г. Нижний Новгород
2 июля 2024 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Красновой Н.П, при секретаре судебного заседания Шаманиной Н.Ю, заслушав объяснения представителя государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" - Симакиной О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аббакумова Сергея Николаевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости по частной жалобе Аббакумова Сергея Николаевича на определение Саратовского областного суда от 22 апреля 2024 года о прекращении производства по делу,
УСТАНОВИЛ:
Аббакумов С.Н. (далее по тексту также - административный истец) обратился в суд с требованием о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, площадью 110, 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" и об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником вышеуказанного объекта недвижимости, и установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости (2 527 918, 43 рублей) значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости N от ДД.ММ.ГГГГ, составленным обществом с ограниченной ответственностью "данные изъяты"
Определением Саратовского областного суда от 22 апреля 2024 года на основании пункта 1 части 1 статьи 128, пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) производство делу прекращено.
В частной жалобе Аббакумов С.Н. просит отменить определение Саратовского областного суда от 22 апреля 2024 года как незаконное и необоснованное.
Представитель государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" - Симакина О.А, участвующая в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством системы видеоконференц-связи Саратовского областного суда, против удовлетворения частной жалобы возражала, просила определение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив изложенные в частной жалобе доводы, проверив материалы административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 указанного Кодекса.
Пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ установлено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению в судах.
Прекращая производство по данному административному делу, судья, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, и на основании положений статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ исходил из того, что с 1 января 2021 года в Саратовской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН, соответственно, на территории Саратовской области вопросы установления кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением ГБУ Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда, поскольку они обоснованы, соответствуют материалам дела, основаны на правильном применении законодательства.
Из материалов дела следует, что Аббакумов С.Н. является собственником здания с кадастровым номером N, площадью 110, 9 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты"
Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости утверждены актом об утверждении кадастровой стоимости N ДД.ММ.ГГГГ года в размере 2 527 918, 43 рублей по состоянию 6 октября 2021 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
По состоянию на 1 января 2023 года распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 23 ноября 2023 года N 1246-р "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, расположенных на территории Саратовской области, по состоянию на 1 января 2023 года" утверждена новая кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере 1 582 309 рублей.
Таким образом, на момент обращения в суд с настоящим административным иском указанная кадастровая стоимость являлась архивной.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", регулирующий отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2026 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Саратовской области от 7 ноября 2017 года N 562-П "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Саратовской области" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Саратовской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ - с 10 ноября 2017 года.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ и Постановлением правительства Саратовской области от 25 декабря 2020 года N 1034-П "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального кона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" на территории Саратовской области" установлена дата перехода к применению на территории Саратовской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с 1 января 2021 года на территории Саратовской области применяется внесудебный порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, предусмотренный положениями статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Действительно, частью 7 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрено, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу Федерального закона N 237-ФЗ, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" даны разъяснения в связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Вместе с тем, указанные разъяснения даны до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и до внесения в него Федеральным законом N 269-ФЗ статьи 22.1, предусматривающей новый, внесудебный порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, а также оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
При этом необходимо отметить, что статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ.
Кроме того, в силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с даты, указанной в Решении о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, в субъекте Российской Федерации:
1) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
2) не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не осуществляется.
Оспариваемая кадастровая стоимость спорного объекта по состоянию на 6 октября 2021 года определена в рамках Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ и на момент обращения с иском в суд являлась архивной, поскольку в ЕРГН в отношении указанного объекта невидимости внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
В связи с окончанием на территории Саратовской области переходного периода применению подлежат положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, которые регламентируют внесудебный порядок разрешения вопроса об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости прекращения производства по делу по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ.
Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости путем установления ее в размере рыночной стоимости по состоянию на 6 октября 2021 года административным истцом утрачена.
Изменение же правового регулирования не может расцениваться как ограничение прав.
Предусмотренные статьей 316 КАС РФ основания для отмены или изменения определения суда в апелляционном порядке отсутствуют. Обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 315, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, определил:
определение Саратовского областного суда от 22 апреля 2024 года оставить без изменения, частную жалобу Аббакумова Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Саратовский областной суд.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.