Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Чуфистова И.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 11" Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службы исполнения наказаний на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми, принятое 21 марта 2024 года по административному делу N 2а-893/2023 по административному иску Багрецова Геннадия Владиславовича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми", Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 11" Федеральной службы исполнения наказаний об оспаривании бездействия и присуждении денежной компенсации.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Багрецов Г.В. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" (далее - ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми), в котором оспаривал бездействие названного исправительного учреждения, выразившегося в неисполнении рекомендации врача о направлении истца в больницу для оказания медицинской помощи в условиях стационара, и просил взыскать компенсацию за нарушение установленных условий содержания в исправительном учреждении в сумме 48000 рублей.
В обоснование заявленных требований Багрецов Г.В. указал, что с 7 ноября 2022 года отбывает наказание в виде лишения свободы в едином помещении камерного типа (далее - ЕПКТ) ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми; в период отбывания наказания неоднократно обращался к должностным лицам исправительного учреждения с жалобами на боли в области шеи, спины и поясницы, врачом-неврологом рекомендовано оказание медицинской помощи в условиях стационара лечебного учреждения, однако на момент обращения с иском в суд он не направлен во ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 11" Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России); в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике коми (далее - УФСИН России по Республике Коми).
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 19 декабря 2023 года в удовлетворении административного иска Багрецову Г.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 марта 2024 года решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 19 декабря 2023 года отменено с принятием нового решения, которым с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации взыскана в пользу Багрецова Г.В. компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 2000 рублей.
В кассационной жалобе, поданной на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 марта 2024 года, поступившей в суд первой инстанции 2 апреля 2024 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 12 апреля 2024 года, представитель ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Управления ФСИН России по Республике Коми, ФСИН России ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на необоснованность присуждения истцу денежной компенсации, а также на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, не допущено.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Багрецов Г.В. приговором Верховного суда Республики Коми от 24 октября 2006 года, с учетом изменений внесенных Верховным Судом Российской Федерации, признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом "в" части 4 ст.162, пунктами "а", "ж", "з" части 2 статьи 105 УК РФ, с учетом положений ст.69 УК РФ подвергнут наказанию в виде лишения свободы на срок 21 год, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Багрецов Г.В. неоднократно признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем, переводился в единое помещение камерного типа (ЕПКТ) исправительной колонии, где содержался в периоды с 21.08.2017 по 23.03.2018, с 07.11.2022 по 27.01.2023, с 09.02.2023 по 18.08.2023.
Медицинская часть N 4 15.03.2023 направила в филиал "Больница" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России запрос о сообщении даты плановой госпитализации Багрецова Г.В. в неврологическое отделение на основании рекомендации невролога от 4 марта 2023 года.
В адрес филиала МЧ-4 заместителем начальника филиала "Больница" направлен ответ с рекомендациями направить повторный запрос на плановую госпитализацию не ранее апреля 2023 года в связи с отсутствием мест в неврологическом отделении.
14.04.2023 в филиал "Больница" поступил запрос фельдшера МЧ -14 Ткачевой О.А. на плановую госпитализацию Багрецова Г.В. в неврологическое отделение на основании рекомендации невролога от 4 марта 2023 года.
В адрес филиала МЧ-4 начальником филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Глинка В.Е. направлен ответ об отказе в плановой госпитализации в связи с отсутствием показаний для стационарного обследования и лечения Багрецова Г.В.
Суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, признав, что показания для экстренной либо неотложной госпитализации Багрецова Г.В. в стационар лечебного учреждения отсутствовали, оснований для направления истца в ФКЛПУ Б-18 Управления ФСИН России по Республике Коми без предварительного письменного согласования, не имелось, при этом суд установил, что работниками филиала МЧ-4 МСЧ-11 неоднократно направлялись письменные запросы в ФКЛПУ Б-18 Управления ФСИН России по Республике Коми на плановую госпитализацию Багрецова Г.В, однако положительного результата по данным запросам, не получали.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, указав, что ответ начальника филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Глинка В.Е. от 14 апреля 2023 года об отсутствии показаний для стационарного лечения и обследования Багрецова Г.В. не содержит в себе оснований, по которым начальник филиала пришел к такому выводу, объективными доказательствами не подтвержден, и не опровергает рекомендацию врача-невролога от 4 марта 2023 года о нуждаемости Багрецова Г.В. в обследовании и лечении заболеваний в условиях стационара, а невыполнение рекомендации врача бесспорно свидетельствует о ненадлежащих условиях содержания и является основанием для присуждения компенсации в порядке ст. 227.1 КАС РФ.
Устанавливая размер компенсации за ненадлежащие условия содержания по данному административному делу, суд апелляционной инстанции, исходя из обстоятельства дела, характера допущенного нарушения, периода времени, в течение которого имели место выявленное нарушение с 4 марта до 1 июня 2023 года (дата подачи административного иска), руководствуясь принципом разумности и справедливости, определилразмер денежной компенсации причитающейся истцу равным 2 000 рублей.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, а также нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения регламентировано частью 6 статьи 12 УИК РФ.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статья 101 УИК РФ предусматривает, что в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части (часть 2). Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5).
Аналогичные положения закреплены в статье 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Пунктом 18 Приказа Минюста России от 28.12.2017 г. N 285 предусмотрено, что в медицинских организациях УИС медицинская помощь в стационарных условиях лицам, заключенным под стражу, или осужденным оказывается в больницах, а также в специализированных отделениях при медицинских частях.
Направление лиц, заключенных под стражу, или осужденных в больницу в плановом порядке осуществляется медицинским работником по предварительному письменному запросу с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1 (ч. 1) ст. 159) (на момент возникновения спорных правоотношений действовала программа государственных гарантий, утверждённая Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 N 2299). К запросу прилагаются выписка из медицинской документации пациента и информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство лица, заключенного под стражу, или осужденного.
Срок рассмотрения запроса руководством больницы не может превышать семь рабочих дней со дня его получения.
Лица, заключенные под стражу, или осужденные, нуждающиеся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, госпитализируются в больницу без предварительного письменного запроса по согласованию с медицинской организацией УИС.
Названной программой государственных гарантий предусмотрено, что сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 годаN 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", часть 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (статья 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 84 КАС РФ).
Рекомендации невролога от 4 марта 2023 года о необходимости планового лечения Багрецова Г.В. с диагнозом "Дороспатия. Цервикалгия. Люмбалгия" в неврологическом отделении филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России административными ответчиками не оспаривается, доказательств выполнения этой рекомендации не предоставлено.
То обстоятельство, что в марте 2023 года отсутствовали места в больнице, ввиду чего Багрецову Г.В. было отказано в госпитализации не может служить основанием для отказа в удовлетворении его требований, поскольку иного периода лечения в стационаре ему предложено не было, а ответ начальника филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Глинка В.Е. от 14 апреля 2023 года явно указывает на то, что рекомендации невролога не ставились в план названного лечебного учреждения для исполнения.
Доводы представителя ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 11" Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службы исполнения наказаний по существу повторяют его правовую позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору; вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 марта 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 25 июня 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объёме изготовлено 25 июня 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.