г. Нижний Новгород
10 июля 2024 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Савинова К.А, при секретаре Швецовой Е.Д, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Грушина В.М. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, ставшей архивной, равной их рыночной стоимости по частной жалобе Грушина В.М. на определение Верховного Суда Республики Мордовия от 24 апреля 2024 года о прекращении производства по делу, Заслушав объяснения представителя административного истца, ООО "Мордовское агропромышленное объединение "данные изъяты" "данные изъяты"
УСТАНОВИЛ:
Грушин В.М. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением об установлении архивной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N N, N N, N, N, равной их рыночной стоимости, указав в обоснование административных исковых требований, что до 8 июня 2022 года он являлся собственником указанных земельных участков. 1 июня 2022 года на основании договора купли-продажи, заключенного между ним и обществом с ограниченной ответственностью "Мордовское агропромышленное объединение " "данные изъяты" данные земельные участки были проданы обществу.
При расчете налога на доходы физического лица за 2022 год налоговый орган применил кадастровую стоимость земельных участков, установленную по состоянию на 26 ноября 2020 года и 24 августа 2021 года, в настоящее время - архивная кадастровая стоимость, которую истец считает завышенной и подлежащей пересмотру, поскольку она значительно превышает их рыночную стоимость, определенную отчетами об оценке, и негативно отражается на нем, как налогоплательщике.
По данным основаниям административный истец просил суд установить кадастровую стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 26 ноября 2020 года в размере 2 468 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 26 ноября 2020 года в размере 1 268 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 26 ноября 2020 года в размере 4 093 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 24 августа 2021 года в размере 2 498 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 24 августа 2021 года в размере 2 275 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 24 августа 2021 года в размере 2 498 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 24 августа 2021 года в размере 2 403 000 рублей.
Определением Верховного Суда Республики Мордовия от 24 апреля 2024 года производство по административному делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Не согласившись с определением о прекращении производства, заявитель жалобы просит указанный судебный акт отменить, считает, что в данном случае отсутствовали основания для прекращения производства по делу.
Представитель административного истца, ООО "Мордовское агропромышленное объединение "данные изъяты"" "данные изъяты" доводы частной жалобы поддержала, просила определение суда отменить, частную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в частной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу требований частей 1, 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется в порядке, предусмотренной настоящей главой, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьей, судьями соответствующих судов единолично.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется нормами КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости установлен статьями 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно положениям статьи 22.1 названного Федерального закона заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Как следует из части 2 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).
Из системного толкования приведенных норм права следует, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона N 135-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ;
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 сентября 2022 года N 614 установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 октября 2022 года.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - рассмотрение заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Таким образом, законом установлен внесудебный порядок определения рыночной стоимости.
Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера. В том случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к подпункту 1 пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ (заявление не подлежит рассмотрению в судах).
Как следует из материалов дела, Грушин В.М. в период с 26 ноября 2020 года по 8 июня 2022 года являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N N в период с 24 августа 2021 года по 8 июня 2022 года собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N
Кадастровая стоимость была определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Мордовия (в настоящее время - публично-правовая компания "Роскадастр") в соответствии с Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года N 514 в отношении спорных земельных участков в следующих размерах:
- земельного участка с кадастровым номером N была определена по состоянию на 26 ноября 2020 года в размере 6 060 946, 36 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 26 ноября 2020 года - в размере 2 671 263, 56 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 26 ноября 2020 года - в размере 12 232 850, 08 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 24 августа 2021 года - в размере 3 628 849, 44 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 24 августа 2021 года - в размере 5 992 848, 22 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 24 августа 2021 года - в размере 5 944 508, 94 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 24 августа 2021 года - в размере 5 687 363, 40 рублей.
По итогам проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденной приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 21 сентября 2022 года N 90 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Республики Мордовия", кадастровая стоимость указанных земельных участков определена по состоянию на 1 января 2022 года в следующих размерах:
- земельного участка с кадастровым номером N была определена в размере 6 079 538, 22 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером N - в размере 2 679 457, 62 рублей;
-земельного участка с кадастровым номером N - в размере 12 270 374, 16 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N - в размере 3 639 980, 88 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N в размере 6 011 231, 19 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N - в размере 5 962 743, 63 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N - в размере 5 704 809, 3 рубля.
Дата начала применения кадастровой стоимости - 1 января 2023 года.
Таким образом, кадастровая стоимость указанных земельных участков, установленная по состоянию на 26 ноября 2020 года и 24 августа 2021года, является архивной.
Из материалов дела следует, что Грушин В.М. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с административным иском об установлении архивной кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере рыночной 27 ноября 2023 года, то есть, после установленной уполномоченным органом даты перехода к новому порядку - 1 октября 2022 года.
До подачи административного иска в суд Грушин В.М. не обращался в государственное бюджетное учреждение "Центр кадастровой оценки" в порядке статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости.
Таким образом, требование административного истца об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости заявлено в суд, минуя законодательно установленный внесудебный порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, в том случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости, минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ (заявление не подлежит рассмотрению в судах).
Из вышеизложенного следует, что возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости путем установления ее в размере рыночной стоимости по состоянию на 26 ноября 2020 года и 24 августа 2021 года административным истцом утрачена и бюджетным учреждением решения об отказе в пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков не принималось, то заявленное требование об установлении архивной кадастровой стоимости на 26 ноября 2020 года и 24 августа 2021 года в размере рыночной стоимости не подлежит рассмотрению в суде.
С учетом указанных обстоятельств, Верховный Суд Республики Мордовия пришел к обоснованному выводу о том, что административным истцом не соблюден порядок установления кадастровой стоимости, предусмотренный статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, в связи с чем суд правомерно прекратил производство по административному делу на основании пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ.
Ссылку в частной жалобе на пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 и на то, что у истца сохраняется возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, ставшей архивной, в связи с сохранением права на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, суд апелляционной инстанции считает несостоятельной, поскольку положениями статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ не предусмотрена возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости, в том числе во внесудебном порядке. При этом Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в отличие от Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ вообще не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размер его рыночной стоимости иначе как с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, в том числе не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размер его рыночной стоимости со дня начала применения кадастровой стоимости.
Доводы частной жалобы заявителя основаны на неправильном толковании правовых норм и как следствие не могут служить основанием для отмены принятого по делу судебного постановления.
То обстоятельство, что по делу проводилась судебная экспертиза не может являться основанием для отмены, изменения обжалуемого определения, в силу буквального толкования статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ поскольку назначение судебной экспертизы не подменяет собой необходимость соблюдения нового порядка установления кадастровой стоимости.
Таким образом, обжалуемое определение вынесено с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 315, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Верховного Суда Республики Мордовия от 24 апреля 2024 года о прекращении производства по делу по административному исковому заявлению Грушина В.М. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, ставшей архивной, равной их рыночной стоимости оставить без изменения, частную жалобу Грушина В.М. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Мордовия.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 июля 2024 года.
Судья К.А. Савинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.