Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ходус Ю.А, судей Мироновой Н.В, Буруновой С.В, при секретаре судебного заседания Николаенкове Д.А.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Благоустройство" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пунктов 2310, 2313, 2323 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2024 год).
Данный документ опубликованы на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ до начала наступления налогового периода.
В пункт 2310 Перечня на 2024 год объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2024 год, признано нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", р-н. Белорецкий, "адрес".
В пункт 2313 Перечня на 2024 год объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2024 год, признано нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", р-н. Белорецкий, "адрес".
В пункт 2323 Перечня на 2024 год объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2024 год, признано нежилое здание с кадастровым номером "адрес", расположенное по адресу: "адрес", р-н. Белорецкий, "адрес".
Административный истец ООО "Благоустройство", являясь собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: "адрес", р-н. Белорецкий, "адрес", обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части включения в пункты 2310, 2313, 2323 Перечня на 2024 год вышеуказанных нежилых зданий.
В обоснование требований указано, что включение спорных зданий в Перечень на 2024 год нарушает права истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требований ООО "Благоустройство" удовлетворены. Суд постановил:
- признать недействующими со дня принятия пункты 2310, 2313, 2323 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ;
- взыскать с Министерства земельных и имущественных Республики Башкортостан в пользу ООО "Благоустройство" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей;
- сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru/ и на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru.
Административный ответчик - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, не согласившись с решением Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, предъявило апелляционную жалобу, в которой содержится требование об отмене упомянутого решения суда с принятием по делу нового судебного акта об отказе удовлетворении требований административного истца.
В обоснование требований, изложенных в апелляционной жалобе, административный ответчик указал, что не согласен с выводами суда о том, что акты фактического использования спорных зданий не соответствуют Порядку определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ. С обращением о пересмотре результатов мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости административный истец в уполномоченный орган не обращался. Выводы суда о том, что назначение помещения "кабинет" нельзя расценивать как предусматривающее размещение офиса, - безосновательны.
На апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан прокуратурой Республики Башкортостан поданы возражения, о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности судебного решения.
Представителем административного истца ООО "Благоустройство" - ФИО12 представлен отзыв на апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, в котором содержится довод об оставлении решения Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, а так же ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии административного истца.
В судебное заседание представитель административного истца - не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлева Ю.Д. в заключении полагала необходимым оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьями 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с ДД.ММ.ГГГГ введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" опубликованным на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования. По данному основанию нормативный правовой акт не оспаривается.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пунктов 1 и 3 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2 000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О налоге на имущество организаций".
Из приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными правовыми нормами.
Удовлетворяя заявленные требования административного истца, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что спорные объекты недвижимости не отвечают признакам, содержащимся в статье 378.2 НК РФ.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что ООО "Благоустройство" на праве собственности принадлежат спорные нежилые здания с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами:
- N, площадью 1471, 2 кв.м, - N, площадью 1174, 2 кв.м, N, площадью 1177, 9 кв, расположенные по адресу: "адрес", что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) (N N от ДД.ММ.ГГГГ, N КУВИ N от ДД.ММ.ГГГГ, N N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 174-176 т. 1, л.д. 193-195 т. 1, л.д. 152-154 т. 1).
В пункт 2310 Перечня на 2024 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", р-н. Белорецкий, "адрес".
В пункт 2313 Перечня на 2024 года включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", р-н. Белорецкий, "адрес".
В пункт 2323 Перечня на 2024 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", р-н. Белорецкий, "адрес".
Нежилые здания с кадастровыми номерами N, расположены на земельном участке с кадастровым номером с кадастровым номером N, расположенном по адресу: местоположение "адрес", р-н. Белорецкий, "адрес". Собственником земельного участка с кадастровым номером N является административный истец ООО "Благоустройство" (выписка из ЕГРН N N от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 155-166 т. 1).
