г. Нижний Новгород
30 июля 2024 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Буруновой С.В, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амега-Строй" об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равной рыночной стоимости, по частной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Амега-Строй" на определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 июня 2024 года об отказе в принятии административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Амега-Строй" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, в котором просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 108, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 810 000 рублей.
В обоснование требований указав, что кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, определенная в порядке массовой оценки, является завышенной по сравнению с его рыночной стоимостью.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 июня 2024 года ООО "Амега-Строй" отказано в принятии административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В частной жалобе ООО "Амега-Строй" просит определение судьи отменить, полагая, что данное определение незаконно, поскольку судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, а также неправильно определены фактические обстоятельства дела.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса, судьями соответствующих судов единолично.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, рассмотрев доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения, в связи с чем доводы частной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется нормами КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N269-ФЗ).
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 года N183 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан" в соответствии с частью 3 статьи 24 Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории республики в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ с 1 июня 2017 года.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 декабря 2023 года N713 "О дате начала реализации в Республике Башкортостан положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению на территории Республики Башкортостан положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - с 1 января 2024 года.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ).
На основании частей 4, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - также ЕГРН) сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ в Федеральный закон от 3 июля 2016 года N237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ (с 1 января 2017 года) до 1 января 2026 года устанавливается переходный период применения ст. 22 и ст. 22.1 Федерального закона N237-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - Решение).
В силу п. 3 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения - с 1 января 2026 года), в субъекте Российской Федерации:
1) применяются положения ст. 22.1 Федерального закона N237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
2) не применяются положения ст. 22 Федерального закона N237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона N135-ФЗ не осуществляется.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 декабря 2023 года N713 датой перехода к применению на территории Республики Башкортостан положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установлено 1 января 2024 года.
Таким образом, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ с 1 января 2024 года на территории Республики Башкортостан полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает ГБУ Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация", решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ).
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - рассмотрение заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ.
Таким образом в Республике Башкортостан после 1 января 2024 года может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ООО "Амега-Строй" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с настоящим административным исковым заявлением 7 июня 2024 года. Доказательств соблюдения административным истцом внесудебного порядка, а именно принятия ГБУ Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" решения по результатам" заявления ООО "Амега-Строй" о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, не представлено и в материалах дела данных доказательств не имеется. Кроме того, при подаче административного искового заявления административным истцом заявлено только требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, которое является дополнительным и может быть заявлено только одновременно с требованием о признании незаконным решения бюджетного учреждения в сфере кадастровой оценки.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что ответ о возвращении заявления без рассмотрения не тождественно решению об отказе в установлении рыночной стоимости, поскольку вынесение бюджетным учреждением уведомления по результатам рассмотрения заявления осуществляется на подготовительной стадии оценки заявления и приложенных к нему документов на соответствие их формы и содержания формальным требованиям, предъявляемым к ним.
При том, что в Республике Башкортостан в связи с переходом к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ с 1 сентября 2017 года, как при рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, так и при установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, только с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение (суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) подано соответствующее заявление.
В этом состоит отличие статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ от положений части 5 стати 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из материалов дела следует, что ООО "Амега-Строй" с 13 октября 2020 года является собственником объекта недвижимого имущества - помещения с кадастровым номером N, площадь 108, 1 кв.м, назначение: нежилое, наименование: торговое, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2020 года приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12 ноября 2020 года N 1701 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки отдельных объектов недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2020 года" в размере 4 645 426 рублей 70 копеек.
Впоследствии кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N утверждена по состоянию на 1 января 2023 года приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 26 сентября 2023 года N2363 (с изменениями) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Республики Башкортостан: зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест по состоянию на 1 января 2023 года" в размере 5 941 471 рубль 11 копеек.
В дальнейшем, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N определена по состоянию на 1 января 2023 года актом определения кадастровой стоимости N N от 20 февраля 2024 в размере 4 738 399 рублей 19 копеек.
7 июня 2024 года административный истец обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке по состоянию на 1 января 2020 года.
Отказывая в принятии данного административного искового заявления, судья, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, и на основании приведенных положений статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ обоснованно исходил из того, что с 1 января 2024 года в Республике Башкортостан применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН, соответственно, на территории Республики Башкортостан вопросы установления кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением ГБУ Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, с чем суд апелляционной инстанции соглашается, в связи с чем возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости путем установления ее в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года административным истцом утрачена, поэтому заявленные требования об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2020 в размере рыночной стоимости не подлежат рассмотрению в суде.
Ссылку в частной жалобе на пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 и на то, что у истца сохраняется возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, ставшей архивной, в связи с сохранением права на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, суд апелляционной инстанции считает несостоятельной, поскольку положениями статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ не предусмотрена возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости, в том числе во внесудебном порядке. При этом Федеральный закон от 3 июля 2016 года N237-ФЗ в отличие от Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ вообще не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размер его рыночной стоимости иначе как с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, в том числе не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размер его рыночной стоимости со дня начала применения кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах в принятии административного искового заявления судьей суда первой инстанции отказано правомерно.
Другие доводы частной жалобы основаны на ошибочном толковании и неверном понимании норм процессуального законодательства, в связи чем являются несостоятельными и не могут повлечь отмену определения судьи.
Таким образом, обжалуемое определение суда следует признать обоснованным, соответствующим действующему законодательству и обстоятельствам дела. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 июня 2024 года оставить без изменения, частную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амега-Строй" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья С.В. Бурунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.