Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шевчук Т.В.
судей Стешовиковой И.Г, Сенчуковой Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 29 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 22 января 2024 г. по гражданскому делу N 2-3220/2022 по иску Нога В.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периодов работы, военной службы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснения истца Нога В.И.
УСТАНОВИЛА:
Нога В.И, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - ОСФР по Архангельской области и Ненецкому автономному округу), просил включить в стаж работы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" периоды работы в Северном морском пароходстве в должности моториста, моториста-матроса с 30 сентября 1989 г. по 14 апреля 1990 г, с 1 июня 1990 г. по 11 мая 1991 г, со 2 июля по 31 декабря 1991 г. в льготном исчислении, период службы в Советской Армии с 21 июня 1985 г. по 27 июля 1987 г.
В обоснование заявленных требований Нога В.И. указал, что 15 марта 2022 г. обратился в ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N 67489/22 отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием специального стажа в течение 12 лет 6 месяцев. Пенсионным органом специальный стаж по Списку N 2 не учтён.
Нога В.И. выражает несогласие с решением об отказе в назначении досрочной страховой пенсии. Полагает, что льготное исчисление специального стажа в период 1989-1991 г.г. было предусмотрено пенсионным законодательством, действующим в указанные периоды, а предшествующий работе период службы в Советской Армии подлежит включению в специальный стаж в полном объеме.
Решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 29 ноября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 1 июня 2023 г, на ОСФР по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возложена обязанность включить в стаж работы Нога В.И. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в льготном (полуторном) исчислении периоды работы с 19 октября 1989 г. по 14 апреля 1990 г, с 1 июня по 18 октября 1990 г, с 19 октября 1990 г. по 11 мая 1991 г, с 2 июля по 31 декабря 1991 г, в стаж работы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" в календарном исчислении период службы с 11 августа 1986 г. по 27 июля 1987 г. и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктами 2, 9 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" с 15 марта 2022 г. В удовлетворении исковых требований Нога В.И. в остальной части отказано
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11 октября 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 1 июня 2023 г. отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 22 января 2024 г. решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 29 ноября 2022 г, оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит об отмене постановленных судебных актов, выражает несогласие с выводами суда.
В судебном заседании суда кассационной инстанции истец возражал против доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений, влекущих отмену или изменение судебных постановлений в кассационном порядке, по данному делу допущено не было.
При рассмотрении спора судами установлено, что Нога В.И. в периоды с 19 октября 1989 г. по 14 апреля 1990 г, с 1 июня по 18 октября 1990 г, с 19 октября 1990 г. по 11 мая 1991 г, со 2 июля по 31 декабря 1991 г. Нога В.И. работал мотористом, мотористом-матросом в Северном морском пароходстве.
В период с 21 июня 1985 г. по 20 мая 1988 г. проходил службу в Советской Армии.
15 марта 2022 г. Нога В.И. обратился в ГУ УПФР по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N 67489/22 без даты отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа 12 лет 06 месяцев.
При подсчете стажа по варианту с применением ранее действовавшего пенсионного законодательства стаж работы Ноги В.И. в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях", суммированный со стажем по пункту 2 части 1 статьи 30 данного закона, составил 11 лет 01 месяц 28 дней; стаж работы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 данного закона в календарном исчислении - 03 года 10 месяцев 12 дней, страховой стаж в календарном исчислении - 34 года 02 месяца 15 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в календарном исчислении - 22 года 01 месяц 21 день.
При подсчете специального стажа по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" учтены периоды работы, имевшие место до 1 января 1992 г, с применением Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173. При этом, периоды работы включены в специальный стаж в календарном исчислении, а также включены периоды учебы и курсов, армии с применением Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий". Период армии и обучения в совокупности учтен по продолжительности не более специального стажа.
Спорные периоды работы 1989-1991 г.г. в должности моториста, моториста-матроса в Северном морском пароходстве включены в специальный стаж по Списку N 2 от 1956 года в календарном исчислении, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерльного Закона "О страховых пенсиях" с применением Списка N 2 от 1956 года, а также включены в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665, постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, пришел к выводу о необоснованном исчислении пенсионным органом спорных периодов работы в Северном морском пароходстве в календарном порядке.
