Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Савинова К.А, Рогожиной Е.В.
при секретаре Швецовой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению по административному исковому заявлению Кучугуры В.Н. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 1138 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом от 13 декабря 2022 года N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", о признании недействующим пункта 1017 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом от 12 декабря 2023 года N 3122 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе Кучугуры Виктора Николаевича на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 апреля 2024 года, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, объяснения представителя административного истца "данные изъяты", заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - "данные изъяты", судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 12 декабря 2023 года N 3122 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2024 год).
Пунктом 1138 Перечня на 2023 год и пунктом 1017 Перечня на 2024 в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2023 год и 2024 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ до начала наступления налогового периода.
Кучугура В.Н, собственник указанного объекта недвижимости, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативного правового акта в части включения в пункт 1138 Перечня на 2023 год и в пункт 1017 Перечня на 2024 год здания с кадастровым номером N. В обоснование требований указано, что здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечень на 2023 год и Перечень на 2024 год нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 апреля 2024 года постановлено: в удовлетворении административного искового заявления Кучугуре В.Н. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 1138 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом от 13 декабря 2022 года N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"; о признании недействующим пункта 1017 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом от 12 декабря 2023 года N 3122 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", отказать.
В апелляционной жалобе Кучугура В.Н. просит решение Верховного Суда Республики Башкортостан отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на то, что спорный объект недвижимости не соответствует критериям предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагал, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Представитель административного истца "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
Из приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
При этом, Налоговый кодекс Российской Федерации не раскрывает понятие офис.
Однако в подпункте "г" пункта 1.2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" дано следующее определение офиса - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть помещения), оборудованные стационарными рабочими местами (оргтехникой), используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
Рассматривая заявленные требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что спорный объект недвижимости соответствует критериям предусмотренным статьей 378.2 НК РФ и как следствие правомерно был включен в Перечни на 2023-2024 года.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, считает, что он сделан на основе правильного применения норм права, при надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в пункт 1138 Перечня на 2023 год и в пункт 1017 Перечня на 2024 год включено нежилое здание с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес" общей площадью 3676, 4 кв.м, количество этажей: 5, назначение: нежилое, наименование: нежилое здание.
Административный истец как собственник вышеуказанного здания на основании договора купли-продажи от 2 марта 2022 года, является субъектом правоотношений, и обладает правом на обжалование нормативных правовых актов в указанной части.
Данное здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, по состоянию на день принятия нормативного правового акта вид разрешенного использования "научные организации, учреждения, проектные организации, офисы, проектные и конструкторские бюро, информационные центры".
Между тем, в материалы дела представлены договора аренды:
Так по договору аренды от 25 марта 2022 года, от 17 июля 2023 года "данные изъяты"" занимал первоначально помещение площадью 37, 7 кв.м для размещения персонала и оборудования (срок аренды с 25 марта 2022 года по 25 февраля 2023 года), помещение площадью 27, 1 кв.м для размещение персонала ИТР и оборудования (срок аренды с 19 июля 2023 года по 19 июня 2024 года), в приложениях N1 к договорам указано наименование помещения "офисное помещение" (том 1 л.д.51, 55, 61).
По договору аренды от 4 марта 2022 года N202 "данные изъяты" занимает 25 кв.м для размещения проектно-сметного отдела (срок аренды с 4 марта 2022 года по 4 февраля 2023 года) (том 1 л.д.65).
По договору аренды от 5 декабря 2023 года NБ19/3/4/9 "данные изъяты" занимает 38, 9 кв.м для размещения персонала и оборудования (срок аренды с 5 декабря 2023 года по 5 ноября 2024 года) (том 1 л.д.80).
По договору аренды от 2 мая 2023 года NБ9/3/4/402 "данные изъяты" занимает 38, 1 кв.м для размещения персонала (срок аренды с 3 мая 2023 года по 3 апреля 2024 года) (том 1 л.д.85).
По договору аренды от 6 июня 2023 года NБ19/3/3/9 "данные изъяты" занимает 33 кв.м для размещения персонала и оборудования (срок аренды с 13 июня 2023 года по 13 мая 2024 года) (том 1 л.д.99).
По договору аренды от 4 марта 2022 года NБ19/3/3/11 "данные изъяты" занимает 30, 4 кв.м для размещения персонала и оборудования (срок аренды с 4 марта 2022 года по 4 февраля 2023 года, отметка о расторжении договора 14 ноября 2023 года) (том 1 л.д.103).
По договору аренды от 4 декабря 2023 года NБ19/3/3/304 "данные изъяты" занимает 33 кв.м для размещения персонала и оборудования (срок аренды с 4 декабря 2023 года по 4 ноября 2024 года) (том 1 л.д.114).
