Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Батялова В.А, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А, при секретаре Шаманиной Н.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шолом Андрея Владимировича о признании недействующими в части Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021, 2022, 2023 годы по апелляционной жалобе Шолом Андрея Владимировича на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 апреля 2024 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителя административного истца - Кадырова Л.И, представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Буксман В.А, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N2603 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N3473 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
В пункт 901 Перечня на 2021 год, пункт 1477 Перечня на 2022 год, пункт 785 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021-2023 годы, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Шолом А.В. (далее по тексту также - административный истец), являясь сособственником нежилого здания с кадастровым номером N обратился в суд с административным иском, в котором просил признать недействующими со дня принятия вышеназванные пункты Перечней на 2021-2023 годы, в обоснование требований указал, что объект недвижимости с кадастровым номером N не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, что включение спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни противоречит статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нарушает его права, свободы и законные интересы как собственника нежилого здания, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 апреля 2024 года в удовлетворении требований Шолом А.В. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе административным истцом ставится вопрос об отмене судебного акта суда первой инстанции и принятии решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в обоснование доводов жалобы административный истец указывает, что выводы суда о включении спорного объекта в оспариваемые пункты Перечней по технической документации противоречат фактическим обстоятельствам дела. Кроме того отмечает, что акты обследования фактического использования здания в спорные периоды составлены с нарушением установленного Порядка и не могут являться надлежащим доказательством по делу.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности решения суда первой инстанции.
Представитель административного истца - Кадыров Л.И, участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым требования о признания недействующими со дня принятия оспариваемых пунктов Перечней на 2021-2023 годы удовлетворить.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Буксман В.А, участвующая в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи Верховного Суда Республики Башкортостан, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, гарантирующей равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, полагавшего решение суда первой инстанции оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций), постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Исходя из статьи 3, подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к объектам налогообложения относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с другими объектами недвижимости иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1).
Пунктом 1 статьи 403 НК РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьями 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года введен налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Как следует из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1).
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что здание признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктами 1 и 3 части 1 статьи 2.1 Закона о налоге на имущество организаций (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в перечни подлежало включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными правовыми нормами.
Отказывая в удовлетворении требований Шолом А.В, суд первой инстанции исходил из того, что спорный объект недвижимости соответствует приведенным критериям отнесения к числу объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с чем правомерно включено в оспариваемые пункты Перечней.
Суд апелляционной инстанции с указанным выводом суда первой инстанции соглашается в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в пункт 901 Перечня на 2021 год, пункт 1477 Перечня на 2022 год, пункт 785 Перечня на 2023 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 4590 кв.м, наименование: здание, назначение: нежилое, расположенное по адресу: "адрес".
Административный истец Шолом А.В, заинтересованные лица ФИО12, Шолом А.В, "данные изъяты" являются собственниками объекта недвижимости с кадастровым номером N, назначение здания- нежилое, наименование здания- здание, количество этажей (в том числе подземных)-4, год завершения- 1963 г, площадь 4590 кв.м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.112-115).
Согласно ответу филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда первой инстанции, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (юридически значимые периоды) у объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена связь с объектом недвижимости (помещение) с кадастровым номером N, площадью 4590 кв.м, назначение - нежилое, наименование - данные отсутствуют, и с земельным участком с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: "для обслуживания водно-гребной базы" (том 1 л.д.42).
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, сособственниками земельного участка с кадастровым номером N являются административный истец Шолом А.В, "данные изъяты" и иные лица.
Проанализировав вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N: "для обслуживания водно-гребной базы", суд первой инстанции пришел к верному выводу, что такой вид разрешенного использования земельного участка безусловно не свидетельствует о том, что на таком земельном участке предусмотрено размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, поскольку включение спорного объекта недвижимости в оспариваемые пункты Перечней объектов недвижимого имущества должно быть обусловлено предназначением для использования или фактическим использованием данного здания в соответствующих целях.
