Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Швецовой М.В.
судей Лепской К.И. и Черных И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к публичному акционерному обществу "Сбербанк России" о признании договора недействительным, применении последствий недействительности сделки
по кассационной жалобе ФИО2 на решение Сосногорского городского суда Республики Коми (постоянное судебное присутствие в пгт. Троицко-Печорск) от 31 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 22 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи ФИО7, пояснения представителя публичного акционерного общества "Сбербанк России" ФИО6, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к ПАО Сбербанк о признании кредитного договора от 19 августа 2020 г. N 94012824 недействительным, применении последствий его недействительности в виде аннулирования его обязательств по указанному договору, ссылаясь на то, что кредитный договор заключен без его участия, мошенническим путем, действия банка по перечислению кредита на его имя являются незаконными, сделка недействительной.
Решением Сосногорского городского суда Республики Коми (постоянное судебное присутствие в пгт. Троицко-Печорск) от 31 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 22 января 2024 г, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения как незаконных.
Истец в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки не предоставил, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещен надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о месте и времени рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 24 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" заблаговременно размещена на официальном сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 3kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений в переделах доводов жалобы судом первой и апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судом, с 21 сентября 2018 г. ФИО2 является держателем банковской карты VISA Classic "Momentum" ****2729 с номером счета карты N.
Основанием для выдачи ФИО2 указанной банковской карты послужило его заявление на банковское обслуживание от 21 сентября 2018 г.
19 августа 2020 г. в 13 часов 49 минут банком на номер телефона истца + 7 904 203-31-46 направлено sms-сообщение с текстом: "Ваш пароль для регистрации в "Сбербанк Онлайн": 65587. Никому не сообщайте пароль. Если вы не регистрировались, позвоните 900".
В этот же день, 19 августа 2020 г. в 13 часов 53 минут от имени истца с использованием компьютерного устройства осуществлена регистрация личного кабинета в приложении "Сбербанк Онлайн", ФИО1 на номер телефон истца направлено sms-сообщение с текстом: "Вы успешно прошли регистрацию в "Сбербанк Онлайн". Совершайте операции по картам, вкладам, кредитам".
19 августа 2020 г. в 13 часов 54 минут от имени истца осуществлен успешный вход в личный кабинет системы "Сбербанк Онлайн". ФИО1 на номер истца направлено sms-сообщение с текстом: "Если вход осуществлен не вами, обратитесь в контактный центр".
19 августа 2020 г. в 14 часов 04 минуты оформлена заявка на получение потребительского кредита в размере 45 455 руб.
19 августа 2020 г. в 14 часов 04 минуты банком на номер истца направлено sms-сообщение с предложением подтвердить заявку на кредит, указаны сумма, срок кредита, процентная ставка, пароль для подтверждения.
Согласно заявлению-анкете на получение потребительского кредита от 19 августа 2020 г. заявитель подтвердил ПАО Сбербанк сведения и условия о том, что информация, предоставленная им ПАО Сбербанк, в связи с кредитованием, является полной, точной и достоверной во всех отношениях, в отношениях между клиентом и Банком простой электронной подписью является нажатие кнопки подтверждения/нажатие кнопки подтверждения с одновременным проведением Банком успешной аутентификации, которая осуществляется на основании введенного одноразового пароля, подписывая простой электронной подписью, подтвердила оформление заявки на кредит на указанных в заявлении- анкете условиях. Датой предоставления настоящих согласий и оформления Поручения является дата их подписания простой электронной подписью в соответствии с вышеуказанными условиями.
По результатам рассмотрения заявки ПАО Сбербанк одобрен кредит на цели личного потребления на условиях возвратности, срочности, платности в размере 45 454, 55 руб. под 19, 9 % годовых на срок 60 мес. с погашением аннуитентными платежами по 1201, 74 руб. в платежную дату 19 числа каждого месяца. Кредитный договор заключен при помощи ввода одноразового пароля, отправленного банком в sms-сообщении на номер телефона истца в соответствии с Условиями банковского обслуживания 19 августа 2020 г. в 14 часов 06 минут и подписан истцом простой электронной подписью.
Во исполнение кредитного договора 19.08.2020 денежные средства в размере 45 454, 55 руб. зачислены ПАО Сбербанк на счет истца 40 N банковской карты ПАО Сбербанк VISA Classic "Momentum" ****2729.
Обращаясь в суд, истец ссылался на то, что данный кредитный договор он не заключал и не подписывал, договор заключен от его имени неизвестным лицом путем мошеннических действий, своей воли на заключение указанного договора не выражал, банковской картой не пользовался, операций по ней не совершал, денежные средства остались на счете.
