Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В, судей Сенчуковой Е.В, Шевчук Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района "Прилузский" Республики Коми на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 26 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14 марта 2024 г. по гражданскому делу N 20428/2023 по иску Черных Л.Д. к администрации муниципального района "Прилузский" Республики Коми об обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Сенчуковой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Черных Л.Д. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района "Прилузский" Республики Коми (далее - администрация, администрация МР "Прилузский") об обязании произвести перерасчет ежемесячного денежного вознаграждения с ДД.ММ.ГГГГ с использование повышенного процента в размере 51, 68; с учетом повышенного денежного содержания с ДД.ММ.ГГГГ произвести перерасчет пенсии за выслугу лет.
В обоснование заявленных исковых требований Черных Л.Д. указала, что замещала "данные изъяты"" (далее - "данные изъяты"").
Распоряжением и.о.главы МР "Прилузский" - руководителем администрации от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ Черных Л.Д. назначена пенсия за выслугу лет к страховой пенсии. При назначении пенсии её размер был исчислен исходя из численности населения "данные изъяты"" до 1 тыс. чел, в связи с чем применен коэффициент 48, 34. Однако согласно информации Федеральной службы статистики по РК численность "данные изъяты"" по состояния на ДД.ММ.ГГГГ составляла 1 010 чел.
По обращениям к главе "данные изъяты"" о перерасчете пенсии Черных Л.Д. отказано. Полагая свои права нарушенными, Черных Л.Д. обратилась в суд с настоящим иском.
Решением Прилузского районного суда Республики Коми от 26 декабря 2023 г. на администрацию МР "Прилузский" Республики Коми возложена обязанность произвести Черных Л.Д. с 13 октября 2021 г. перерасчёт пенсии за выслугу лет с использованием процента от ежемесячного денежного вознаграждения лица, замещающего государственную должность Республики Коми- министра Республики Коми с населением от 1 тыс. чел. до 2 тыс. чел. - 51, 68.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14 марта 2024 г. решение Прилузского районного суда Республики Коми от 26 декабря 2023 г. оставлено без изменений
В кассационной жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, администрация МР "Прилузский" ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и принятии по делу нового решения.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Черных Л.Д. замещала должность "данные изъяты"".
ДД.ММ.ГГГГ Черных Л.Д. обратилась к главе "данные изъяты"" - руководителю администрации с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, представив, в том числе, информацию Комистата от ДД.ММ.ГГГГ об оценке численности постоянного населения "данные изъяты"" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
При установлении размера пенсии Черных Л.Д. ответчик пользовался сведениями из статистического бюллетеня Комистата "Об изменении численности населения в муниципальных образованиях Республики Коми в N" и информацией Комистата, представленной истцом, согласно которых численности постоянного населения "данные изъяты"" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 936 чел.
ДД.ММ.ГГГГ и.о.главы "данные изъяты"" - руководителем администрации издано распоряжение N о назначении Черных Л.Д. с ДД.ММ.ГГГГ пенсии за выслугу лет. Размер пенсии установлен с учетом процента от ежемесячного денежного вознаграждения лица, замещающего муниципальную должность Республики Коми - министра Республики Коми, с населением до 1 тыс. чел. - 48, 34.
Вместе с тем, обращаясь в суд с настоящим иском, истец указала, что согласно информации, предоставленной ТО Федеральной службой государственной статистки по ФИО2, оценка численности населения по "данные изъяты"" "адрес" без учета итогов Всероссийской переписи населения (долее - ВПН 2020) составила: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 936 чел, на ДД.ММ.ГГГГ - 918 чел... Оценка численности населения "данные изъяты"" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с учетом итогов ВПН 2020 составила 1 010 чел. Также Комистатом указано, что в связи с тем, что оценка численности населения без учета итогов ВПН 2020 не актуальна, Комистат не рекомендует использовать указанные сведения для работы.
В мае 2023 г. Черных Л.Д. обратилась к главе "данные изъяты"" - руководителю администрации с заявлением о перерасчёте размера пенсии за выслугу лет, исходя из размера месячного должностного оклада главы сельского поселения с численностью от 1 тыс. чел. до 2 тыс. чел. со ссылкой на информацию ТО Федеральной службы статистки по РК от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что численность населения "данные изъяты"" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 1 010 чел, но ей было в этом отказано.
Разрешая спор по существу заявленных исковых требований о перерасчете пенсии, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", установив, что именно на статистические органы возложена обязанность осуществлять расчет численности населения Российской Федерации, признал правомерным использование при назначении пенсии оценки численности населения СП "Черемуховка" равной 1 010 чел, в связи с чем при назначении пенсии за выслугу лет Черных Л.Д. подлежал применению процент от ежемесячного денежного вознаграждения с численностью населения от 1 тыс. до 2 тыс. чел. - 51, 68.