Согласно сообщению филиала ППК "Роскадастр" по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-Исх/03484@ (л.д. 141 т. 2) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - у объекта недвижимости с кадастровым номером N имелись следующие характеристики: адрес - "адрес", р-н. Белорецкий, "адрес", назначение здания - нежилое, наименование здания - Склад, количество этажей (в том числе подземных) - 2, год завершения строительства - 1980 год, площадь - 1177, 9 кв.м, связь с объектами недвижимости (помещениями) отсутствует, установлена связь с земельным участком с кадастровым номером N
- у объекта недвижимости с кадастровым номером N имелись следующие характеристики: адрес - "адрес", р-н.- Белорецкий, "адрес", назначение здания - нежилое, наименование здания - административное здание, количество этажей (в том числе подземных) - 2, год завершения строительства - 1983 год, площадь - 1471, 7 кв.м, связь с объектами недвижимости (помещениями) отсутствует, установлена связь с земельным участком с кадастровым номером N;
- у объекта недвижимости с кадастровым номером 02 N имелись следующие характеристики: адрес - "адрес", р-н. Белорецкий, "адрес", назначение здания - нежилое, наименование здания - засолочный цех, количество этажей (в том числе подземных) - 2, год завершения строительства - 1973 год, площадь - 1174, 2 кв.м, связь с объектами недвижимости (помещениями) отсутствует, установлена связь с земельным участком с кадастровым: номером N;
- у земельного участка с кадастровым номером N имелись следующие характеристики: адрес - "адрес", р-н. Белорецкий, "адрес", разрешенное использование - "Для эксплуатации зданий и сооружений Управления рабочего снабжения", категория земель - "Земли населенных пунктов"; площадь - 69181 кв.м.
Согласно представленных филиалом ППК "Роскадастр" по "адрес" в базу данных ЕГРН с ДД.ММ.ГГГГ заявлений о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости с кадастровыми номерами N "адрес" не поступало; заявлений о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N не поступало.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что на юридически значимую дату - на дату утверждения оспариваемого в части Перечня на 2024 год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), спорные объекты недвижимости располагаются на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования "Для эксплуатации зданий и сооружений Управления рабочего снабжения".
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Из положений пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны, и градостроительные регламенты.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п.1.2.5.);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п.1.2.7.);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п.1.2.9.).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к правильному выводу, что вышеуказанный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает возможность размещения административных, торговых зданий, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов и не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанный вывод суда первой инстанции административным ответчиком не оспаривается.
Судебная коллегия, проанализировав вышеуказанные нормы, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, пришла к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка, однозначно не предусматривает размещение на этом земельном участке торговых объектов и не может быть признан определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. С выводами суда первой инстанции о том, что спорные здания с кадастровыми номерами 02 N включено в Перечень на 2024 год, по указанному основанию не подлежали, суд апелляционной инстанции соглашается.
Таким образом, для включения в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с документами технического учета - техническим паспортом, составленным Белорецким межрайонным филиалом ГУП БТИ Республики Башкортостан на отдельно стоящее двухэтажное нежилое здание с кадастровым номером 02: N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, расположенное по адресу: "адрес", с инвентаризационным номером N (совпадает с инвентаризационным номером указанным в выписке из ЕГРН N КУВИ - N от ДД.ММ.ГГГГ) имеет площадь 1471, 7 кв.м, фактическое использование по назначению.
В соответствии с экспликацией к техническому плану, указанное здание имеет 2 этажа, в нем расположены помещения, которые имеют следующие назначения:
Лит Д.
- помещения 1 этажа: склад, раздевалка, туалет, склад, кухня (34, 2+17, 3), кабинет, банкетный зал (31, 4), мойка, шкаф, тамбур, кладовая, лестничная клетка, обеденный зал (103, 9), раздача, мучной цех, коридор;
- помещения 2 этажа: тамбур, комната отдыха, кабинет, шкаф, коридор, туалет, кладовая, лестничная клетка;
Лит. "адрес"
- помещения 1 этажа: склад (л.д. 18-35 т.1).
Судебной коллегией установлено, что в соответствии с техническим паспортом, составленным на нежилое здание с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, площадь помещений, предусматривающих размещение объектов, соответствующих критериям статьи 378.2 НК РФ, составляет 186, 8 кв.м. (34, 2+17, 3+31, 4+103, 9), не превышает 20% (294, 24 кв.м.) от общей площади здания - 1471, 2 кв.м. При этом термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", помещения с назначением "кабинет" не могут быть учтены в качестве офисных помещений.