По договору аренды от 1 февраля 2023 года NБ19/3/2/9 "данные изъяты" занимает 32 кв.м для офиса (срок аренды с 1 февраля 2023 года по 31 декабря 2023 года) (том 1 л.д.118).
По договору аренды от 6 августа 2022 года NБ19/3/4/406 "данные изъяты" занимает 56, 5 кв.м для размещения персонала и оборудования (срок аренды с 6 сентября 2022 года по 6 августа 2023 года) (том 1 л.д.124).
По договору аренды от 14 августа 2023 года NБ9/3/1/108а "данные изъяты" занимает 17, 8 кв.м на 1 этаже нежилого трехэтажного торгово-офисного здания для размещения персонала и оборудования (срок аренды с 14 августа 2023 года по 14 июля 2024 года) (том 1 л.д.123).
По договору аренды от 1 ноября 2023 года NБ19/3/2/12 ИП "данные изъяты" занимает 35, 7 кв.м для размещения проектно-сметного отдела (срок аренды с 1 ноября 2023 года по 30 сентября 2024 года) (том 1 л.д.139).
По договору аренды от 8 ноября 2022 года NБ9/3/4/408 "данные изъяты" занимает 27, 9 кв.м для организации делопроизводства (срок аренды с 10 ноября 2022 года по 10 октября 2023 года) (том 1 л.д.143).
По договору аренды от 4 марта 2022 года N202 "данные изъяты" занимает 34 кв.м для размещения проектно-сметного отдела (срок аренды с 4 марта 2022 года по 4 февраля 2023 года) (том 1 л.д.153).
По договору аренды от 19 июня 2023 года NБ9/3/3/6 "данные изъяты" занимает 41 кв.м под офис (срок аренды с 26 июня 2023 года по 26 мая 2024 года) (том 1 л.д.167).
По договору аренды от 29 июня 2022 года NБ9/3/1/168 "данные изъяты" занимает 20, 7 кв.м для организации делопроизводства (срок аренды с 5 июня 2022 года по 4 июня 2023 года) (том 1 л.д.173).
По договору аренды от 4 марта 2022 года N108 "данные изъяты". занимает 17, 8 кв.м для офиса (срок аренды с 4 марта 2022 года по 4 февраля 2023 года) (том 1 л.д.206).
По договору аренды от 26 декабря 2022 года NБ9/3/1/121 "данные изъяты" занимает 42, 25 кв.м для размещения персонала и оборудования (срок аренды с 1 января 2023 года по 30 ноября 2023 года, продлен с 1 декабря 2023 года по 31 октября 2024 года) (том 1 л.д.227-236).
По договору аренды от 29 июня 2022 года NБ9/3/1/7 "данные изъяты" занимает 76, 2 кв.м для организации делопроизводства (срок аренды с 5 июля 2022 года по 4 июня 2023 года) (том 1 л.д.237).
По договору аренды от 30 августа 2023 года NБ19/3/4/4 "данные изъяты"Н. занимает 26, 6 кв.м для размещения персонала и оборудования (срок аренды с 1 сентября 2023 года по 31 июля 2024 года) (том 1 л.д.242).
По договору аренды от 28 июля 2022 года NБ9/3/4/6 "данные изъяты" занимает 37 кв.м для размещения персонала и оборудования (срок аренды с 1 августа 2022 года по 1 июля 2023 года, продлен по дополнительному соглашения с 1 июля 2023 года по 31 мая 2024 года) (том 2 л.д.6-14).
По договору аренды от 31 декабря 2022 года NБ9/3/2/218 "данные изъяты" занимает 18, 9 кв.м для размещения персонала и оборудования (срок аренды с 1 января 2023 года по 30 ноября 2023 года, продлен по дополнительному соглашения с 1 декабря 2023 года по 31 октября 2024 года) (том 2 л.д.20-24).
По договору аренды от 30 ноября 2023 года NБ9/3/3/18 "данные изъяты" занимает 72, 8 кв.м для размещения персонала и оборудования (срок аренды с 1 декабря 2023 года 31 октября 2024 года) (том 2 л.д.25).
По договору аренды от 4 марта 2022 года N122б "данные изъяты" занимает 37, 6 кв.м для размещения проектно-сметного отдела (срок аренды с 4 марта 2022 года по 4 февраля 2023 года) (том 2 л.д.29).
По договору аренды от 4 марта 2022 года NБ9/3/4/11 "данные изъяты". занимает 45, 3 кв.м для организации делопроизводства (срок аренды с 4 марта 2022 года по 4 февраля 2023 года, срок аренды продлен до 6 декабря 2024 года) (том 2 л.д.53).