Суд первой инстанции признал подлежащим включению в специальный стаж Ноги В.И. в льготном (полуторном) исчислении периоды работы с 19 октября 1989 г. по 14 апреля 1990 г, с 1 июня по 18 октября 1990 г, с 19 октября 1990 г. по 11 мая 1991 г, с 2 июля по 31 декабря 1991 г. и в календарном исчислении предшествующий период службы в Советской Армии с 11 августа 1986 г. по 27 июля 1987 г.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что период работы Ноги В.И, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на момент обращения превышал 12 лет 6 месяцев, а общий трудовой стаж превышал 25 лет.
При новом рассмотрении дела, проверяя законность и обоснованность постановленного решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска о понуждении ответчика включить в стаж работы по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы с 19 октября 1989 г. по 14 апреля 1990 г, с 1 июня по 18 октября 1990 г, с 19 октября 1990 г. по 11 мая 1991 г, с 2 июля по 31 декабря 1991 г. в льготном (полуторном) исчислении, отклонив доводы ответчика о том, что действующее в указанные периоды работы истца пенсионное законодательство предусматривало возможность льготного (полуторного) исчисления лишь общего трудового стажа (в настоящее время - страхового стажа), поскольку в данном случае пенсионное законодательство, действовавшее до 1 января 1992 г, предусматривало возможность льготного исчисления не только общего трудового стажа, но и стажа работы с особыми условиями труда, дающего право на досрочное назначение пенсии.
Поскольку установлено, что за периодом службы по призыву в рядах Советской Армии следовало обучение истца в Архангельской мореходной школе, а за ним - работа истца по Списку 1956 года в качестве моториста на судах морского флота, то, учитывая, что на дату отмены Списка 1956 года истцом выработан стаж работы с тяжёлыми условиями труда продолжительностью 2 года 10 месяцев 24 дня, общая продолжительность периодов обучения истца в Архангельской мореходной школе и военной службы, которые засчитаны пенсионным органом в стаж работы с тяжёлыми условиями труда согласно решению об отказе в установлении пенсии N 67489/22, составляет 1 год 11 месяцев 6 дней, то суд апелляционной инстанции также согласился с выводами суда первой инстанции о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периода военной службы по призыву с 11 августа 1986 г. по 27 июля 1987 г, что не превышает установленного пунктом 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590, предела.
Таким образом, как указал суд апелляционной инстанции, при включении оспариваемых истцом периодов работы в стаж работы с тяжёлыми условиями труда в льготном (полуторном) исчислении, а периода военной службы в календарном исчислении, общая продолжительность суммированного стажа на соответствующих видах работ с учётом продолжительности такого стажа работы, установленного ответчиком добровольно, составит более 12 лет 6 месяцев, и у истца соблюдены все условия для досрочного назначения страховой пенсии по старости в возрасте 55 лет на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", а именно у него имеется страховой стаж продолжительностью не менее 25 лет, стаж на соответствующих видах работ в плавсоставе продолжительностью не менее 12 лет 6 месяцев, величина индивидуального пенсионного коэффициента истца превышает требуемое значение (23, 4) для установления пенсии в 2022 году, о чём свидетельствуют материалы выплатного (пенсионного) дела истца
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции следует признать соответствующими обстоятельствам дела и постановленными при правильном применении норм материального права.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 516). При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "б" пункта 1 настоящего постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (далее - Положение от 3 августа 1972 года N 590).
Из приведённой нормы постановления Правительства Российской Федерации N 665 следует, что правила, предусмотренные пунктами 97, 108, 109, ПО, 112 и 113 Положения от 3 августа 1972 года N 590, применяются к периодам работы, которые выполнялись во время действия Списка 1956 года, то есть для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Абзацем 2 пункта 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, было предусмотрено, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
Статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" определено, что работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, засчитывать при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности, один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года. Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-VII "О расширении льгот для лиц. работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, предусмотренных статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", сокращена с пяти до трёх лет.
В дальнейшем пунктом 1 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённой Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 г. N 530/П- 18 (далее - Инструкция), было предусмотрено, что льготы, установленные Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", предоставляются всем рабочим и служащим (в том числе местным жителям и другим лицам, принятым на работу на месте) государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В силу пункта 2 Инструкции льготы, предусмотренные статьями 1, 2, 3, 4 Указа от 10 февраля 1960 г, с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом от 26 сентября 1967 г, предоставляются независимо от наличия письменного срочного трудового договора.
