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса" N 193 от 09 октября 2023 года; Приказ ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса" N 265 от 13 декабря 2023 года "О внесении изменений в Положение о порядке посещения территории национального парка "Куршская коса" и обязать ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса" в течение двух дней со дня вступления в законную силу решения суда разместить приказ об их отмене в сети интернет на сайте http://www.park-kosa.ru/.
Свои требования мотивировала тем, что при посещении ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса" 26 октября 2023 года она узнала о принятии и действии на территории парка оспариваемых Правил, в соответствии с которыми запрещено осуществлять любительское рыболовство в неустановленных местах с улочкой более пятью крючками; для киносъёмки необходимо разрешение директора Учреждения, посещение заповедной зоны национального парка запрещено, а сама киносъемка в коммерческих целях должна быть предварительно оплачена; необходимо разрешение (свидетельство) на ведение экскурсионной деятельности, выданное Учреждением, а предоставление туристских и экскурсионных услуг на территории парка осуществляется исполнителями таких услуг только на основании письменных договорных отношений с Учреждением; Положением о порядке посещения территории национального парка также предусмотрена плата за посещение территории парка как в целях туризма и отдыха, так и за пребывание в перке лиц, осуществляющих свою коммерческую деятельность на территории национального парка.
По мнению истца, оспариваемые правила ограничивают право на свободное посещение национального парка, ограничивают любительское рыболовство, препятствуют осуществлению киносъемки, фотографированию в заповедной части национального парка уникальных заповедных мест в коммерческих целях, препятствуют свободно осуществлять экскурсионную деятельность на территории национального парка, содержат незаконные требования по взиманию платы за посещения национального парка в целях туризма и отдыха, равно как, содержат в себе незаконные требования по взиманию платы с лиц, осуществляющих свою трудовую (коммерческую) деятельность на территории национального парка "Куршская коса", что в целом противоречит нормам действующего законодательства, а потому правила подлежат признанию недействующими.
Решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 21 декабря 2023 года, оставленными без изменения апелляционным определением Калининградского областного суда от 3 апреля 2024 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе административный истец просит отменить состоявшиеся судебные акты, как принятые при неправильном применении норм материального права, и вынести новое решение, удовлетворив административный иск в полном объеме.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на них, представленные ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса" в письменной форме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами не допущено.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что оспариваемые Правила поведения на особо охраняемой природной территории ? в национальном парке "Куршская коса", Правил поведения на особо охраняемой природной территории - в национальном парке "Куршская коса", Правил поведения для лиц, осуществляющих кино-, фото-, телесъемку на особо охраняемой природной территории - в национальном парке "Куршская коса", Положения о порядке посещения территории ФГБУ Национальный парк "Куршская коса" приняты уполномоченным лицом при полном соответствии нормам: Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Федерального закона от 25 декабря 2018 года N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Закона от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 августа 1993 года N 769, Положения о национальном парке "Куршская коса", утвержденного Приказом Минприроды России от 09 августа 2022 года N516, Правил оказания услуг экскурсоводом (гидом) и гидом-переводчиком в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2022 года N 992, не нарушают права и законные интересы граждан, в том числе Ведищевой А.А.
Выводы судов следует признать правильными.
Взимание платы с физических лиц за посещение территории национального парка в целях туризма и отдыха соответствует Положению о национальном парке "Куршская коса", утвержденного Приказом Минприроды России от 09 августа 2022 года N 516 и Правилам определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2020 годаN 1039.
Необходимость подготовки и проверки лиц, оказывающих туристические услуги, на соответствие профессиональным стандартам и требованиям квалификационных характеристик, наличие профессиональной подготовки и необходимого уровня и квалификации, навыков и опыта предоставления информации по предмету экскурсии и экскурсионным объектам, а также обязательное наличие при себе разрешения (свидетельства) на ведение экскурсионной деятельности, соответствует требованием законодательства в сфере туризма.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что лица, временно пребывающие на территории Национального парка и осуществляющие на его территории трудовую деятельность, не относятся к числу физических лиц, которые освобождаются от взимания платы, что не противоречит закону и не может расцениваться, как ущемление прав и законных интересов административного истца.
Правила рыболовства, утвержденные Приказом N169 от 01 ноября 2022 года директора ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса", соответствуют целям и задачам Национального парка, а также законодательству о рыболовстве.
Право граждан на поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников, гарантированное статье 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", оспариваемыми Правилами съемки не ограничено. Ограничения, предусмотренные пунктом 4 оспариваемых Правил съемки, не являются вмешательством в деятельность, влекущим нарушение профессиональной самостоятельности средств массовой информации, также эти ограничения не относятся к иным способам ущемления свободы массовой информации, перечисленным в статье 58 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации". Данные ограничения лишь направлены на обеспечение сохранности участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Иные доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административного истца, выраженную при разбирательстве дела в судах обоих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки судом и получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных актов.
Несогласие административного истца с выводами суда в связи с иным толкованием норм права, примененных судом, правильность выводов суда также не опровергают, о нарушении норм материального права не свидетельствуют, и не могут служить основанием для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 21 декабря 2023 года и апелляционное определение Калининградского областного суда от 3 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение составлено 24 июля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.