Согласно сведениям технического паспорта, составленного ГУП "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на отдельно стоящее 3-этажное нежилое здание по адресу: "адрес", спорный объект недвижимости состоит из:
литеры А (наименование - водно-гребная станция, фактическое использование - водно-гребная станция), и следующих помещений: тамбуры, касса (11 кв.м), бухгалтерия, кабинет админ, кабинет гл. электрика, коридоры, кабинет директора, кабинеты, кабинет врача и лаборатория, комната уб.инвентаря, санузлы, вестибюли, гардеробы, эл. щитовая, лестничные клетки, горячий цех (36, 6 кв.м), моечная кух. посуды (7, 1 кв.м), мучной цех (34, 5 кв.м), фаршевый цех (9, 2 кв.м), комната приема пищи (10, 4 кв.м, 1, 9 кв.м), овощной цех (12, 7 кв.м), зал ресторана (151, 1 кв.м), комната официантов (6 кв.м), моечная столовой посуды (8, 1 кв.м), холодные цеха (14, 4 кв.м, 11, 9 кв.м), холл бассейна, раздевалки, душевые, ножные ванны, сауны, выплыв, фитобар (48, 9 кв.м), комната охраны, основное, котельные, кладовая сухих продуктов (4, 5 кв.м), кладовая овощей (4, 8 кв.м), гардеробы персонала, кладовая напитков (3, 5 кв.м), кладовая пищеотходов (3, 2 кв.м), зал. игр. автоматов, боулинг, подсобное, бар (149, 7 кв.м), малый зал (69, 7 кв.м), бильярдный зал, подсобное помещение бара (14, 4 кв.м), склады, ремонт и обслуж. лодок, помещения для хранения лодок и катамаранов, помещение для хранения лодок, тех. помещения бассейна, гараж, тепловой узел, итого - 4590 кв.м (том 1 л.д.43-51). Общая площадь помещений, предполагающих размещение объектов общественного питания, составляет 613, 6 кв.м, то есть 13, 4% от общей площади здания - 4590 кв.м.
По сведениям технического паспорта, составленного ГУП "Башземоценка" Республики Башкортостан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на водно-гребную базу "данные изъяты" по адресу: "адрес", являющегося актуальным на юридически значимый период, спорный объект недвижимости состоит из:
литеры А (наименование - Водно-гребная база "данные изъяты");
литеры А1 (наименование - Пристрой), и следующих помещений: склады, лестничные клетки, ремонт и обслуживание лодок, помещения для хранения лодок и катамаранов, помещение для хранения лодок, тех. помещения бассейна, сан. узлы, гараж, тепловой узел, подсобное, тамбуры, касса (11 кв.м), бухгалтерия, кабинет администратора, кабинет гл. электрика, коридоры, кабинет директора, кабинеты, гардеробы, комната убор. инвентаря, вестибюли, эл. щитовая, горячий цех (36, 8 кв.м), моечная кух. посуды (7, 1 кв.м), мучной цех (34, 5 кв.м), фаршевый цех (9, 2 кв.м), комната приема пищи (10, 4 кв.м, 1, 9 кв.м), овощной цех (12, 7 кв.м), зал ресторана (151, 1 кв.м), комната официантов (6 кв.м), моечная столовой посуды (8, 1 кв.м), холодные цеха (14, 4 кв.м, 11, 9 кв.м), холл бассейна, раздевалки, душевые, ножные ванны, сауны, служебное помещение, выплыв, фитобар (48, 9 кв.м), комната охраны, основное, котельные, кладовая сухих продуктов (4, 5 кв.м), кладовая овощей (4, 8 кв.м), гардеробы персонала, кладовая напитков (3, 5 кв.м), кладовая пищеотходов (3, 2 кв.м), комната спасателей, зал банкетный (19, 5 кв.м), комната для персонала, бильярдные залы, фойе, умывальные, малый зал (69, 7 кв.м), банкетный зал (347, 3 кв.м), бары (8, 7 кв.м, 26, 6 кв.м), зал ресторана (128, 4 кв.м), галерея, пульт управления, муз. оборудование, подсобное помещение бара (11, 4 кв.м), итого - 4590 кв.м (том 2 л.д.208-218). Площадь помещений, предполагающих размещение торговых объектов, объектов общественного питания, составляет 991, 6 кв.м, то есть 21, 6% от общей площади здания - 4590 кв.м.
