Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Сенчуковой Е.В, Телятниковой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4810/2023 по иску Министерства внутренних дел по Республике Карелия к Русяеву Артему Григорьевичу о взыскании денежных средств, по кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 5 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 12 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Карелия по доверенности Костиной Ю.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Министерство внутренних дел по Республике Карелия (далее - МВД по Республике Карелия) обратилось в суд с иском о взыскании с Русяева А.Г. излишне выплаченной за период с 12 июля 2022 г. по 31 января 2023 г. суммы пенсии в размере 248 561 руб. 50 коп.
В обосновании заявленных требований указало, что с 27 июня 2022 г. Русяеву А.Г. назначена пенсия за выслугу лет. 27 января 2023 г. от Русяева А.Г. поступило заявление о прекращении выплаты пенсии с 27 января 2023 г. в связи с прохождением им аттестации в Прокуратуре Республике Карелия. С 1 февраля 2023 г. выплата пенсии Русяева А.Г. приостановлена. При назначении пенсии Русяеву А.Г. письменно разъяснено о необходимости информировать в пятидневный срок орган, выплачивающий пенсию, о наступлении обстоятельств, влияющих на право получения пенсии или на её размер. На должность помощника прокурора г. Сортавала ответчик назначен с 12 июля 2022 г. Истец просил взыскать с Русяева А.Г. излишне выплаченную пенсию за период с 12 июля 2022 г. по 31 января 2023 г. в сумме 248561, 50 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Республике Карелия, Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Решением Петрозаводского городского суда от 5 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 12 февраля 2024 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец, представители третьих лиц, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Кроме того, сведения о времени и месте судебного заседания заблаговременно, 24 мая 2024 г, размещены на сайте кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на неё, поступившие от ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Русяев А.Г. проходил службу в МВД по Республике Карелия, уволен 26 июня 2022 г, с 27 июня 2022 г. ему назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (т. 1 л.д. 12).
С 12 июля 2022 г. на основании приказа Прокурора Республики Карелия Русяев А.Г. принят на федеральную государственную службу в органы прокуратуры Республике Карелия и назначен на должность помощника прокурора г. Сортавала Республики Карелия (т. 2 л.д. 14).
Согласно трудовому договору от 12 июля 2022 г. Русяеву А.Г. установлен испытательный срок на шесть месяцев в соответствии со ст. 40.3 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (т.1 л.д. 187-192). По окончании испытательного срока 27 января 2023 г. ответчик прошёл аттестацию, решением аттестационной комиссии был признан соответствующим занимаемой должности, заслуживающим присвоения первоначального классного чина (т.1 л.д. 220). Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 10 марта 2023 г. Русяеву А.Г. присвоен классный чин юриста 1 класса.
27 января 2023 г. ответчик обратился с заявлением в ЦФО МВД по Республике Карелия, в котором просил приостановить ему выплату пенсии за выслугу лет с 27 января 2023 г. в связи со службой в Прокуратуре Республике Карелия и прохождением аттестации. С 1 февраля 2023 г. выплата пенсии Русяеву А.Г. приостановлена.
Руководствуясь положениями части второй статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", пункта пятого статьи 41, статьи 54 Федерального закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в пункте 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2015 г. N 2500-О-Р, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку в спорный период ответчик классного чина не имел, не проходил службу на тех же условиях как в МВД по Республике Карелия, недобросовестности в действиях ответчика не установлено.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, дополнительно указав, что в соответствии с частью второй статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1, правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П, Определениях от 5 ноября 2015 г. N 2500-О-Р, от 28 июня 2018 г. N 1494-О, выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается в том случае, когда лицо, которому данная пенсия назначена, вновь поступило на службу на тех же условиях, на которых ранее проходило службу. Данный равнозначный статус подразумевает наличие специального звания (классного чина), социальных гарантий, включая право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Статус прокурорского работника характеризуется совокупностью прав, свобод, гарантий предоставляемых государством, а также обязанностей и ответственности, установленных Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Положения статьи 54 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" соотносят статус прокурорского работника с присвоением классного чина.
Из пункта второго статьи 44 Федерального закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", пунктов 1, 6 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, следует, что право на пенсионное обеспечение прокурорских работников возникает только после присвоения классного чина при наличии выслуги не менее 20 лет.
Прокуратура Республики Карелия в письмах от 29 января 2024 г, от 12 февраля 2024 г. также указала о том, что наличие классного чина прокурорского работника является обязательным условием для назначения пенсионной доплаты к денежному содержанию, до присвоения классного чина Русяев А.Г. права на пенсионное обеспечение от Прокуратуры Российской Федерации не имел, в том числе в случае увольнения.
Таким образом, в период прохождения испытания (с 12 июля 2022 г. по 27 января 2023 г.) Русяев А.Г. форменным обмундированием не обеспечивался, Присягу не принимал, права на пенсионное обеспечение от прокуратуры Российской Федерации не имел, классный чин ему не присваивался, он не получал ряд выплат в составе денежного содержания (доплату за классный чин, пенсионную доплату). Условия прохождения ответчиком службы в органах прокуратуры Республике Карелия в спорный период не являлись аналогичными условиям прохождения им ранее службы в МВД по Республике Карелия. Ответчик приобрёл аналогичный статус и равное положение только после прохождения аттестации и присвоения классного чина, в связи с чем оснований для взыскания денежных средств не установлено.
Доводы истца о наличии в действиях ответчика недобросовестности проверены и отклонены.
С заявлением о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет ответчик обратился в ЦФО МВД по Республике Карелия 27 января 2023 г, то есть сразу после прохождения аттестации в Прокуратуре Республике Карелия. При этом в заявлении и в уведомлении истца от 6 июля 2022 г. ответчику не была разъяснена обязанность уведомлять МВД по Республике Карелия о поступлении на службу в органы прокуратуры РФ (т.1 л.д. 11-12).
При разрешении доводов кассационной жалобы о наличии оснований для взыскания денежных средств, недобросовестности ответчика, повторяющих доводы, которые приводились при обращении в суд и в ходе рассмотрения спора, направленных исключительно на оспаривание приведённых выше выводов судов по существу спора, учитывается, что по смыслу части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделён.
Нормы материального права судами применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Оснований, предусмотренных законом, для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 5 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 12 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу МВД по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.