Проанализировав положения пункта 12 части 1 статьи 11, статьи 5, статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", Закона Республики Коми от 21 декабря 2007 г. N 133-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми", суд установил, что пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением.
Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим, размер государственной пенсии муниципального служащего обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Решением Совета МО МР "Прилузский" от 14 апреля 2017 г. N V-17/13 утвержден Порядок обращения за пенсией за выслугу лет, ее назначения и выплаты лицу, замещавшему муниципальную должность (далее - Порядок).
Согласно пункту 10 Порядка, пенсия за выслугу лет лицу, замещавшему несколько муниципальных должностей, назначается по последней замещавшейся муниципальной должности на день обращения за пенсией за выслугу лет, при наличии необходимых условий.
В соответствии с пунктом 18 Порядка размер пенсии за выслугу лет исчисляется исходя из размера месячного должностного оклада по ранее замещаемой лицом муниципальной должности, установленного на день обращения за назначением пенсии за выслугу лет.
Размер пенсии за выслугу лет определятся в соответствии с Законом Республики Коми от 30 апреля 2008 г. N 24-РЗ "О пенсионном обеспечении депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе".
Согласно приложения на территории сельского (городского) поселения установлен предельный размер должностного оклада лица, замещающего муниципальную должность, в процентах от ежемесячного денежного вознаграждения лица, замещающего государственную должность Республики Коми - министра Республики Коми: для главы сельского поселения с населением: от 1 тыс. чел. до 2 тыс. чел. - 51, 68; до 1 тыс. чел. - 48, 34.
Отклоняя доводы ответчика о применении при назначении пении за выслугу лет оценки численности по состоянию на 1 января соответствующего года, суду указал на их необоснованность, поскольку пенсия за выслугу лет назначается на день обращения за ней и оценка пенсионных прав также подлежит на дату обращения за ней.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив нарушение права Черных Л.Д. на пенсионное обеспечение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судебных инстанций соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Судом установлено, что при назначении пенсии за выслугу лет истцу Черных Л.Д, ответчик руководствовался информацией, размещенной на официальном сайте Комистата, согласно которой численность населения "данные изъяты"" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 936 чел, в связи с чем предельный размер должностного оклада лица, замещающего муниципальную должность, в процентах от ежемесячного денежного вознаграждения лица, замещающего государственную должность Республики Коми - министра Республики Коми с населением до 1 тыс. чел. - 48, 34.
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2019 г. N 1608 в период с 15 октября по 14 ноября 2021 г. проведена Всероссийская перепись населения, целью которой, согласно статьи 1 Федерального закона от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ "О всероссийской переписи населения" является формирование официальной статистической методологии в целях формирования официальной статистической информации о демографических, об экономических и о социальных процессах.
Согласно Правил подведения итогов всероссийской переписи населения 2020 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2021 г. N 1126, подведение итогов Всероссийской переписи населения 2020 год осуществляется Федеральной службой государственной статистки в два этапа: до 30 апреля 2022 г. и 31 декабря 2022 г.
Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года являются общедоступными и подлежат официальному опубликованию (итоги первого этапа - до 31 мая 2022 г, второго этапа - до 31 декабря 2022 г.
Установив, что органы статистики являются единственным правомочным субъектом осуществляющим расчет численности населения; на дату назначения пенсии за выслугу лет истцу результаты Всероссийской переписи населения не были утверждены и опубликованы, соответственно, не могли быть известны ни Черных Л.Д, ни муниципальному органу, однако после подведения итогов истец имела право на перерасчет пенсии путем применения иного коэффициента, исходя из количества населения, установленного по итогам переписи по состоянию на 1 октября 2021 г.
Судами первой и апелляционной инстанции правомерно обращено внимание на то, что нормативными актами, регулирующими порядок установления пенсии за выслугу лет, не регламентирована дата для определения численности населения муниципального образования в целях установления размера пенсии за выслугу лет главе сельского поселения. Поскольку дата назначения пенсии за выслугу лет определена днем обращения за её назначением, соответственно и датой для определения численности населения муниципального образования в целях установления размера пенсии за выслугу лет должен являться день (месяц) обращения за назначением пенсии за выслугу лет.
Руководствуясь вышеприведенными в судебных постановлениях правовыми нормами, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, уставив нарушение пенсионных прав истца, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Черных Л.Д.
Доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемых судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда.
При разрешении спора судами установлены все юридически значимые обстоятельства, выводы судов мотивированы и соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела. Все представленные доказательства оценены судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений требований процессуального законодательства при оценке доказательств, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
В судебных постановлениях в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приведены выводы суда, вытекающие из установленных им фактических обстоятельств дела, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения в обжалованной части.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом проверки и оценки судом первой и апелляционной инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судебных инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебных инстанций основанными на правильном применении положений норм материального права, регулирующих спорные отношения. Предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Прилузского районного суда Республики Коми от 26 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 14 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района "Прилузский" Республики Коми - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.