По договору аренды от 4 марта 2022 года N 221 "данные изъяты" занимает 35, 7 кв.м для размещения проектно-сметного отдела (срок аренды с 4 марта 2022 года по 4 февраля 2023 года (том 2 л.д.65).
По договору аренды от 4 марта 2022 года NБ9/3/1/123 "данные изъяты" занимает 28, 7 кв.м для размещения персонала и оборудования (срок аренды с 4 марта 2022 года по 4 февраля 2023 года, срок договора аренды продлен по 5 января 2024 года) (том 2 л.д.78).
По договору аренды от 4 марта 2022 года NБ9/3/1/11 "данные изъяты" занимает 32, 1 кв.м для размещения персонала и оборудования (срок аренды с 4 марта 2022 года по 4 февраля 2023 года, срок договора аренды продлен по 6 декабря 2024 года) (том 2 л.д.87).
По договору аренды от 4 марта 2022 года NБ9/3/1/215 "данные изъяты" занимает 27, 1 кв.м для размещения персонала ИТР (срок аренды с 4 марта 2022 года по 4 февраля 2023 года, срок договора аренды продлен по 6 декабря 2024 года, с приложении N1 к договора указано наименование помещения "офисное помещение") (том 2 л.д.93).
По договору аренды от 30 ноября 2023 года NБ9/3/3/7 "данные изъяты" занимает 61, 1 кв.м для размещения аппарата управления, персонала, оборудования, ведения предпринимательской деятельности (срок аренды с 4 декабря 2023 года по 4 ноября 2024 года) (том 2 л.д.128).
По договору аренды от 4 марта 2022 года NБ9/3/1/9 "данные изъяты" занимает 28, 7 кв.м для размещения офиса (срок аренды с 4 марта 2022 года по 4 февраля 2023 года, срок договора аренды продлен по 6 декабря 2024 года) (том 2 л.д.163).
По договору аренды от 4 марта 2022 года NБ9/3/3/8 "данные изъяты" занимает 28 кв.м для организации оптовой торговли топливом (срок аренды с 4 марта 2022 года по 4 февраля 2023 года, срок договора аренды продлен по 6 декабря 2024 года, в приложении N1 к договора указано наименование помещения "офисное помещение") (том 2 л.д.165, 172).
По договору аренды от 4 марта 2022 года NБ9/3/110а "данные изъяты" занимает 17, 8 кв.м для предоставления работ по инженерным изысканиям (срок аренды с 4 марта 2022 года по 4 февраля 2023 года, срок договора аренды продлен по 6 декабря 2024 года, в приложении N1 к договора указано наименование помещения "офис") (том 2 л.д.165, 175).
По договору аренды от 5 апреля 2022 года NБ9/3/4/2 "данные изъяты". занимает 25, 7 кв.м для размещения офиса (срок аренды с 5 апреля 2022 года по 5 марта 2023 года, срок договора аренды продлен по 6 декабря 2024 года, в приложении N1 к договора указано наименование помещения "офис") (том 2 л.д.195, 198).
По договорам аренды от 7 августа 2023 года NБ9/3/1/115, от 14 августа 2023 года NБ9/3/1/1, от 4 декабря 2023 года NБ9/3/1/126 "данные изъяты" занимает 20, 2 кв.м, 35, 83 кв.м и 28, 7 кв.м, 54 кв.м для размещения персонала и оборудования (срок аренды с 7 августа 2023 года по 7 июля 2024 года, с 14 августа 2023 года по 14 июля 2024 года) (том 2 л.д.202, 206, 210).
По договору аренды от 23 октября 2023 года NБ9/3/3/2 "данные изъяты" занимает 37, 6 кв.м для офисной работы персонала (срок аренды с 23 октября 2023 года по 23 сентября 2024 года) (том 2 л.д.214).
По договорам аренды от 3 марта 2022 года NБ9/3/1/126, от 12 сентября 2022 года NБ9/3/3/6 "данные изъяты" занимает 54 кв.м, 71, 6 кв.м для организации делопроизводства, для размещения персонала и оборудования (срок аренды с 20 марта 2023 года по 20 февраля 2024 года, с 1 ноября 2022 года по 31 августа 2024 года) (том 2 л.д.234).
Также под объект общественного питания сдано следующее помещение 40, 2 кв.м по договору аренды от 31 октября 2022 года N Б9/3/2/8/9 "данные изъяты" для организации пункта питания сотрудников здания (срок аренды с 1 ноября 2022 года по 30 сентября 2023 года). В дополнительном соглашении указано, что помещения переданы в аренду для организации пункта питания, зала обслуживания посетителей и складирования товара (том 1 л.д.163-168).
