Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Батялова В.А, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А, при секретаре Ш.Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бутакова ФИО11 о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 марта 2024 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогачёвой Ю.А, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С,
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 ноября 2023 года N 3366-р утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В пункт "данные изъяты" Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2024 год, включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес"
Бутаков В.К, являясь собственником нежилых помещений, расположенных в спорном здании, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного пункта Перечня, полагая, что спорный объект недвижимости не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Включение здания в Перечень на 2024 год нарушает права истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 29 марта 2024 года административное исковое заявление удовлетворено. Признан недействующим пункт "данные изъяты" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 ноября 2023 года N 3366-р, со дня его принятия.
В апелляционной жалобе Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В обосновании доводов жалобы указано, что судом первой инстанции не учтено, что согласно акту обследования от 1 ноября 2023 года более 20% от общей площади здания используется в целях размещения торговых объектов, в связи с чем здание правомерно включено в Перечень на 2024 год.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлен отзыв.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений ч. 1 ст.308 КАС РФ.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3).
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 НК РФ).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня, согласно которому в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый Перечень опубликован на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru до начала наступления налогового периода.
Проанализировав вышеприведенные положения законов и подзаконных актов, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением требований к форме, порядку его принятия и введения в действие.
В указанной части решение суда не обжалуется.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Условия отнесения зданий к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, определены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ.
Как следует из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", согласно которой налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2 000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
Из приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Между тем, как правильно установилсуд первой инстанции, спорное здание ни одному из перечисленных выше критериев не соответствует.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Бутаков В.К. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", расположенных в спорном нежилом здании с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
Здание с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2 773, 8 кв.м. имеет назначение - нежилое, наименование - административное здание с художественными мастерскими.
По данным ЕГРН указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" с видом разрешенного использования - под строительство здания многопрофильного назначения в составе: административные помещения, художественные мастерские и магазин.
Анализируя данный вид разрешенного использования земельного участка, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что он, являясь смешанным, бесспорно не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
При этом судебная коллегия отмечает, что апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2018 года отменено решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 мая 2018 года и принято новое решение, которым административное исковое заявление Бутакова В.К. удовлетворено, признан недействующим с 1 января 2018 года пункт 231 Перечня объектов недвижимого имущества на 2018 год в отношении спорного здания.
При рассмотрении указанного административного дела судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, анализируя приведенный вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, пришла к выводу, что он не предусматривает размещение на нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем объект недвижимости не мог быть включен в Перечень только по виду разрешенного использования земельного участка без исследования вопроса о наличии иных оснований, установленных статьей 378.2 НК РФ (фактическое использование здания, назначение или наименование помещений в нем).
Учитывая, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", на котором расположено спорное здание, не изменился и на момент утверждения Перечня на 2024 год, это обстоятельство являлось предметом судебного контроля и получило со стороны судебной инстанции соответствующую правовую оценку.
Следовательно, спорное нежилое здание по указанному основанию в Перечень включено быть не могло.
В связи с указанным, для решения вопроса об отнесении спорного объекта недвижимости, размещенного на вышеназванном земельном участке, к объектам, перечисленным в статье 378.2 НК РФ, требуется установление иных предусмотренных для этого законом оснований с учетом фактического использования такого объекта недвижимости, или сведений, содержащихся в документах технического учета, указывающих на размещение в здании офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.
Согласно техническому паспорту на спорное нежилое здание, составленному по состоянию на 24 сентября 2020 года, в спорном здании расположены следующие помещения: тамбур, основное, коридор, торговая, склад, подсобная комната, лестничная клетка, санузел, кафе, основное, электрощитовая, торговый зал, КУИ, раздевалка, кабинет, моечная, комната приема пищи, загрузочная, зал, процедурная, лестница, холл, кладовая, душевая, спортзал, групповая, конференц-зал, зал, туалет.
Площадь помещений, имеющих назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение торговых объектов, составляет 482, 6 кв.м, объектов общественного питания - 39, 9 кв.м, объектов бытового обслуживания - 4, 7 кв.м, что в общей сложности составляет 527, 2 кв.м, что менее 20% (554, 76 кв.м).
Зарегистрированных в ЕГРН договоров аренды на помещения в здании не имеется.
Таким образом, в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости, спорный объект недвижимости в Перечень на 2024 год включению не подлежит.
Представленный в суд первой инстанции акт обследования фактического использования здания от 1 ноября 2023 года правомерно не принят судом в качестве доказательства, достоверно подтверждающего вид фактического использования спорного объекта.
Так, в акте указано, что в спорном здании на площади 350 кв.м расположен магазин "данные изъяты", пекарня "данные изъяты" занимает помещение площадью 15 кв.м, аптека "данные изъяты" занимает помещение площадью 15 кв.м (общая площадь 380 кв.м.). Информация о размерах занимаемых площадей указана со слов арендаторов.
При этом в заключении указано, что площадь, отведенная под торговлю и объекты общественного питания, составляет более 2000 кв.м, никаких доказательств и обоснования этому в акте не приведено.
Указанный акт не содержит сведений о площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности, площадь помещений общего пользования, что противоречит требованиям Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 год N 977.
Таким образом, представленный административным ответчиком акт о законности включения нежилого здания в оспариваемый Перечень также не свидетельствует.
Решениями Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 октября 2021 года (3а-601/2024), от 13 апреля 2022 года (3а-292/2022), от 30 мая 2023 года (3а-227/2023), оставленным без изменения апелляционными определениями Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 января 2022 года (66а-166/2022), от 28 июня 2022 года (66а-1420/2022) и от 5 сентября 2023 года (66а-1625/2023) здание с кадастровым номером "данные изъяты" исключено из Перечней на 2021, 2022, 2023 года соответственно.
При принятии указанных судебных актов суды первой и апелляционной инстанции также пришли к выводу о необоснованности включения в указанные Перечни нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты".
Судебная коллегия отмечает, что в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимы и достаточных доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие здания критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечень на 2024 год, в том числе исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН, документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, фактического использования здания, не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 марта 2024 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.