Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 октября 2006 г. N Ф04-6901/2006(27473-А46-43)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 октября 2007 г. N Ф04-6901/2006(39398-А46-43)
Региональная общественная организация транспортников "Сибиряк" (далее по тексту - организация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому административному округу г. Омска (далее по тексту - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления N 545 от 31.01.2006 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту-КоАП РФ).
Заявленные требования организацией мотивированы тем, что перевозка пассажиров на маршрутном такси осуществляется в режиме городского общественного транспорта и применяется билетная продукция, что не противоречит абзацу 5 пункта 3 статьи 2 Федерального Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Выданный в момент проверки проверяющему налогового органа билет исключает административную ответственность, предусмотренную статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 10.05.2006, оставленного без изменения апелляционной инстанцией от 03.07.2006 Арбитражного суда Омской области, в удовлетворении заявленных требований региональной общественной организации транспортников "Сибиряк" отказано.
В кассационной жалобе региональная общественная организация транспортников "Сибиряк" просит отменить принятые по делу судебные акты как незаконные и необоснованные.
По мнению заявителя жалобы, судом не дана оценка тому обстоятельству, что при расчетах с пассажирами в маршрутном такси используется билетная продукция и вина организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, не доказана.
Отзыв на кассационную жалобу инспекцией до начала судебного заседания не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, находит, что решение суда первой и апелляционной инстанции подлежит отмене по пункту 3 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , поскольку выводы суда , содержащиеся в решение, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Как следует из материалов дела, сотрудниками инспекции 22.12.2005 проведена проверка соблюдения законодательства итгрименении контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов и расчетов с применением пластиковых карт, в маршрутном такси марки ГАЗ 322132 регистрационный знак АА 975, принадлежащем региональной общественной организации транспортников "Сибиряк".
В ходе проверки установлено неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с пассажирами, о чем составлен акт N 087105 от 22.12.2005 из которого следует, что расчет за перевозку двух пассажиров на маршрутном такси организации произведен без применения контрольно - кассовой машины.
Указанные нарушения отражены в протоколе N 089767 от 17.01.2006 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
На основании выявленного административного правонарушения руководителем налогового органа принято постановление N 545 от 31.01.2006 о назначении региональной общественной организации транспортников "Сибиряк" административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Региональная общественная организация транспортников "Сибиряк",не согласившись с принятым ненормативным актом, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления и его отмене.
Арбитражный суд первой инстанций, отказывая в удовлетворении требования организации о признании незаконным постановления руководителя налогового органа и его отмене, пришел к выводу, что общество осуществляет перевозку пассажиров в режиме маршрутного такси, которое не относится к городскому общественному виду транспорта. В ходе проверочных мероприятий налоговым органами наличие билетов на проезд в данном транспортном средстве установлено не было, никакого талона проверяющим не было не выдавалось, что отражено в актах, составленного по результатам проверки.
Апелляционная инстанция, оставляя без изменения данное решение суда, указала, что ссылка региональной общественной организации транспортников "Сибиряк" на наличие в маршрутном такси билетной продукции несостоятельна.
Неприменение контрольно-кассовой техники допустимо только в порядке, определяемом Правительством РФ, в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, по форме установленной Правительством РФ. Поскольку на момент проверки такие формы не были утверждены, то бланки строгой отчетности не могут быть заменены любой произвольной формой бланков. До утверждения форм бланков при оказании услуг при перевозке пассажиров предприниматель должен применять контрольно-кассовую машину.
Кассационная инстанция считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на неполно исследованных обстоятельствах дела и неправильно дана оценка представленным доказательствам.
В статье 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее по тексту - Закон N 54 - ФЗ) все организации и предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику.
Согласно пункта 2 этой же статьи организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
До момента издания Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Поскольку перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, она может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения контрольно-кассовой техники.
Допустимость применения бланков строгой отчетности (контрольных билетов) при оказании услуг по перевозке пассажиров, исходя из положения Закона N 54-ФЗ не поставлена в зависимость от того, являются соответствующие транспортные средства транспортом общего пользования или нет.
Судом первой и апелляционной инстанции не были проверены доводы региональной общественной организации транспортников "Сибиряк" о наличии билетов в маршрутном такси марки ГАЗ - 322132, государственный регистрационный номер АА975, осуществляющей перевозку пассажиров по маршруту N 330 "ДК им. Лобкова - ПО"Иртыш" в г. Омске, выдаче указанных билетов проверяющим при проезде в качестве пассажиров.
В представленных налоговым органах доказательствах - акте N 087105 от 22.12.2005, протоколе N 099767 от 17.01.2006 об административном правонарушении отсутствуют данные сведения.
Следовательно, выводы суда первой и апелляционной инстанции не основаны на фактических обстоятельствах дела и доказательствах, представленных налоговым органом.
Материалы проверки налоговых органов содержат противоречивые данные относительно обстоятельств, установленных судебными инстанциями, которые положены в основу судебных актов.
Суд кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах по делу решение суда первой и апелляционной инстанции не может быть признано правильным и подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, выяснить о наличии в маршрутной такси заявителя на момент проведения проверки налоговыми органами наличие бланков строгой отчетности (билетов), выдаче их проверяющим при проезде на маршрутном такси и в соответствии с требованием закона разрешить спор.
Руководствуясь пунктом 3 частью 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 10.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 03.07.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-2118/06 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2006 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 октября 2006 г. N Ф04-6901/2006(27473-А46-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании