г. Нижний Новгород
9 июля 2024 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Буруновой С.В, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Ч.Ю.П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, по частной жалобе Ч.Ю.П. на определение Ульяновского областного суда от 13 мая 2024 года об отказе в принятии административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Ч.Ю.П. обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, в котором просил установить кадастровую стоимость:
- здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 22 июня 2022 года в размере 645 904 рубля 03 копейки;
- здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 22 июня 2022 года в размере 729 117 рублей 81 копейка.
В обоснование требований указав, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости, определенная в порядке массовой оценки, является завышенной по сравнению с их рыночной стоимостью.
Определением судьи Ульяновского областного суда от 13 мая 2024 года Ч.Ю.П. отказано в принятии административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В частной жалобе Ч.Ю.П. просит определение судьи отменить, полагая, что данное определение незаконно, поскольку судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, а также неправильно определены фактические обстоятельства дела.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 КАС РФ, рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса, судьями соответствующих судов единолично.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, рассмотрев доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения, в связи с чем доводы частной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из искового заявления следует, что Ч.Ю.П. до 22 июня 2022 года являлся собственником объектов недвижимого имущества:
- здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес";
- здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
На дату продажи объектов недвижимости их кадастровая стоимость, сведения о которой были внесены в Единый государственный реестр недвижимости, составляла в отношении:
- здания с кадастровым номером N - 4 628 401 рубль 56 копеек;
- здания с кадастровым номером N - 5 328 102 рубля 50 копеек.
В соответствии с Федеральным законом N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", распоряжением Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 28 марта 2022 года N700-од "О проведении государственной кадастровой оценки в 2023 году" приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 10 ноября 2023 года N 159-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в отношении всех учтённых в Едином государственном реестре недвижимости на территории Ульяновской области зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест" по состоянию на 1 января 2023 года была утверждена кадастровая стоимость:
- здания с кадастровым номером N в размере 9 118 854 рубля 81 копейка;
- здания с кадастровым номером N в размере 9 316 483 рубля 78 копеек.
Ч.Ю.П. обратился в областное государственное бюджетное учреждение "Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки" с заявлениями об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами N, которые 2 ноября 2023 года были возвращены без рассмотрения, поскольку заявление об установлении рыночной стоимости подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья обоснованно исходил из того, что Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года N 775-П "Об установлении даты перехода к применению на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года, а вопрос об оспаривании архивной кадастровой стоимости либо вопрос об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объектов недвижимости не подлежит рассмотрению в судах.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется нормами КАС РФ, Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ).
Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2026 года (далее - переходный период).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 31 октября 2019 года N 544-П "Об установлении даты перехода к проведению на территории Ульяновской области государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Ульяновской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ с 15 ноября 2019 года.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ и Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года N 775-П "Об установлении даты перехода к применению на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Таким образом, вопреки доводам частной жалобы, с 1 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ в Ульяновской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, в связи с чем с 1 января 2021 года на территории Ульяновской области вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением - областным государственным бюджетным учреждением "Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно, с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что ответ о возвращении заявления без рассмотрения не тождественно решению об отказе в установлении рыночной стоимости, поскольку вынесение бюджетным учреждением уведомления по результатам рассмотрения заявления осуществляется на подготовительной стадии оценки заявления и приложенных к нему документов на соответствие их формы и содержания формальным требованиям, предъявляемым к ним.
При этом закон связывает возможность обращения с административным исковым заявлением в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной только одновременно с оспариванием исключительно решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости (пункт 15 статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ), то есть предполагает обязательную внесудебную проверку отчета уполномоченным органом на его соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и последующую возможность судебного контроля обоснованности данного решения государственного бюджетного учреждения с установлением кадастровой стоимости в размере рыночной по результатам рассмотрения данного спора.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, для отказа в принятии административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Довод частной жалобы о том, что за лицами сохраняется право на оспаривание архивной кадастровой стоимости, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку в Ульяновской области в связи с переходом к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, как при рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, так и при установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, только с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение (суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) подано соответствующее заявление. При этом Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, положениями которого не предусмотрена возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости, в том числе во внесудебном порядке, в отличие от Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ вообще не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости иначе как с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, в том числе не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размер его рыночной стоимости со дня начала применения кадастровой стоимости.
Другие доводы частной жалобы основаны на ошибочном толковании и неверном понимании норм процессуального законодательства, в связи чем являются несостоятельными и не могут повлечь отмену определения судьи.
Таким образом, обжалуемое определение суда следует признать обоснованным, соответствующим действующему законодательству и обстоятельствам дела. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Ульяновского областного суда от 13 мая 2024 года оставить без изменения, частную жалобу Ч.Ю.П. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Ульяновский областной суд.
Судья С.В. Бурунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.