В соответствии с документами технического учета - техническим паспортом, составленным Белорецким межрайонным филиалом ГУП БТИ Республики Башкортостан на отдельно стоящее двухэтажное нежилое здание с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, расположенное по адресу: "адрес", с инвентаризационным номером N (совпадает с инвентаризационным номером указанным в выписке из ЕГРН N КУВИ- N от ДД.ММ.ГГГГ) имеет площадь 1177, 9 кв.м, фактическое использование по назначению.
В соответствии с экспликацией к техническому плану, указанное здание имеет 2 этажа, в нем расположены помещения, которые имеют следующие назначения:
Лит Б.
- помещения 1 этажа: склад, касса (6, 5+10, 2), коридор, подсобное, раздевалка, кабинет, лестничная клетка, тамбур, подсобное, торговое (52, 3);
- помещения 2 этажа: венткамера, лестничная клетка, подсобное, коридор, раздевалка, кабинет, склад, тамбур;
Лит. Б1
- помещения 1 этажа: гараж (л.д. 36-52 т.1).
Судебной коллегией установлено, что в соответствии с техническим паспортом, составленным на нежилое здание с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, площадь помещений, предусматривающих размещение объектов, соответствующих критериям статьи 378.2 НК РФ, составляет 69 кв.м. (6, 5+10, 2+52, 3), не превышает 20% (235, 58 кв.м.) от общей площади здания - 1177, 9 кв.м. При этом термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", помещения с назначением "кабинет" не могут быть учтены в качестве офисных помещений.
В соответствии с документами технического учета - техническим паспортом, составленным Белорецким межрайонным филиалом ГУП БТИ Республики Башкортостан на отдельно стоящее одноэтажное нежилое здание с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, расположенное по адресу: "адрес", с инвентаризационным номером N (совпадает с инвентаризационным номером указанным в выписке из ЕГРН N КУВИ- N от ДД.ММ.ГГГГ) имеет площадь 1174, 2 кв.м, фактическое использование по назначению.
В соответствии с экспликацией к техническому плану, указанное здание имеет 1 этаж, в нем расположены помещения, которые имеют следующие назначения:
Лит П. (подв.): склад, коридор, торговое (48, 1), туалет, цех, касса (9, 8), подсобное, тамбур, компрессорная, электрощитовая, торговое (7, 5), кабинет;
Лит П 1: тамбур, склад, коридор;
Лит П 2: торговое (46, 4);
Лит П 3: склад, касса (5, 8).
(л.д. 53-71 т.1).
Судебной коллегией установлено, что в соответствии с техническим паспортом, составленными нежилое здание с кадастровым номером "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, площадь помещений, предусматривающих размещение объектов, соответствующих критериям статьи 378.2 НК РФ, составляет 117, 6 кв.м. (9, 8+48, +7, 5+46, 4+5, 8), не превышает 20% (234, 84 кв.м.) от общей площади здания - 1174, 2 кв.м. При этом термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", помещения с назначением "кабинет" не могут быть учтены в качестве офисных помещений.
Таким образом, в соответствии с техническими паспортами, составленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на спорные здания с кадастровыми номерами N, площадь помещений, предусматривающих размещение объектов торговли, общественного питания соответствующих критериям статьи 378.2 НК РФ, составляет менее 20% от общей площади спорных зданий.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный законодатель, устанавливая с ДД.ММ.ГГГГ особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, при принятии решения о включении в Перечень объекта по его фактическому использованию как административно-делового центра, помещения в котором фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или торговым центром (комплексом), помещения в котором используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания должен иметься акт обследования фактического использования объекта недвижимости, проведенного в отношении спорного нежилого здания до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий, при условии, что содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, и (или) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
Согласно акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) с кадастровым номером N, составленному с доступом комиссии в здание, по состоянию ДД.ММ.ГГГГ комиссией по определению вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, установлено, что объект, расположенный по адресу: "адрес", площадью 1471, 7 кв.м, используется в качестве столовой для посетителей на 1 этаже, на 2 этаже расположены кабинеты управления ООО "Металлург".
Доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объектов недвижимого имущества определена визуально и составляет более 20%, в связи с чем, комиссией сделан вывод о соответствии здания критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ (л.д. 167-174 т. 1).
Согласно акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) с кадастровым номером N, составленному с доступом комиссии в здание по состоянию ДД.ММ.ГГГГ комиссией по определению вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, установлено, что объект, расположенный по адресу: "адрес", площадью 1174, 2 кв.м, является складом, имеющим отдельные помещения, в которых осуществляется торговля продовольственными и непродовольственными товарами - рыбой, бытовой химией, а также помещение - цех по разливу питьевой воды.
Доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объектов недвижимого имущества определена визуально и составляет более 20% (л.д. 190-193 т. 1).
Согласно акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) с кадастровым номером N, составленному с доступом комиссии в здание по состоянию ДД.ММ.ГГГГ комиссией по определению вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, установлено, что объект, расположенный по адресу: "адрес", площадью 1177, 9, используется в качестве склада, арендатором части которого является строительный магазин "адрес", другие склады не используются.
Доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объектов недвижимого имущества определена визуально и составляет более 20% (л.д. 149-151 т. 1).
Из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение в Перечень спорных зданий по его фактическому использованию как административно-делового центра, в качестве объекта торговли, бытового обслуживания, общественного питания является правомерным при условии, что содержание акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что акты обследования спорных зданий, составленные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствуют о наличии в них помещений общей площадью не менее 20 процентов предназначенных для размещения торговых помещений, подлежат отклонению в силу следующего.
Как верно указал суд первой инстанции, представленные в материалы дела Акты обследования не могут являться допустимым доказательством соответствия оспариваемой нормы федеральному и региональному законодательству, поскольку фактическое использование зданий в соответствии с условиями, установленными пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, пунктом 3 части 1 статьи 2.1 Закона о налоге на имущество организаций, они не подтверждает.
Так, федеральный законодатель, устанавливая с ДД.ММ.ГГГГ особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи; вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определять в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение зданий в Перечни на 2024 год по их фактическому использованию для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания является правомерным при условии, если обследование проводилось до издания нормативного правового акта, в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Порядок), и содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какое именно из находящихся в здании помещений используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Между тем, представленные в материалах административного дела акты обследования спорных зданий с кадастровыми номерами N, и приложенные к ним фотографии не содержат сведений, фиксирующих фактическое использование зданий и помещений в них в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Само по себе отражение в Акте информации о том, что здание используется как торговое, о его фактическом использовании в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, не свидетельствует.
Ни к одному из представленных Актов не приложен расчет площади помещений, используемых в целях общественного питания, размещения офисов, торговых объектов или бытового обслуживания, в них не отражена информация, подтверждающая размещение в здании объектов в установленных статьей 378.2 НК РФ целях, фотоматериалы, приложенные к Актам, содержат лишь общий вид здания с улицы, без фиксации находящихся в здании помещений и осуществляемой в них деятельности, а также таких неотъемлемых элементов, сопутствующих процессу осуществления деятельности по общественному питанию и торговой деятельности как зоны для потребителей, кассовые аппараты, прейскуранты цен и т.д.
Не свидетельствуют о правомерности включения в Перечень на 2024 год представленные в качестве приложения к Актам обследования от ДД.ММ.ГГГГ, сведения из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информационное сайте 2ГИС.
Действительно, акты обследования в силу положений главы 6 КАС РФ не могут являться единственно возможными доказательствами по делу.
Вместе с тем, к числу таких доказательств могут быть отнесены лишь те материалы и сведения, возможность использования которых в качестве подтверждения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений предусмотрена соответствующим порядком, установленным высшим исполнительным органом государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации.
