Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Черлановой Е.С, судей Белинской С.В, Лепской К.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6281/2023 по иску С.К.С. к АО "Газпром газораспределение Петрозаводск" о возложении обязанности совершить определённые действия
по кассационной жалобе С.К.С. на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 5 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 12 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Лепской К.И, объяснения С.К.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
С.К.С. обратился в суд с иском к АО "Газпром газораспределение Петрозаводск" по тем основаниям, что 27 апреля 2020 г. между сторонами заключен договор N о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства - нежилого помещения N "адрес"А по "адрес" в "адрес" к сети газораспределения. До настоящего времени указанный объект капитального строительства к сети газораспределения не подключен. На основании изложенного, с учетом уточнения требований, истец просил обязать ответчика исполнить условия договора и осуществить проверку выполнения заявителем технических условий при условии обеспечения доступа к объекту капитального строительства в срок не позднее чем 14 дней до дня подключения к сети газораспределения; составить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по форме согласно приложению N 2 к договору; совершить действия по подключению (технологическому присоединению) объекта не позднее установленного договором срока, но не ранее подписания акта о готовности сетей; направить в адрес заявителя в течение 3 рабочих дней со дня осуществления действий по подключению (технологическому присоединению) подписанный акт о подключении (технологическом присоединении) по форме согласно приложению N 3 к договору; взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
Определением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 октября 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 5 декабря 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 12 марта 2024 г, в удовлетворении исковых требований С.К.С. отказано.
В кассационной жалобе С.К.С. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на допущенные нижестоящими судами нарушения норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились. О причинах неявки в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участники процесса не сообщили, доказательств уважительности неявки в судебное заседание не предоставили. Информация о месте и времени судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебных актов нижестоящих судов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как усматривается из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 10:01:0010130:227.
Между сторонами 27 апреля 2020 г. заключен договор N 116/20 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства - нежилого помещения N "адрес"А по "адрес" в "адрес" к сети газораспределения.
Согласно разд. 1 договора заявитель С.К.С. принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта "Нежилое помещение N "адрес"А по "адрес" в "адрес"" в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N, в соответствии с условиями настоящего договора, а также оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям газораспределения согласно приложению N 1, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора (п. 2 разд. 1 договора).
В рамках мероприятий по обеспечению готовности объекта капитального строительства истцом ООО "ТГВ-проект" подготовлена проектная документация (внутреннее газоснабжение, наружное газоснабжение).
2 февраля 2021 г. ответчиком в адрес истца направлено уведомление о завершении мероприятий по строительству объекта "Газопровод среднего давления до границы земельного участка с кадастровым номером 10:01:0010130:227 для газоснабжения нежилого помещения N 3 "адрес"А по "адрес" в "адрес"". Ответчик уведомил истца об окончании срока действия договора N 10.02.2021 и необходимости в рамках технического надзора представить исполнительно-техническую документацию на законченную строительством систему газопотребления.
2 марта 2021 г. истец обратился в адрес ответчика о согласовании проекта по газификации помещения N 3 по адресу: "адрес"А.
26 марта 2021 г. ответчик, рассмотрев рабочие проекты газоснабжения объекта истца, разработанные ООО "ТГВ-проект", отказал в их согласовании ввиду несоблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и ГОСТ Р 21.101-2020.
Истец 31 мая 2021 г. повторно обратился в адрес ответчика о согласовании проекта.
17 июня 2021 г. истцу отказано в согласовании проекта газоснабжения, поскольку отсутствовал протокол аттестации (проверки знаний) Ростехнадзора лиц, разработавших рабочую документацию, не выполнены требования постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870, СП 62.13330.2011, СП 42-101-2003, не приложены расчеты системы газоснабжения, не представлен расчет на разность плотностей наружного воздуха естественной вентиляции согласно СП 60.13330.2016 и др.
20 августа 2021 г. С.К.С. повторно направил проект 81-07-20 ответчику для согласования.
9 сентября 2021 г. истцу отказано в согласовании проекта, поскольку согласно приложению N 2 классификации опасных производственных объектов к Федеральному закону от 21 июля 1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" проектируемый газопровод давлением свыше 0, 005 до 0, 3 Мпа подпадает под III категорию опасности.