Проверяя доводы истца о том, что кредитный договор он не заключал, не подписывал, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО2, оформляя 21.09.2018 в ПАО Сбербанк банковскую карту, согласился с Условиями банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк (далее Условия банковского обслуживания).
В пунктах 1.1, 1.2 Условий банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк (далее Условия банковского обслуживания) предусмотрено, что настоящие условия банковского обслуживания физических лиц и заявление на банковское обслуживание, надлежащим образом заполненное и подписанное клиентом, в совокупности являются заключенным между клиентом и ПАО Сбербанк договором банковского обслуживания (далее - ДБО). ДБО считается заключенным с момента получения банком лично от клиента заявления на банковское обслуживание на бумажном носителе по форме, установленной банком, подписанного клиентом собственноручно.
Согласно пункту 2.46 Условий банковского обслуживания удаленные каналы обслуживания - каналы/устройства Банка, через которые Клиенту могут предоставляться услуги, предусмотренные ДБО: Устройства самообслуживания Банка, Система "Сбербанк Онлайн", Услуга "Мобильный банк", Контактный Центр Банка.
В силу пункта 2.47 Условий банковского обслуживания услуга "Мобильный банк" - услуга дистанционного обмена текстовыми сообщениями между Клиентом и Банком с целью обеспечения Клиенту доступа и управления своими Счетами/вкладами и другими услугами, предоставляемая Банком Клиенту на Мобильном устройстве по номеру, используемому Клиентом для получения услуг мобильной (подвижной радиотелефонной) связи, или на Мобильном устройстве, на котором Клиентом установлено Мобильное приложение Банка. Для получения текстовых сообщений Банка Клиенту необходимо наличие подключения к мобильной (подвижной радиотелефонной) связи и/или сети Интернет. Текстовые сообщения направляются Банком в виде SMS-сообщений и/или Push-уведомлений.
Пунктом 3.9.1 Условий банковского обслуживания предусмотрено, что в рамках ДБО Клиент имеет право заключать с Банком кредитный(ые) договор(ы), в том числе с использованием Системы "Сбербанк Онлайн"", в целях чего Клиент имеет право: обратиться в Банк с заявлением(-ями)- анкетой(-ами) на получение потребительского кредита (далее - кредит); в случае принятия Банком положительного решения о возможности предоставления кредита инициировать заключение кредитного договора, которое производится путем направления Клиентом в Банк предложения о заключении кредитного договора в виде Индивидуальных условий "Потребительского кредита" в соответствии с "Общими условиями предоставления, обслуживания и погашения кредитов для физических лиц по продукту Потребительский кредит", опубликованными на Официальном сайте Банка и размещенными в подразделениях Банка, осуществляющих операции кредитования физических лиц, и последующего акцепта Банком полученных Индивидуальных условий "Потребительского кредита".
В соответствии с пунктом 3.9.2 Условий банковского обслуживания проведение кредитных операций в Системе "Сбербанк Онлайн" осуществляется с учетом требований Порядка предоставления ПАО Сбербанк услуг через Удаленные каналы обслуживания (Устройства самообслуживания Банка, Систему "Сбербанк Онлайн", "Мобильный банк", Контактный Центр Банка) (далее - Порядок УКО) (Приложение 1 к Условиям банковского обслуживания).
Согласно пункту 3.2 Порядка УКО услуга "Сбербанк Онлайн" - автоматизированная защищенная Система дистанционного обслуживания Клиента через Официальный сайт Банка в сети Интернет, а также Мобильные приложения Банка, обеспечивающая, помимо прочего, возможность совершения Клиентом операций по Счетам Карт, вкладам и иным Счетам, открытым в Банке, а также оказания Клиенту иных финансовых услуг (далее - услуги; возможность совершения действий по получению от Банка, формированию, направлению в Банк Электронных документов (в том числе для целей заключения договоров между Клиентом и Банком), а также по подписанию Электронных документов Аналогом собственноручной подписи Клиента (далее - действия).
В силу пункта 3.7 Порядка УКО доступ Клиента к услугам Системы "Сбербанк Онлайн" осуществляется при условии его успешной Идентификации и Аутентификации на основании Логина (Идентификатора пользователя) и Постоянного пароля.
На основании пункта 3.8 Порядка УКО операции в Системе "Сбербанк Онлайн" Клиент подтверждает Одноразовым паролем, который вводится при совершении операции в Системе "Сбербанк Онлайн", либо путем нажатия при совершении операции кнопки "Подтверждаю", либо ввода команды подтверждения при совершении операции в интерфейсе Системы "Сбербанк Онлайн". Одноразовые пароли Клиент может получить: в SMS-сообщении, отправленном на номер мобильного
телефона, подключенного Клиентом к Услуге "Мобильный банк" (при выборе данного способа получения Одноразового пароля в Системе "Сбербанк Онлайн"); в Push-уведомлении (при выборе данного способа получения Одноразового пароля в Системе "Сбербанк Онлайн").
Как предусмотрено пунктом 3.9 Порядка УКО, аналогом собственноручной подписи Клиента, используемым для целей подписания Электронных документов в Системе "Сбербанк Онлайн": при доступе Клиента к Системе "Сбербанк Онлайн" через Официальный сайт Банка является Одноразовый пароль/ нажатие кнопки "Подтверждаю"; при доступе Клиента к Системе "Сбербанк Онлайн" через Мобильное приложение Банка является нажатие кнопки "Подтверждаю".
Электронные документы, в том числе договоры и заявления, подписанные с использованием Аналога собственноручной подписи, признаются Банком и Клиентом равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, и могут служить доказательством в суде. Указанные документы являются основанием для проведения операций Банком и совершения иных действий (сделок). Сделки, заключенные путем передачи в Банк распоряжений Клиента, подтвержденных с применением средств Идентификации и Аутентификации Клиента, предусмотренных ДБО, удовлетворяют требованиям совершения сделок в простой письменной форме в случаях, предусмотренных законодательством, и влекут последствия, аналогичные последствиям совершения сделок, совершенных при физическом присутствии лица, совершающего сделку.
По факту заключения договора в электронной форме Банк направляет Клиенту на все номера мобильных телефонов, подключенных к Услуге "Мобильный банк", SMS-сообщение и/или Push-уведомление на Мобильное устройство Клиента с установленным Мобильным приложением Банка о заключении договора, которое является подтверждением заключения такого договора.
На основании пункта 3.15 Порядка УКО для отправки Клиенту Одноразовых паролей и подтверждений об операциях в Системе "Сбербанк Онлайн" используется номер мобильного телефона Клиента, зарегистрированный в "Мобильном банке". Отправка Банком Клиенту сообщений, содержащих Одноразовые пароли, осуществляется в рамках Услуги "Мобильный банк" посредством SMS-сообщений и/или Push- уведомлений.
В силу пункта 6.1 Условий банковского обслуживания стороны несут ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями банковского обслуживания.
Согласно пунктам 6.2 - 6.5, 6.10 Условий банковского обслуживания Банк не несет ответственности за сбои в работе электронной почты, сети Интернет, сетей связи, возникшие по не зависящим от Банка причинам и повлекшие за собой несвоевременное получение или неполучение Клиентом уведомлений Банка и Отчетов по Карте/Выписок/Справок. Банк освобождается от имущественной ответственности в случае технических сбоев (отключение/повреждение электропитания и сетей связи, сбой программного обеспечения процессингового центра и Базы данных Банка, технические сбои в платежных системах), а также в иных ситуациях, находящихся вне сферы контроля Банка, повлекших за собой невыполнение Банком условий ДБО и/или договоров, заключаемых в рамках ДБО. Банк не несет ответственности за искажение Отчетов по Карте/Выписок/Справок или несанкционированный доступ к ним третьих лиц при передаче по сети Интернет на адрес электронной почты Клиента, указанный в заявлении установленной Банком формы (Заявление на банковское обслуживание/Заявление об изменении информации о Клиенте, иное заявление, установленной Банком формы, оформленное Клиентом в рамках ДБО). Банк не несет ответственности в случае если информация о Счетах Клиента, Карте, Контрольной информации Клиента, Логине (Идентификаторе пользователя), паролях Системы "Сбербанк Онлайн", Коде клиента или проведенных Клиентом операциях станет известной иным лицам в результате прослушивания или перехвата информации в каналах связи во время их использования. Банк не несет ответственности в случае, если информация о Карте, ПИНе, Контрольной информации Клиента, Логине (Идентификаторе пользователя), паролях Системы "Сбербанк Онлайн", Коде клиента станет известной иным лицам в результате недобросовестного выполнения Клиентом условий их хранения и использования.
Банк не несет ответственности за последствия исполнения поручений, выданных неуполномоченными лицами, и в тех случаях, когда с использованием предусмотренных банковскими правилами и ДБО процедур Банк не мог установить факта выдачи распоряжения неуполномоченными лицами. Клиент несет ответственность за все операции, проводимые в Подразделениях Банка, через Устройства самообслуживания, Систему "Сбербанк Онлайн", Контактный Центр Банка посредством Услуги "Мобильный банк", с использованием предусмотренных Условиями банковского обслуживания средств его Идентификации и Аутентификации.
