Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационным жалобам администрации городского округа "Город Архангельск" и Павозковой Ирины Викторовны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 марта 2024 года по административному делу N 2а-5648/2023 по административному исковому заявлению Павозковой И.В. об оспаривании распоряжений администрации ГО "Город Архангельск" от 11 июля 2023 года N 4008р, от 17 июля 2023 года N 4124.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Павозкова И.В. обратилась в Ломоносовский районный суд г. Архангельска с административным исковым заявлением к администрации городского округа "Город Архангельск" (далее - Администрация) о признании незаконным распоряжений от 11 июля 2023 года N 4008р, от 17 июля 2023 года N 4124р, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что в июне 2023 года обратилась с заявлением о предоставлении субсидии в рамках реализации адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года N 153-пп, с приложением копий паспорта и решения Октябрьского районного суда г. Архангельска от 6 июня 2019 года по делу N 2-3164/2019. Распоряжением Администрации от 29 июня 2023 года N 3742р Павозковой И.В. предоставлена субсидия в размере 2 835 956 рублей 50 копеек для приобретения жилого помещения, установлен предельный срок обращения за перечислением субсидии - 14 ноября 2023 года. В июле 2023 года в устном порядке административный истец проинформирован о том, что правовых оснований для предоставления субсидии у Администрации не имеется, в связи с чем, распоряжением от 11 июля 2023 года N 4008р отменено распоряжение от 29 июня 2023 года N 3742р, а распоряжением от 17 июля 2023 года N 4124р в предоставлении дополнительной меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии отказано.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен департамент городского хозяйства администрации городского округа "Город Архангельск".
Решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 16 октября 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 марта 2024 года решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 16 октября 2023 года отменено, принято по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление Павозковой И.В. об оспаривании распоряжений администрации городского округа "Город Архангельск" от 11 июля 2023 года N 4008р, от 17 июля 2023 года N 4124р удовлетворено.
Признаны незаконными распоряжения администрации городского округа "Город Архангельск" от 11 июля 2023 года N 4008р "Об отмене распоряжения администрации городского округа "Город Архангельск" от 29 июня 2023 года N 3742р" и распоряжение администрации городского округа "Город Архангельск" от 17 июля 2023 года N 4124р "Об отказе в предоставлении субсидии".
С администрации городского округа "Город Архангельск" в пользу Павозковой И.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 450 рублей.
В кассационной жалобе администрации городского округа "Город Архангельск" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 марта 2024 года, поступившей в суд первой инстанции 14 мая 2024 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 21 мая 2024 года, ставится вопрос об отмене указанного судебного акта в связи с нарушением норм материального права, и принятии по делу нового судебного акта.
В кассационной жалобе Павозковой И.В, в лице представителя по доверенности Иващенко И.Ю, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 марта 2024 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 18 июня 2024 года, ставится вопрос об отмене указанного судебного акта в части, разрешив вопрос по существу о возложении обязанности на администрацию ГО "Город Архангельск" по предоставлению Павозковой И.В. распоряжения "О предоставлении субсидии" в размере 2 835 956 рублей 50 копеек не позднее 20 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Павозкова И.В. являлась сособственником квартиры по адресу: "адрес"
На основании заключения межведомственной комиссии от 28 апреля 2015 года N 183 распоряжением заместителя мэра города по городскому хозяйству мэрии города Архангельска был признан аварийным и подлежащим сносу, и включен Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года (Приложение N 2 к адресной программе Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года N 153-пп (далее - Адресная программа)).
Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 6 июня 2019 года по делу N 2-3164/2019 с Администрации в пользу Павозковой И.В. в возмещение за жилое помещение по адресу: "адрес", взысканы денежные средства в размере 1 079 000 рублей.
Указанное решение в части перечисления денежных средств исполнено 27 марта 2020 года, переход права на жилое помещение в пользу Администрации зарегистрирован согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости 13 июля 2020 года.
9 июня 2023 года Павозкова И.В. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении субсидии в рамках реализации Адресной программы.