Учитывая данное обстоятельство, истцу повторно письмом от 9 сентября 2021 г. также предложено устранить недостатки, представленные в рабочем проекте газоснабжения объекта, а также представить технический план здания для понимания допустимости проектирования прокладки внутренних газопроводов согласно пункту 46 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" (ГСН и ГСВ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", пришел к выводу, что истцом не исполнена предусмотренная договором о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства обязанность по предоставлению в адрес ответчика истребуемой технической документации.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его отмены, так как согласился с выводами суда первой инстанции, ввиду чего судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, апелляционную жалобу С.К.С. - без удовлетворения.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что заключенный между сторонами договор не расторгнут, ответчик от исполнения обязательств по договору не отказывается, поскольку АО "Газпром газораспределение Петрозаводск" выполнило обязательства по договору в части строительства и подготовки к подключению сети газораспределения до точки подключения заявителя, обязанность по присоединению объекта к этому газопроводу не была исполнена по вине самого истца, не предоставившего испрашиваемые ответчиком документы.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, при апелляционном рассмотрении дела также не допущено.
В силу части 1 статьи 521 Градостроительного кодекса Российской Федерации подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи, определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о связи с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с абзацем 3 статьи 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Согласно абзацу 2 статьи 7 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" относит к полномочиям Правительства Российской Федерации, в том числе, утверждение правил технологического присоединения газонспользующего оборудования к газораспределительным сетям относит к полномочиям Правительства Российской Федерации (статья 8 настоящего Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, которые определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения (пункт 1 Правил).
Подключение (технологическое присоединение) представляет собой совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, осуществления предпринимательской (профессиональной) деятельности.
Основной абонент - это юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.
Исполнитель - это газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов (пункт 2 Правил).
На основании пункта 3 Правил подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: а) направление заявителем на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме согласно приложению N 1; б) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме согласно приложению N 2 с приложением технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора о подключении; в) выполнение заявителем и исполнителем условий договора о подключении; г) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме согласно приложению N 3; д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по типовой форме согласно приложению N 4.
Договор о подключении заключается между заявителем, исполнителем и единым оператором газификации или региональным оператором газификации (пункт 6 Правил).
Пунктом 59 Правил определено, что в течение пяти рабочих дней после окончания разработки проектной документации, но не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), установленных в. договоре о подключении, исполнитель направляет информацию о расположении точки подключения (технологического присоединения) заявителю, за исключением случаев, указанных в подпункте "д" пункта 42 настоящих Правил.
Порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения, определен в настоящее время Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547.
Подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 5 Правил).
В соответствии с пунктом 71 Правил мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя, в том числе: мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий (за исключением случая, если заявка о подключении содержит просьбу заявителя к исполнителю осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка); подписание исполнителем и заявителем акта о готовности; осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом. присоединении).
Согласно пункту 74 Правил заявитель обязан выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (подп. "а"); обеспечить исполнителю доступ к объектам капитального строительства заявителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий (подп. "г").
Согласно пункту 12 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870, к материалам идентификации объектов технического регулирования относятся проектная и исполнительная документация (подпункты "а" и "е" пункта 12).
В соответствии со статьёй 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации ведение исполнительной документации осуществляется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства в соответствии с проектной документацией, рабочей документацией и выполненными на основании проектной документации, рабочей документации работами. Исполнительная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и отображающую фактическое исполнение функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в проектной документации, рабочей документации. Состав и порядок ведения исполнительной документации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства.
Установив, что истцом не исполнена предусмотренная договором о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства обязанность по предоставлению в адрес ответчика истребуемой технической документации, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в обжалуемых судебных постановлениях приведено верное толкование вышеприведенных норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям сторон, а также результаты оценки доказательств в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что истцом выполнены все условия договора, предусмотренные пунктом 7 Договора N 116/20 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения, что подтверждается представленными в дело документами, в связи с чем у судов отсутствовали основания для отказа в иске.
Между тем, выводы нижестоящих судов в данной части относятся к исследованию и оценке доказательств, а также к установлению фактических обстоятельств дела и не свидетельствуют о каком-либо нарушении нижестоящим судом норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, оценка доказательств относится к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций, и не входит в полномочия кассационного суда общей юрисдикции.
В пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" разъяснено, что иная оценка кассационным судом общей юрисдикции доказательств по делу и установление новых фактов не допускаются.
При этом обоснованных доводов о каких-либо конкретных нарушениях нижестоящими судами норм материального или процессуального права кассационная жалоба заявителя не содержит.
Фактически доводы кассационной жалобы заявителя сводятся к изложению своей позиции по делу, собственной оценке доказательств и установленных обстоятельств, ошибочному толкованию норм материального и процессуального права, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судебными инстанциями были допущены нарушения, влекущие отмену постановленных судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судами допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 5 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 12 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу С.К.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.