В соответствии с пунктом 3.20 Порядка УКО Клиент обязуется хранить в недоступном для третьих лиц месте и не передавать другим лицам свои логин (идентификатор пользователя), постоянный пароль и одноразовые пароли.
Оспариваемый кредитный договор был заключен посредством системы "Сбербанк Онлайн" с использованием sms-кода, который является аналогом собственноручной подписи истца, что соответствует требованиям закона о форме и способе заключения договора.
При заключении с банком кредитного договора истцом была произведена идентификация и аутентификация в системе "Сбербанк Онлайн" при помощи правильно введенного одноразового пароля для входа в систему "Сбербанк Онлайн", который был отправлен ПАО Сбербанк sms-сообщением на принадлежащий истцу номер телефона.
Принадлежность номера мобильного телефона, на который Банком был направлен специальный sms-код для заключения кредитного договора, истцом не оспаривалась, аналогичный номер мобильного телефона указан истцом в исковом заявлении.
Сообщения, которыми доставлялись коды, содержали сведения об их предоставлении для подписания кредитного договора и предупреждения о необходимости звонить по определенному телефону в случае несовершения операций, поступившие коды подтверждения были известны только истцу.
Полученное банком сообщение клиента с цифровым кодом является основанием для осуществления перевода кредитных средств на карту клиента.
В соответствии с действующим законодательством электронные документы, оформленные и подписанные аналогом собственноручной подписи, имеют равную юридическую силу с документами, составленными на бумажном носителе.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 160, 168, 421, 820 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, оспариваемый истцом кредитный договор заключен сторонами в предусмотренной законом электронной форме, при заключении кредитного договора с банком истцом произведена идентификация в системе "Сбербанк Онлайн" при помощи известных только ему идентификаторов (полный номер банковской карты, логин) и правильно введенного одноразового пароля для входа в систему "Сбербанк Онлайн", для предоставления потребительского кредита от имени истца заполнена и направлена в банк заявка на предоставление кредита, которая подтверждена отдельно путем введения правильного пароля, кредитный договор также заключен при помощи ввода одноразового пароля, отправленного банком в sms-сообщении на номер телефона истца, соответственно, надлежащая письменная форма договора соблюдена. Договор по форме и содержанию соответствует положениям ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Факт получения денежных средств истцом подтверждается данными об их зачислении на счет истца, что подтверждено как отчетом по банковской карте, так и выпиской по счету. При заключении кредитного договора ответчиком до истца были доведены все существенные условия договора, которые были отражены в направленных на номер, принадлежащий истцу, sms-сообщениях на русском языке.
Отклоняя доводы истца о том, что он не оформлял кредитный договор, не подписывал заявку на предоставление кредита, суд первой инстанции исходил из того, что согласно Условиям банковского обслуживания постоянный и одноразовый пароли, введенные клиентом в системе "Сбербанк Онлайн" являются аналогом собственноручной подписи клиента. Подтверждение волеизъявления клиента на заключение кредитного договора было произведено через систему "Сбербанк Онлайн" с проведением банком идентификации и аутентификации посредством использования персональных паролей, направленных на номер мобильного телефона истца, которые могли быть известны только ему. Соответственно, у банка имелись объективные основания полагать, что волеизъявление на заключение кредитного договора выражено именно истцом.
Кроме того, после зачисления кредитных денежных средств на счет карты истца N ПАО Сбербанк по причине возникновения подозрений о неправомерности проводимых операций с использованием банковской карты истца, во избежание совершения несанкционированных списаний со счета, 19.08.2020 в 15 часов 10 минут отклонил операцию на сумму 9500 руб. в RNKO_PB, направив на номер телефона + 7 904 203-31-46 sms-сообщение "Операция отклонена. Во избежание мошенничества банку необходимо убедиться, что операция совершена вами. Пожалуйста, ожидайте звонка для подтверждения операции". В этот же день банк отклонил операцию по переводу денежных средств на сумму 38000 руб, в связи с очередной попыткой списания с карты денежных средств во избежание мошенничества карта истца VISA ****2729 была заблокирована банком, в связи с чем 19.08.2020 в 15 часов 14 минут истцу на номер + 7 904 203-31-46 отправлено sms-сообщение "VISA2729 Карта заблокирована во избежание мошенничества. Перевыпустить ее можно в веб-версии Сбербанк Онлайн или по номеру 900 или +7495 500-55-50 для звонков из-за рубежа", что подтверждается реестром sms-сообщений, а также сведениями, предоставленными оператором мобильной связи, приобщенными к материалам уголовного дела N.