Распоряжением Администрации от 29 июня 2023 года N 3742р Павозковой И.В. предоставлена субсидия в размере 2 835 956 рублей 50 копеек для приобретения жилого помещения, установлен предельный срок обращения за перечислением субсидии - 14 ноября 2023 года.
Распоряжением Администрации от 11 июля 2023 года N 4008р отменено распоряжение от 29 июня 2023 года N 3742р "О предоставлении субсидии". Распоряжением Администрации от 17 июля 2023 года N 4124р в предоставлении дополнительной меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии Павозковой И.В. отказано.
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Павозковой И.В. не соблюдены условия, указанные в пункте 10.1 Порядка предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года N 153-пп, что в силу пункта 16 данного Порядка является основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении дополнительной меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда с указанными выводами суда первой инстанции не согласилась. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при установленных фактических обстоятельствах дела оспариваемые распоряжения Администрации от 11 июля 2023 года N 4008р, от 17 июля 2023 года N 4124р нельзя признать правомерными, а судебный акт суда первой инстанции законным, поскольку он принят с нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, а потому подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований административного истца.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационных жалоб, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 марта 2024 года в кассационном порядке, допущено не было.
Согласно части 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года N 153-пп утверждена адресная программа Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", которой предусмотрен Порядок предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии (далее - Порядок).
Пунктом 10 Порядка предусмотрен перечень документов, которые в целях получения субсидии собственник аварийного помещения представляет в орган местного самоуправления.
Постановлением Правительства Архангельской области от 16 марта 2022 года N 135-пп пункт 10.1 Порядка дополнен новым абзацем пятым, согласно которому документы, указанные в пункте 10 настоящего Порядка, представляются в органы местного самоуправления по этапу 2020 года не позднее 30 апреля 2022 года. Указанные изменения в Порядок вступили в законную силу 17 марта 2022 года.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 3 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучшающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Судам следует исходить из того, что недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В данном случае, как указано выше, 9 июня 2023 года Павозкова И.В. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении субсидии в рамках реализации Адресной программы, распоряжением Администрации от 29 июня 2023 года N 3742р Павозковой И.В. была предоставлена субсидия в размере 2 835 956 рублей 50 копеек для приобретения жилого помещения, установлен предельный срок обращения за перечислением субсидии - 14 ноября 2023 года.
Административный истец каких-либо неправомерных действий, препятствующих предоставлению ей субсидии для приобретения жилого помещения в установленный самой Администрацией срок не совершала.
Постановлением Правительства Архангельской области от 22 июля 2021 года N 372-пп утвержден Порядок предоставления лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области и признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме субсидии.
Указанный Порядок вступил в силу со дня его официального опубликования 28 июля 2021 года.
В первоначальной редакции Порядок не предусматривал какие-либо предельные сроки предоставления документов, указанных в его пункте 10, в органы местного самоуправления.
Постановлением Правительства Архангельской области от 17 февраля 2022 года N 83-пп Порядок дополнен пунктом 10.1 в силу которого документы, указанные в пункте 10 Порядка, предоставляются в органы местного самоуправления:
в 2022 и 2023 годах - с 1 марта по 15 октября;
в 2024 году - с 1 марта до 1 апреля.
В случае если документы, указанные в пункте 10 настоящего Порядка, представлены в органы местного самоуправления с 1 января до 1 марта, указанные документы рассматриваются в соответствии с настоящим Порядком начиная с 1 марта года, в котором они поступили.
Постановлением Правительства Архангельской области от 16 марта 2022 года N 135-пп пункт 10.1 Порядка дополнен новым абзацем, согласно которому по этапу 2020 года документы принимаются не позднее 30 апреля 2022 года.
Таким образом, на момент реализации административным истцом, являвшейся сособственником квартиры в доме, признанном аварийным, способа обеспечения своих жилищных прав путем выкупа жилого помещения, действующее законодательство Архангельской области не устанавливало каких-либо предельных сроков для получения субсидии в соответствии с адресной программой Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы".
Тот факт, что административным истцом получена денежная компенсация в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не лишает ее права на получение субсидии в соответствии с адресной программой.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что с даты вступления в силу внесенных постановлением Правительства Архангельской области от 16 марта 2022 года N 135-пп изменений (с 17 марта 2022 года) до установленного пресекательного срока подачи таких документов - 30 апреля 2022 года Павозкова И.В, являющаяся участником Адресной программы по этапу 2020 года, фактически располагала 1 месяцем 13 днями для реализации своего права на получение субсидии, о чем ей, как гражданину, выступающему в отношениях с органами публичной власти как слабая сторона, могло быть не известно.
Реализация административным истцом при рассмотрении данного административного дела ее процессуального права пользоваться услугами представителя, имеющего высшее юридическое образование, вопреки доводам кассационной жалобы, не изменяет положение административного истца как слабой стороны в отношениях с органами публичной власти.
Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что решение органа публичной власти, ограничивающее, прекращающее права гражданина, должно быть мотивированным, из его содержания с очевидностью должно следовать, чем руководствовался правоприменитель, принимая соответствующее решение.
Между тем, распоряжение Администрации от 11 июля 2023 года N 4008р, отменяющее распоряжение от 29 июня 2023 года N 3742р "О предоставлении субсидии", данному критерию не соответствует, по существу носит произвольный характер, из его содержания невозможно установить, в чем заключалась незаконность отменяемого распоряжения.
Павозкова И.В, получив распоряжение Администрации от 29 июня 2023 года N 3742р о предоставлении ей субсидии с установленным предельным сроком обращения для перечисления субсидии - 14 ноября 2023 года, обоснованно рассчитывала реализовать свое право на обеспечение жилым помещением.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, разъяснения которого адресованы не только судам, но и иным правоприменительным органам, в ведении которых находится рассмотрение соответствующих вопросов, пропуск каких-либо сроков не исключает их восстановление по уважительным причинам правоприменительным органом или судом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 447-О); отсутствие в действующем Порядке положений, определяющих основания для продления (восстановления) срока для реализации права на получение субсидии не препятствует защите соответствующего права гражданина в случае, когда реализации этого права в течение установленного срока препятствовали объективные и уважительные обстоятельства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 2008 года N 675-О-П, от 3 июля 2008 года N 630-О-П, от 24 сентября 2013 года N 1275-О).
Принимая во внимание социальную значимость правоотношений по обеспечению жилыми помещениями граждан проживавших в аварийных многоквартирных домах, изначальное отсутствие пресекательного срока для реализации права на получение субсидии, незначительность установленного в дальнейшем срока по этапу реализации программы 2020 года, немотивированность распоряжения Администрации от 11 июля 2023 года N 4008р об отмене распоряжения о предоставлении субсидии, дальнейший отказ административному в предоставлении субсидии исключительно ввиду несоблюдения срока предоставления документов, что противоречит целям Адресной программы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает правильным по существу вывод суда апелляционной инстанции о том, что при установленных обстоятельствах распоряжения Администрации от 11 июля 2023 года N 4008р, от 17 июля 2023 года N 4124р нельзя признать правомерными.
Несогласие администрации городского округа "Город Архангельск" с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы администрации городского округа "Город Архангельск" также не могут служить основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемого апелляционного определения.
Доводы кассационной жалобы Павозковой И.В. также не могут служить основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Удовлетворяя административное исковое заявление Павозковой И.В, признав незаконными распоряжения Администрации от 11 июля 2023 года "Об отмене распоряжения администрации городского округа "Город Архангельска" от 29 июня 2023 года N 3742р" и от 17 июля 2023 года N 4124р "Об отказе в предоставлении субсидии" суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что с учетом постановленного им судебного акта распоряжение Администрации от 29 июня 2023 года N 3742р о предоставлении Павозковой И.В. субсидии является действующим, в связи с чем избрание судом иного способа восстановления права не требуется.
При необходимости процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам подлежат разрешению в порядке, установленном главой 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 марта 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации городского округа "Город Архангельск" и Павозковой Ирины Викторовны - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 марта 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 24 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.