При этом судом первой инстанции учтено, что наличие помещений с наименованием "кабинет" не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
Из раздела 5 технического паспорта, составленного ГУП "Башземоценка" Республики Башкортостан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что ранее выполненный технический паспорт, составленный на ДД.ММ.ГГГГ, аннулирован.
Суд первой инстанции проанализировав положения пунктов 3, 16, 41 Межгосударственного стандарта "ГОСТ 31985-2013. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенного в действие приказом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 27 июня 2013 года N 191-ст в их системном единстве, согласно которым площади предприятия общественного питания составляют не только площади залов обслуживания посетителей, но и цеха (горячий, овощной, холодный, мучной, фаршевый), кладовые: сухих продуктов, овощей, напитков, пищеотходов; подсобное помещение бара; комнаты официантов, иных подсобных помещений, недоступных для потребителей и фактически используемых для осуществления деятельности названных объектов, ведущей к извлечению прибыли, документы технического учета на спорное здание, пришел к выводу, что здание подлежало включению в Перечни на 2021, 2022, 2023 годы на основании документов технического учета (инвентаризации), так как более 20 процентов общей площади этого здания предусматривает размещение объектов общественного питания.
Административный ответчик в подтверждение соответствия оспариваемых пунктов Перечней требованиям статьи 378.2 НК РФ сослался на акты проведения обследования фактического использования спорного здания от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, из акта обследования фактического использования спорного объекта недвижимости, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ комиссией по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, проведенного без доступа в здание, следует, что доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет 58% (2 680, 6 кв.м) (том 2 л.д.76-114).
Согласно пункту 5 акта обследования установлено, что объект используется следующим образом:
-помещения N34-37, 40-57, 75-81, 84-90, 93-100, 104-107, 109-114, 116-119, 134-138, 140, 141, площадью 2549 кв.м - под ресторан "Юность" и банкетные залы (для сдачи в аренду под конференции, семинары и иные торжественные мероприятия) (согласно договору аренды N1 от ДД.ММ.ГГГГ);
-помещение N36 площадью 131, 6 кв.м- бар, расположенный на ресепшене;
-помещения первого этажа площадью 880 кв.м- под спортивно-оздоровительный комплекс "данные изъяты" (согласно договору аренды N12 от ДД.ММ.ГГГГ);
-помещения первого этажа площадью 70 кв.м- под "данные изъяты" (согласно договору аренды б/н от ДД.ММ.ГГГГ);
- помещения первого этажа площадью 450, 5 кв.м- под танцевальный клуб ИП ФИО7 (согласно договору аренды б/н от ДД.ММ.ГГГГ). Остальная часть объекта используется под кабинеты и места общего пользования научно-производственного объединения "данные изъяты"
Согласно заключению о виде фактического использования объекта недвижимого имущества: объект соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из акта обследования фактического использования спорного объекта недвижимости, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ комиссией по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, следует, что доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет 57, 9% (2 658, 1 кв.м).
Согласно пункту 5 акта обследование проведено по обращению ООО "данные изъяты" в присутствии представителя ФИО8
В ходе фактического осмотра и согласно информационному сайту https://2gis.ru/ установлено, что здание используется следующим образом:
-согласно договору аренды N от ДД.ММ.ГГГГ помещения первого и второго этажа сдаются в аренду под услуги общепита: 1 этаж: помещения N35, 40-57, 76, 84-90, 94-101, 103-106, общей площадью 511, 8 кв.м; 2 этаж: N119, 121, 122, общей площадью 298, 5 кв.м.
