Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Герасимчук Т.А, судей Рогожина Н.А, Нестеровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-699/2023 по иску прокурора г. Оленегорска Мурманской области в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "УК Гарант+", администрации муниципального округа г. Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, Министерству строительства Мурманской области о возложении обязанности по совершению действий, по кассационному представлению прокуратуры Мурманской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 28 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогожина Н.А, объяснение прокурора Власовой О.Н, полагавшей судебное постановление необоснованным, а кассационное представление подлежащим удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Оленегорска обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ООО "Виком", ООО "УК "Гарант+", администрации муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, в котором просил возложить обязанность на ООО "УК "Гарант+" внести в срок до 1 апреля 2024 г. в администрацию муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области обращение о переносе срока замены лифтового оборудования, расположенного по адресу: "адрес" подъезд; возложить обязанность на администрацию муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления ООО "УК Гарант+" о переносе срока замены лифтового оборудования, расположенного по адресу: "адрес" подъезд, направить его в Комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта в Мурманской области Министерства строительства Мурманской области; возложить обязанность на Министерство строительства Мурманской области включить многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" подъезд, в Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2023-2025 годы, утвержденный постановлением Правительства Мурманской области от 4 июля 2022 г. N 526-ПП, в части произведения замены лифтового оборудования в срок до 1 октября 2024.
В обоснование требований указано, что 30 марта 2023 г. прокуратурой г. Оленегорска проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан на безопасные условия проживания в многоквартирном доме при эксплуатации лифтового оборудования.
Управление указанным многоквартирным домом осуществляется ООО "УК Гарант+", срок эксплуатации лифта в указанном доме окончен в 2016 году. Проверкой установлено, что лифт эксплуатируется с нарушениями, только в июне 2023 г. произведено 6 остановок лифта в связи с неисправностью. Согласно данным паспорта региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014-2043 гг, государственным заказчиком является Министерство строительства Мурманской области. Капитальный ремонт лифтового оборудования в МКД "адрес" региональной программой предусмотрен в период с 2033 по 2035 г. Согласно условиям региональной программы в ее рамках единовременно должно быть заменено лифтовое оборудование во всех 5 подъездах МКД.
Эксплуатация указанного лифта нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность жизнедеятельности, поскольку в любой момент лифт может выйти из строя, что повлечет за собой непредотвратимые последствия.
Определением Оленегорского городского суда Мурманской области от 15 августа 2023 г. в качестве соответчика было привлечено Министерство строительства Мурманской области.
Определением Оленегорского городского суда от 5 сентября 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО "Инженерный центр Лифтэксперт" и Северо-Западное управление Ростехнадзора по Мурманской области.
Определением Оленегорского городского суда Мурманской области от 19 октября 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Правительство Мурманской области.
Решением Оленегорского городского суда Мурманской области от 28 ноября 2023 г. иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 28 февраля 2024 г. решение суда отменено в части возложении обязанностей на Министерство строительства Мурманской области в срок до 1 июля 2024 года включить многоквартирный дом "адрес" в Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Мурманской области, на 2023-2025 гг, утвержденный постановлением Правительства Мурманской области от 4 июля 2022 г. N 526-ПП, в части замены лифтового оборудования в подъезде N 1 указанного дома в 2025 году, по делу принято новое решением, котором в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационном представлении прокурор Мурманской области просит об отмене апелляционного определения как незаконного, выражая несогласие с выводами суда апелляционной инстанции.
Участники процесса извещены судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационному представлению.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационное представление в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит представление не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судом апелляционной инстанции с учетом доводов кассационного представления не допущено.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 154, 161, 166, 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что ответчиками не приведено объективных причин, по которым спорный дом не может быть включен в краткосрочный план на 2023-2025 годы в части капитального ремонта - замены лифтового оборудования в подъезде N 1 дома 19 на ул. Молодежный бульвар в г. Оленегорске и достаточным основанием для принятия решения о проведении капитального ремонта, замены, модернизации лифтов, является установление того факта, что срок службы лифта превышает 25 лет, проведение капитального ремонта в части замены лифтового оборудования в указанном доме в заявленные в Региональной программе сроки 2032-2033 гг. не отвечают требованиям безопасности при эксплуатации лифта, кроме того, возможность эксплуатации конкретного лифта допускается до 15 февраля 2025 г.
В связи с чем возложил на ответчиков соответствующие обязанности до внесению обращения о переносе срока замены лифтового оборудования, направлению обращения в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта в Мурманской области, внесению изменений в Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Мурманской области, на 2023-2025 годы.
Проверяя решение суда в части возложении обязанности на Министерство строительства Мурманской области, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что установленная региональным законодательством процедура рассмотрения вопроса о переносе срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более ранний срок не соблюдена, доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц со стороны Министерства строительства Мурманской области в материалах дела не содержится, выводы суда о необходимости внесения изменений в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД, на 2023-2025 годы в части замены лифтового оборудования являются преждевременными.
При этом, учитывая удовлетворение судом исковых требований к ООО "УК "Гарант+" и администрации муниципального округа г. Оленегорск с подведомственной территорией, а именно возложение обязанности по направлению соответствующего обращения в Комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта в Мурманской области, заинтересованные лица не лишены возможности оспаривать решение комиссии, вынесенное по итогам рассмотрения данного обращения.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Доводы заявителя по существу повторяют позицию прокурора при разбирательстве дела, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы ответчика Министерства строительства Мурманской области, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационном представлении они не могут повлечь отмену судебного постановления.
Доводы кассационного представления не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм права.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационного представления не имеется.
Законность принятого судом апелляционной инстанции судебного постановления не нуждается в дополнительной правовой аргументации.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 28 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационное представление прокуратуры Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.