Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Батялова В.А, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А, при секретаре Лапшиной А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью культурно-развлекательный комплекс "Олимп" о признании недействующими в части Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 годы по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 апреля 2024 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
В пункт 4394 Перечня на 2020 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, было включено нежилое здание, с кадастровым номером N площадью 1 465, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907 утвержден перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
В пункт 1874 Перечня на 2021 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого в 2021 году налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером N площадью 1 465, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 утвержден перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
В пункт 84 Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база в 2022 году определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером N площадью 1 465, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473 утвержден перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Пунктом 2742 Перечня на 2023 год объектом недвижимого имущества, в отношении которого в 2023 году налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, признано нежилое здание с кадастровым номером N площадью 1 465, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12 декабря 2023 года N 3122 утвержден перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2024 год).
Пунктом 2355 Перечня на 2024 год объектом недвижимого имущества, в отношении которого в 2024 году налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, признано нежилое здание с кадастровым номером N площадью 1 465, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Общество с ограниченной ответственностью культурно-развлекательный комплекс "Олимп" (далее по тексту- ООО КРК "Олимп"), являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером N, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия Перечней на 2020-2024 годы в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером N, в обоснование требований указало, что спорное здание и земельные участки, на которых оно расположено, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здание не является административно-деловым или торговым центром (комплексом) и не используется для ведения такой деятельности. Включение здания в оспариваемые пункты Перечней на 2020-2024 годы нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 апреля 2024 года требования ООО КРК "Олимп" удовлетворены, признаны недействующими со дня принятия пункт 4394 Перечня на 2020 год, пункт 1874 Перечня на 2021 год, пункт 84 Перечня на 2022 год, пункт 2742 Перечня на 2024 год, пункт 2355 Перечня на 2024 год; с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу ООО КРК "Олимп" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 22 500 рублей.
В апелляционной жалобе Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывается, что спорный объект соответствует требованиям статьи 378.2 НК РФ, так как располагается на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: "под размещение здания культурно-развлекательного комплекса" и на земельном участке с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования "предпринимательство", а также используется как культурно-развлекательный центр, ресторан.
Относительно доводов апелляционной жалобы Прокуратурой Республики Башкортостан, а также административным истцом представлены возражения, в которых они просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций), постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Исходя из статьи 3, подпункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 372 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ.
В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-З "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Как следует из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что здание признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, статьей 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений); отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из приведенных федеральных и региональных норм, для включения здания в Перечень суду надлежит установить, что оно либо:
расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов;
не менее 20 процентов его общей площади фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Между тем, как правильно установилсуд первой инстанции, спорный объект недвижимости ни одному из перечисленных выше критериев не соответствует.
Материалами дела подтверждается, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 1 465, 3 кв.м, назначение "нежилое", наименование "производственно-административное здание", расположенного по адресу: "адрес"
Спорный объект недвижимости по состоянию на юридически значимые даты имеет установленную связь с земельными участками с кадастровыми номерами: N с видом разрешенного использования - "под размещение здания культурно-развлекательного комплекса; N с видом разрешенного использования - "предпринимательство", который находится в аренде ООО КРК "Олимп".
Суд первой инстанции, проанализировав виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположен объект недвижимости с кадастровым номером N, пришел к верному выводу, что указанные виды разрешенного использования земельных участков не предусматривают безусловное размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Таким образом, по видам разрешенного использования земельных участков нежилое здание с кадастровым номером N не могло быть включено в оспариваемые пункты Переченей.