На территории Республики Башкортостан принят и действует Порядок, пунктом 1.10 которого предусмотрено, что в целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости используются данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, содержащиеся в ЕГРН и (или) документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества, иные документы, полученные в установленном порядке от органов исполнительной власти, организаций, подведомственных органам исполнительной власти, собственников объектов недвижимого имущества или их уполномоченных представителей, организаций, владеющих объектами недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, сведения из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (информационный сайт 2ГИС- на который указывает административный ответчик), к числу данных, которые могут быть использованы в целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости, пунктом 1.10 Порядка не отнесены.
Более того, сами по себе указанные в пункте 1.10 Порядка данные не могут служить подтверждением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, так как они могут быть использованы лишь в целях подготовки к проведению соответствующих мероприятий, результатом которых в любом случае является акт, составленный по форме, утвержденной уполномоченным органом (пункты 1.2, 1.8, 1.9, 2.2 Порядка).
Именно в акте должна быть надлежащим образом зафиксирована, раскрыта и подтверждена иными полученными в ходе обследования доказательствами имеющаяся в распоряжении уполномоченного органа информация из источников, указанных в пункте 1.10 Порядка, что позволило бы считать правомерным включение объекта недвижимости в перечень исходя из критерия его фактического использования.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела Акты обследования спорных зданий с кадастровыми номерами N, составленные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, названным критериям не отвечают.
Из материалов дела следует, что в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: "адрес", р-н. Белорецкий, "адрес", были заключены договоры аренды.
В соответствии с договором N.Д о передаче объектов нежилого фонда открытого акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" в долгосрочную аренду без права выкупа от ДД.ММ.ГГГГ ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" в лице генерального директора - ФИО8 передал во временное владение и пользование ООО оптовая база "Металлург" в лице директора ФИО9 нежилые строения - комплекс зданий, расположенных по адресу: "адрес", литера строений: Б, Б1, Б2, Б3, В, В1, Д, "адрес", Е1, Ж, З, И, Л, Л1, М, Н, О, П, П1, П2, П3, Р, С, Т, Т1, У, У1, Ф, Х, Ц, Ц1, Ш, Ш1, Ш2, Щ, Э, Ю, Ч.1, 1", 1"", II-IX, Г, Г", ИНВЕНТАРНЫЙ НОМЕР - 10682.
Пунктом 1.4 договора определено - площадь арендуемых нежилых строений - комплекса зданий составляет 17783, 4 кв.м Нежилые строения - комплекс зданий арендуются для производства, заготовки, переработки и реализации продукции сельского хозяйства, организации торгово-закупочной деятельности (л.д. 106-109 т. 2).
В соответствии с договором субаренды N нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ООО оптовая база "Металлург" (Арендатор) передал, а (Субарендатор) ИП ФИО10 приняла в субаренду нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", склад N, предназначенный под магазин для торговли продовольственными товарами. "адрес" объекта составляет - 65 кв.м, в том числе площадь торгового зала - 25 кв.м, площадь складского помещения - 40 кв.м. Срок действия договора аренды по ДД.ММ.ГГГГ.
Из содержания вышеуказанных договоров аренды и субаренды, следует, что площадь переданных в аренду помещений, используемая в целях осуществления торговой деятельности составляет - 25 кв.м.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что представленные в материалах дела документы не подтверждают фактическое использование спорных зданий в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ. Таким образом, исходя из критерия фактического использования здания с кадастровыми номерами N в Перечень на 2024 год включены быть не могли.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объектов недвижимости в Перечень на 2024 год.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных зданий критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения названных объектов в Перечень на 2024 год, не представлено. Не содержится ссылок на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд первой инстанции применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал оспариваемые пункты Перечня на 2024 год недействующими со дня принятия.
Полагая, что нежилые здания с кадастровыми номерами 02 N, не соответствуют критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, и в статье 2.1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О налоге на имущество организаций", административный истец ООО "Благоустройство" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия пунктов 2310, 2313, 2323 Перечня на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2024 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", оплатив государственную пошлину в размере 4500 рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 9 т. 1).
Поскольку административное исковое заявление ООО "Благоустройство" было удовлетворено, в пользу административного истца обоснованно взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в вышеназванном размере.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции ("адрес") через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.