-согласно договору аренды N от ДД.ММ.ГГГГ помещения первого, второго и третьего этажа сдаются в аренду для проведения мероприятий, конференций, проведения танцев, семинаров, обучающих тренингов, концертов: 1 этаж: N34-38, 75, 77-79, 81, 103-105 общей площадью 274, 9 кв.м; 2 этаж: N17-118, 123-125 общей площадью 1105, 1 кв.м; 3 этаж: N133-142 общей площадью 467, 8 кв.м, общая площадь всех помещений составляет 1847, 8 кв.м. Также фактически в данных помещениях проводятся банкеты и другие торжественные мероприятия.
-согласно договору аренды N от ДД.ММ.ГГГГ помещение площадью 880 кв.м, в том числе крытые помещения площадью 420 кв.м и открытые площади "чаша бассейна и обходные дорожки" сдаются в аренду под спортивно-оздоровительный комплекс "данные изъяты"
-согласно договору аренды N от ДД.ММ.ГГГГ помещения площадью 450, 5 кв.м сдаются в аренду под танцевальный клуб ИП ФИО7
По результатам проведенных обследований установлено, что здание соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из акта о фактическом использования здания, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ комиссией по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, следует, что доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет 28, 7% (том 2 л.д.115-162). Мероприятие проведено с доступом Комиссии в здание. Обследование проведено по обращению ООО "Хозрасчетный творческий центр Уфимского авиационного института". В ходе фактического осмотра установлено, что здание с кадастровым номером 02:55:010169:12 используется следующим образом:
Деятельность, соответствующая критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации:
1. помещения 1 и 2 этажа, сданные в аренду под услуги общественного питания по договору N от ДД.ММ.ГГГГ общей площадью 810, 3 кв.м:
- 1 этаж: NN35, 40-57, 76, 84-90, 94-101, 10-3-106, общей площадью 511, 8 кв.м (номера помещений указаны по договору, при этом согласно пояснений собственника, данные помещений в технических паспортах имеют следующую нумерацию NN 18-26, 30-35, 65-71, 75-80);
- 2 этаж: NN119, 121, 122, общей площадью 298, 5 кв.м (номера помещений указаны по договору, при этом согласно пояснений собственника, данные помещения в технических паспортах имеют следующую нумерацию: помещения N7, часть помещения N3 и часть помещения N5).
2. помещения N5 второго этажа площадью 454, 1 кв.м (нумерация согласно техническому паспорту) используемые для общественного питания (проведения банкетов).
Согласно договору аренды N от ДД.ММ.ГГГГ данное помещение используется для проведения мероприятий, конференций, проведения танцев, семинаров, обучающих тренингов, концертов, других торжественных мероприятий.
При этом согласно сведений из общедоступных источников в сети Интернет (сайт https://restoran-yunost.ru) данное помещение используется для оказания услуг общественного питания (проведения банкетов, Банкетный зал "Гавань" на 250 человек - фото NN1, 2, 3, 4).
Деятельность по оказанию бытовых услуг - 55, 6 кв.м на 1 этаже:
- Студия флоатинга "данные изъяты", площадью 21, 8 кв.м по техпаспорту N8.
Солярий, площадью 10, 5 кв.м, по техпаспорту N5.
- SPA-салон, площадью 23, 3 кв.м, по техпаспорту N9.
Согласно заключению о виде фактического использования объекта недвижимого имущества: объект соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проанализировав представленные Акты обследования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции пришел к выводу, что они достоверно подтверждают фактическое использование объекта недвижимости, поскольку они позволяют определить фактическую площадь, используемую для размещения помещений, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, содержат номера помещений с учётом сведений о размере площади помещений, используемых для размещения объектов, используемых под услуги общепита и иных целей, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, обследование здания произведено с исследованием технической документации на весь объект, приложенные к акту фотографии и информация подтверждают использование более 20% помещений от общей площади здания в целях, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса РФ.
Оценив Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ, суд указал, что указанному акту дана оценка решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 3 августа 2023 года и постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2023 года, согласно которым судами не установлено, что помещение N5 второго этажа, площадью 454, 1 кв.м. используется для целей общественного питания (проведения банкетов).