21 августа 2020 г. ФИО2 обратился в отделение банка за перевыпуском карты, взамен заблокированной карты была перевыпущена банковская карта VISA ****6513, факт обращения за перевыпуском банковской карты истцом не оспаривался.
Однако, получив информацию о зачислении денежных средств на счет банковской карты, истец, осознавая, что данные денежные средства являются кредитными средствами, находясь в офисе ФИО1, не отказался от получения кредита. То обстоятельство, что истец денежные средства не использовал, по мнению суда, не отменяет тот факт, что кредит был предоставлен и не может служить основанием для признания договора незаключенным.
Из материалов дела следует, что 22 декабря 2021 г. ФИО2 обратился в ОМВД по Троицко-Печорскому району с заявлением о противоправных действиях. По заявлению истца ОМВД по Троицко- Печорскому району 10 января 2022 г. возбуждено уголовное дело N по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (покушение на мошенничество с причинением значительного ущерба гражданину), в отношении неустановленного лица. По указанному уголовному делу ФИО2 признан потерпевшим. Постановлением от 10 марта 2022 г. предварительное следствие по уголовному делу приостановлено для розыска лица, совершившего преступление.
Между тем, суд первой инстанции указал, что ссылки истца на совершение в отношении него неизвестным лицом мошеннических действий, факт обращения в правоохранительные органы и признание потерпевшим по уголовному делу не свидетельствуют об отсутствии в действиях самого истца признаков неосмотрительного поведения при использовании его электронной подписи и технических средств, с помощью которых заключен кредитный договор, и наличии безусловных оснований для признания кредитного договора недействительным.
Направленные истцу банком sms-сообщения содержали достоверную и полную информацию о проводившихся операциях, а также предупреждение о том, что коды подтверждения не должны передаваться третьим лицам, между тем, истец не проявил должной осмотрительности, не принял всех разумных мер для выяснений обстоятельств совершаемых операций, несмотря на то, что именно истец обязан не разглашать информацию третьим лицам, и в рассматриваемой ситуации истец несет ответственность за последствия, наступившие в результате предоставления третьим лицам доступа, разглашения своего идентификатора, паролей и кодов, используемых для совершения операций в системах банка.
Установив, что кредитный договор заключен в предусмотренном законом порядке, допустимые доказательства, свидетельствующие об отсутствии волеизъявления истца на заключение кредитного договора, не представлены, заемщиком не направлялись сообщения об утере средств доступа, банковской карты или мобильного телефона, на который поступают одноразовые пароли, истец в судебных заседаниях указывал, что карту не терял, она находилась у него дома, суд пришел к выводу о том, что законных оснований для признания кредитного договора недействительным и применения последствий недействительности сделки не имеется.
Одновременно суд первой инстанции отклонил доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, указав, что сделка оспаривается по мотиву ее ничтожности, при этом трехлетний срок исковой давности, установленный ч. 1 ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцом не пропущен.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отклоняя, в том числе жалобы доводы о том, что истец не смог представить в судебное заседание сведения, предоставленные оператором мобильной связи, об отсутствии в дату заключения договора поступавших на номер истца звонков и sms-сообщений, указал, что приложенные истцом сведения являются детализацией счета абонента и содержат информацию о платежах и возвратах, а также расходах за период с 01 августа 2020 г. по 31 августа 2020 г. В ней отсутствуют сведения о входящих и исходящих звонках и sms-сообщениях по номеру истца.
Между тем, такие сведения приобщены к материалам уголовного дела N и из них следует, что 19 августа 2020 г. на абонентский номер ФИО2 + 7 904 203-31-46 поступали sms- сообщения с номера 900 ПАО Сбербанк, которые по времени совпадают с представленной банком детализацией.
Суд кассационной инстанции с такими выводами судов нижестоящих инстанций соглашается.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что кредитный договор заключен без его участия, мошенническим путем, действия банка по перечислению кредита на его имя являются незаконными, сделка недействительной являлись предметом тщательной проверки и надлежащей оценки суда апелляционной инстанции, повторяют позицию при рассмотрении дела в судах, сводятся к несогласию с выводами судов и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены и были не учтены ими при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения суда и апелляционного определения либо опровергали выводы судов.
Согласно статьям 67, 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда и апелляционного определения судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сосногорского городского суда Республики Коми (постоянное судебное присутствие в пгт. Троицко-Печорск) от 31 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 22 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.