При этом, судом первой инстанции было учтено, что некоторые договора аренды были расторгнуты.
По договору аренды от 1 апреля 2022 года NБ9/3/4/3 "данные изъяты" занимало 27, 9 кв.м для организации делопроизводства (срок аренды с 10 ноября 2022 года по 1 марта 2023 года), представлено соглашение о расторжении договора аренды от 30 сентября 2022 года (том 3).
По договору аренды от 4 марта 2022 года NБ9/3/3/13 "данные изъяты" занимает 59, 8 кв.м для размещения персонала и оборудования (срок аренды с 4 марта 2022 года по 4 февраля 2023 года, продлен с 5 февраля 2023 года по 5 января 2024 года), представлено соглашение о расторжении договора аренды от 31 января 2023 года (том 3).
По договору аренды от 12 сентября 2022 года NБ9/3/3/216 "данные изъяты" занимает 27, 1 кв.м для размещения персонала ИТР и оборудования (срок аренды с 13 сентября 2022 года по 13 августа 2023 года, в приложении к договору аренды указано наименование помещений "офисное помещение") (том 3).
По договору аренды от 4 марта 2022 года NБ9/3/3/218 "данные изъяты" занимает 18, 9 кв.м для размещения персонала и оборудования (срок аренды с 4 марта 2022 года по 4 февраля 2023 года), представлено соглашение о расторжении договора аренды от 31 декабря 2022 года (том 3).
Также в материалах дела имеется соглашение о расторжении договора аренды от 30 ноября 2023 года с "данные изъяты" помещения площадью 18, 25 кв.м (договор аренды от 4 марта 2022 года), от 31 декабря 2022 года с "данные изъяты" на помещение площадью 27, 1 кв.м.
Таким образом, из договоров аренды усматривается, что по состоянию на 13 декабря 2022 года (момент принятия Перечня на 2023 год) под офисы, объекты общественного питания в спорном здании использовалось 1048, 5 кв.м или 28, 51% от общей площади здания 3676, 4 кв.м, а по состоянию на 12 декабря 2023 года (момент принятия Перечня на 2024 год) - 1282, 55 кв.м или 34, 88% от общей площади здания.
При этом, судом первой инстанции правомерно отмечено, что в нарушение постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" в актах обследования по состоянию на 1 сентября 2022 года, на 28 апреля 2023 года процентное соотношение по видам деятельности в актах обследования не произведено.
Судом первой инстанции также обоснованно отмечено, что административный истец является индивидуальным предпринимателем, основной вид деятельности: аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, дополнительный вид деятельности: покупка и продажа собственного недвижимого имущества.
Из экспликации технического паспорта здания следует, что объект капитального строительства имеет кабинетно-планировочную структуру, конструктивно не предназначено для размещения в нем производственных мощностей, объектов складского хранения. Поскольку из вышеперечисленных договоров усматривается, что в здании сдается множество помещений небольшой площади для размещения персонала юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не связанных с производственной деятельностью, то цель использования "для размещения персонала и оборудования", "для размещения персонала ИТР и оборудования", "для организации делопроизводства", "для размещения проектно-сметного отдела" соответствует понятию офис.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности включения указанного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень на 2022 год, поскольку площадь помещений, подпадающих под критерии статьи 378.2 НК РФ, составляет более 20 % общей площади спорного объекта недвижимости, что является самостоятельным основанием для включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества.
Имеющиеся в материалах дела акты проверки фактического использования помещения от 01.11.2023 года, 30.01.2024 года, 31.01.2024 года, 08.04.2024 года, 13.04.2024 года, 30.04.2024 года, 13.05.2024 года, 13.05.2024 года, 15.05.024 года, 16.05.2024 года, 17.05.2024 года, составленные между административным истцом и арендаторами, не могут подтверждать отсутствие оснований для включения спорного объекта в Перечни ввиду того, что составлены без учета положений постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения". Кроме того, акты проверки фактического использования помещения от 30.01.2024 года, 31.01.2024 года, 08.04.2024 года, 13.04.2024 года, 30.04.2024 года, 13.05.2024 года, 13.05.2024 года, 15.05.024 года, 16.05.2024 года, 17.05.2024 года составлены после утверждения оспариваемых Перечней и как следствие не могут подтверждать их неправомерность в обжалуемой части.
Акты приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от 25.10.2004 года также не подтверждают отсутствие оснований для включения спорного объекта в Перечни, поскольку составлены в целях не связанных с налоговыми правоотношениями, за более чем 15 лет до утверждения Перечней и до заключения договоров аренды помещений.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кучугуры В.Н. - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.