Из данных постановлений арбитражных судов следует, что при рассмотрении заявления ООО "данные изъяты" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании отказа, выраженного в письме N от ДД.ММ.ГГГГ, в исключении объекта недвижимости с кадастровым номером 02:55:010160:12 из Перечня объектов, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость незаконным, между сторонами возник спор по вопросу фактического использования помещения N5 второго этажа, площадью 454, 1 кв.м. (боулинг) по техническому паспорту, составленному ГУП "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, суд пришел к выводу, что при рассмотрении административного дела по иску Шолом А.В. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об оспаривании в части нормативных правовых актов, судом не может быть признан в качестве доказательства акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании при рассмотрении административного дела представители Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан пояснили, что спорный объект недвижимости был включен в Перечень на 2023 год на основании акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, о чем указано также в возражении на административное исковое заявление.
Судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования спорного здания на момент включения в оспариваемый Перечень по состоянию на 2021 год не проводились.
По запросам суда представителем административного истца Шолом А.В. были представлены следующие договора аренды, действующие на юридически значимые периоды времени:
-договор аренды между ООО "данные изъяты" (Арендатор) и ИП ФИО12 (Арендодатель) N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование помещение по адресу: "адрес", площадью 880 кв.м, в том числе крытые помещения - 420 кв.м, открытые площади (чаша бассейна и обходные дорожки) - 460 кв.м. Срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ;
-договор аренды между ИП ФИО9 (Арендодатель) и ООО "данные изъяты" (Арендатор) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Арендодатель предоставляют Арендатору во временное пользование и владение нежилые помещения по адресу: "адрес", 1 этаж, площадью 70 кв.м, для использования в целях: Обучающий центр. Срок действия договора не указан;
-договор аренды между ООО "данные изъяты" ИП ФИО12, ИП ФИО1, ИП ФИО1 (Арендодатели) и ООО "данные изъяты" (Арендатор) N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Арендодатели предоставляют Арендатору во временное пользование и владение нежилые помещения: 1 этаж - номера на поэтажном плане NN35, 40-57, 76, 84-90, 94-101, 103-106, общей площадью 511, 8 кв.м; 2 этаж - номера на поэтажном плане NN 119, 121, 122, площадью 298, 5 кв.м. Общая площадь арендуемых помещений составляет 810, 30 кв.м, помещения используются в целях: услуги общепита. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (том 1 л.д.215-220). Дополнительными соглашениями NN1, 2 к Договору аренды N от ДД.ММ.ГГГГ сроки действия договора продлены до ДД.ММ.ГГГГ. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ договор аренды N от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут.
-договор аренды между ООО "данные изъяты", ИП ФИО12, ИП ФИО1, ИП ФИО1 (Арендодатели) и ООО "данные изъяты" (Арендатор) N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Арендодатели предоставляют Арендатору во временное пользование и владение нежилые помещения: 1 этаж - номера на поэтажном плане NN34-38, 75, 77-79, 81, 103-105, общей площадью 274, 9 кв.м; 2 этаж - номера на поэтажном плане NN107-118, 123-125, площадью 1105, 1 кв.м; 3 этаж - номера на поэтажном плане NN133-142, площадью 467, 8 кв.м. Общая площадь арендуемых помещений составляет 1847, 8 кв.м, помещения используются в целях: Организация и проведения мероприятий семейного досуга, занятий танцами, пением, конференций, семинаров, обучающих тренингов, концертов и других торжественных мероприятий, за исключением торговли, оказания бытовых услуг и общепита (том 1 л.д.209-214). Дополнительными соглашениями NN1, 2 к Договору аренды N от ДД.ММ.ГГГГ сроки действия договора продлены до ДД.ММ.ГГГГ. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ договор аренды N от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут.