Для включения в Перечень объекта, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно экспликации к техническому паспорту, составленному по состоянию на 9 июня 2009 года, нежилое здание с кадастровым номером N состоит из следующих помещений: котельная, лестничная клетка, бильярдный зал, место для курения, вестибюль, умывальная, туалет, коридор, комната, морозильные камеры (17, 4 кв.м), склад овощей (13, 6 кв.м), овощной цех (7, 5 кв.м), мясо-рыбный цех (9, 7 кв.м), склад сухих продуктов (6, 3 кв.м), холодный цех (8, 8 кв.м), горячий цех (29, 3 кв.м), моечная (8, 9 кв.м), котельная, ресторан (121, 9 кв.м), банкетный зал (24, 9 кв.м), кладовая, гардероб, душевая, комната приема пищи, кабинет зав.производством, игровой зал, подсобное помещение бара (4, 1 кв.м), комната букмекера, курилка, детская комната, бухгалтерия, касса (2, 3 кв.м), кабинет директора, домашняя церковь, электрощитовая, менеджерская, комната охраны, кальянная, холл. Площадь помещений с назначением "морозильные камеры", "склад овощей", "овощной цех", "морозильные камеры", мясо-рыбный цех", "склад сухих продуктов", "холодный цех", "горячий цех", "моечная", "ресторан", "банкетный зал", "подсобное помещение бара", "касса" составляет: 17, 4+13, 6+7, 5+9, 7+6, 3+8, 8+29, 3+8, 9+121, 9+24, 9+6, 8+2, 3=257, 4 кв.м, что составляет 17, 57% от общей площади здания.
При этом суд указал, что представленный в материалы дела технический паспорт на здание по состоянию на 16 января 2007 года не может быть принят во внимание ввиду наличия технического паспорта, составленного на более позднюю дату (по состоянию на 9 июня 2009 года), который соответствует современному предназначению спорного здания.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что техническая документация на нежилое здание с кадастровым номером N не подтверждает наличие 20% общей площади помещений, имеющих назначение, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Соответственно, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и документов технического учета, спорное нежилое здание не подлежало включению в оспариваемые пункты Перечней на 2020-2024 годы.
В материалы дела административным ответчиком представлены акты обследования фактического использования от 18 июля 2019 года, от 1 августа 2020 года, от 14 мая 2021 года, от 28 апреля 2022 года и от 21 июля 2023 года.
Согласно указанным актам обследования общая площадь объекта недвижимого имущества, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и торговых объектов составляет 1 465, 3 кв.м, или 100% от общей площади объекта недвижимого имущества.
Проанализировав представленные административным ответчиком Акты обследования, суд первой инстанции пришел к выводу, что они не могут быть приняты судом в качестве доказательств соответствия спорного объекта недвижимости критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку указанные Акты составлены с нарушением Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233; в нарушение пунктов 2.1 - 2.4 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющейся приложением к Порядку (в редакции, действовавшей на момент составления Акта), фактическая площадь объекта, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и торговых объектов, не определена (поставлен прочерк), при этом общая площадь объекта, используемая в названных целях безосновательно указана равной 100%; Акты не содержат номеров помещений с учетом сведений о размере площадей помещений, используемых для размещения объектов общественного питания и иных целей, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Приложенные к нему фотографии достоверно не подтверждают стопроцентное использование помещений для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов в здании делового, административного и коммерческого назначения.
Соглашаясь с указанными выводами суда, судебная коллегия считает необходимым отметить, что Акт в любом случае не может свидетельствовать о законности оспариваемой нормы в силу следующего.
Материалами дела достоверно подтверждается, что площадь здания составляет менее 2 000 кв. м, а именно: по сведениям ЕГРН - 1 465, 3 кв.м.
Вместе с тем, в силу положений пункта 3 части 1 статьи 2.1 Закона о налоге на имущество организаций в Перечень по критерию фактического использования подлежат включению лишь отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. м.
Данному критерию здание, исходя из его общей площади, не отвечает.
Поскольку все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ), исходя из критерия фактического использования, здание в Перечень на 2020-2024 годы также включено быть не могло.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие здания критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в оспариваемые пункты Перечней, не представлено. Не содержится ссылок на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Акт составлен в соответствии с Порядком, по приведенным выше основаниям не могут быть признаны состоятельными, в связи с чем подлежат отклонению.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.