Льготы, предусмотренные статьей 5 Указа от 10 февраля 1960 г, предоставляются дополнительно работникам, прибывшим на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.
На основании подпункта "а" пункта 43 этой же Инструкции лицам, указанным в пункте 2 Инструкции, общий стаж работы, дающий право на получение пенсий по старости и по инвалидности, исчисляется за период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. в порядке: один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.
В свою очередь, буквальный смысл пункт 2 той же Инструкции указывает на то, что требование о заключении срочного трудового договора, как об условии предоставления льгот, предусмотренных статьей 5 Указа от 10 февраля 1960 г. и статьей 3 Указа от 26 сентября 1967 г, распространялось только на работников, прибывших на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), что никак не опровергает их распространение на лиц, проживающих в соответствующих местностях постоянно.
Кроме того, как указано выше, в дальнейшем действующим законодательством граждане, приобретшие трудовой стаж в вышеназванных районах и местностях (в том числе до 1 января 1992 г.), были полностью уравнены в пенсионных правах, на что было направлено, в частности, включенное в статье 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 специальное указание о том, что при подсчете стажа для назначения пенсии на любых основаниях период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта). С вступлением в силу Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 31 декабря 2001 г, предусматривалось льготное исчисление трудового стажа, и в частности, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере; аналогичные положения содержались в статье 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (утратила силу с 1 января 2005 г. на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122- ФЗ), при этом в данной статье дополнительно указывалось, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на любых основаниях период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Тем самым федеральное законодательство с 1 января 1992 г. (даты введения в действие Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации") исключило какие-либо различия в оценке трудового стажа, приобретенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в зависимости от условий выполнения соответствующей работы (в частности, от заключения срочного трудового договора).
На основании приведенных выше норм этого закона стаж исчислялся в льготном порядке, в том числе за периоды, имевшие место до его вступления в силу.
Из анализа приведенных норм законодательства, действовавшего в спорные периоды, следует, что при подсчёте стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, всем рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в таких районах засчитывались в полуторном размере.
Указанный порядок исчисления стажа работы с тяжёлыми условиями труда в организациях, находящихся в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотренный пунктом 110 Положения от 3 августа 1972 года N 590, с учётом части 8 статьи 13, части 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", которые позволяют производить подсчёт стажа по нормам того законодательства, которое действовало в период выполнения данной работы, а также прямого указания подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации N 665 следует применять к периодам работы истца с тяжёлыми условиями труда с 19 октября 1989 года по 14 апреля 1990 года, с 1 июня по 18 октября 1990 года, с 19 октября 1990 года по 11 мая 1991 года, с 2 июля по 31 декабря 1991 года, имевшим место в период действия Списка 1956 года, а доводы ответчика о необоснованном включении таких периодов работы в стаж на соответствующих видах работ в льготном (полуторном) исчислении являются несостоятельными.
При установлении пенсии до 1 января 2002 г. применялись нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Указанные нормы предусматривали как льготное исчисление общего и специального трудового стажа при реализации права на пенсию, включая определение ее размера без применения индивидуального коэффициента пенсионера, так и календарное исчисление указанного стажа при определении ее размера с применением индивидуального коэффициента пенсионера.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию, а также общего трудового стажа при оценке пенсионных прав страхованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года.
Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 г. N 11 указал, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
С учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию исчисление стахового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового урегулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
При указанных обстоятельствах спорные периоды работы истца обоснованно включены нижестоящими судами в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" в льготном исчислении.
Поскольку, с учетом включения данных периодов и стажа, учтенного пенсионным органом, в том числе периода обучения в Архангельской мореходной школе, на день обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии, специальный стаж истца составит более требуемых 12 лет 6 месяцев, при этом страхового стажа для назначения пенсии истцу и стажа работы в районах Крайнего севера также достаточно, вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии у истца права на назначение пенсии с 15 марта 2022 г. также является правомерным.
Вопреки доводам кассационной жалобы, все юридически значимые обстоятельства установлены судом первой и апелляционной инстанций правильно, при этом суды, оценив представленные доказательства, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. Выводы судов соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на законе.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, изложенную в ходе рассмотрения спора, которая являлась предметом всесторонней проверки суда первой инстанции при разрешении спора по существу, и суда апелляционной инстанции, получила надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием, данные доводы основаны на неправильном понимании положений пенсионного законодательства, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 29 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 22 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.