-договор аренды между ООО "данные изъяты", ИП ФИО12, ИП ФИО1, ИП ФИО1 (Арендодатели) и ООО "данные изъяты" (Арендатор) N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Арендодатели предоставляют Арендатору во временное пользование и владение нежилые помещения: 1 этаж - номера на поэтажном плане N N, 40-57, 76, 84-90, 94-101, 103-106, общей площадью 511, 8 кв.м; 2 этаж - номера на поэтажном плане NN 119, 121, 122, площадью 298, 5 кв.м. Общая площадь арендуемых помещений составляет 810, 30 кв.м, помещения используются в целях: услуги общепита (том 1 л.д.189-202).
-договор между ООО "данные изъяты" ИП ФИО12, ИП ФИО1, ИП ФИО1 (Арендодатели) и ООО "данные изъяты" (Арендатор) N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Арендодатели предоставляют Арендатору во временное пользование и владение нежилые помещения: 1 этаж - номера на поэтажном плане NN34-38, 75, 77-79, 81, 103-105, общей площадью 274, 9 кв.м; 2 этаж - номера на поэтажном плане NN107-118, 123-125, площадью 1105, 1 кв.м; 3 этаж - номера на поэтажном плане NN133-142, площадью 467, 8 кв.м. Общая площадь арендуемых помещений составляет 1847, 8 кв.м, помещения используются в целях: организация и проведения мероприятий семейного досуга, занятий танцами, пением, конференций, семинаров, обучающих тренингов, концертов и других торжественных мероприятий, за исключением торговли, оказания бытовых услуг и общепита (том 1 л.д.176-188).
Согласно сведениям из ЕРЮЛ от 12 февраля 2024 года основным видом экономической деятельности ООО "данные изъяты" по ОКВЭД является "деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания" (том 2 л.д.31-33).
Из договоров аренды, заключенных между ООО "данные изъяты" ИП ФИО12, ИП ФИО1, ИП ФИО1 (Арендодатели) и ООО "данные изъяты" (Арендатор) N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, с последующими дополнительными соглашениями, следует, что площадь помещений, предполагающих размещение объектов общественного питания, составляет 810, 3 кв.м, то есть 17, 7% от общей площади здания - 4590 кв.м.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отдельные помещения, сдаваемые по договорам аренды, заключенным между ООО "данные изъяты", ИП ФИО12, ИП ФИО1, ИП ФИО1 (Арендодатели) и ООО "данные изъяты" (Арендатор) N от ДД.ММ.ГГГГ, N ДД.ММ.ГГГГ, площадь, арендуемых помещений по которым составляет 1847, 8 кв.м, также используются в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ. Так, в аренду сдаются помещения N105 - банкетный зал, площадью 19, 5 кв.м, N114 - малый зал, площадью 69, 7 кв.м, N116 - банкетный зал, площадью 347, 3 кв.м, NN 117, 118 - бар, площадью 8, 7 кв.м, 26, 6 кв.м, общей площадью 471, 8 кв.м, что составляет 10, 3 % от общей площади здания - 4590 кв.м.
Суд также пришел к выводу, что факт использования данных помещений в целях использования услуг общепита подтверждается: пунктами 1.4 договоров аренды; актами - приема передачи к договорам аренды, из которых следует, что арендаторам помещений передаются: стулья барные, касса - Эркипер, кофе машина большая, титан, винный шкаф, холодильник кока кола, кофемолка, кофе машина маленькая, ледомолка, терминал для оплаты картой, комод официанта, тумба официанта, стол деревянный банкетный и т.д.; сведениями из Государственного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в отношении ООО "данные изъяты"; актами о фактическом использовании здания от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Общая площадь помещений сдаваемых в аренду и используемых в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - 1 282, 1 кв.м. (810, 3 кв.м + 471, 8 кв.м. = 1 282, 1 кв.м.), что составляет 27, 9 % от общей площади здания - 4590 кв.м.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу, что здание отвечало признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем правомерно включено в оспариваемые Перечни на 2021-2023 годы.
При таких обстоятельствах вопреки доводам апелляционной жалобы у административного ответчика имелись предусмотренные статьей 378.2 НК РФ основания для включения здания в Перечни на 2021- 2023 годы.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в исковом заявлении, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шолом Андрея Владимировича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.