Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Нестерова Е.В. на вступившее в законную силу решение судьи Кировского областного суда от 25 января 2024 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области Семиглазова Ивана Николаевича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Нестерова Е.В. от 2 октября 2023 года N, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда от 25 января 2024 года, заместитель главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области Семиглазов И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением судьи Кировского областного суда от 25 января 2024 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель, являясь должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, просит отменить решение судьи Кировского областного суда от 25 января 2024 года и принять новое судебное решение.
Семиглазов И.Н, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании решения заместителя прокурора Уржумского района Кировской области от 18 августа 2023 года прокуратурой Уржумского района Кировской области с 18 августа по 25 августа 2023 года была проведена проверка исполнения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения в деятельности администрации Уржумского муниципального района.
В ходе проведения проверки установлено, что в период с 16 июня 2023 года по 2 августа 2023 года на "адрес" водоснабжение населения осуществлялось с перебоями, ненадлежащим образом. Кроме того, результат исследований проб воды в "адрес" (пробы отобраны 23 августа 2023 года из источника централизованного водоснабжения - артезианская скважина N, разводящей сети - колонки у жилых домов по "адрес") не соответствует требованиям, установленным СанПиН 2.1.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", превышен показатель железа.
По данному факту и.о. прокурора Уржумского района Кировской области вынесено постановление от 4 сентября 2023 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - заместителя главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области Семиглазова И.Н.
Постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области от 2 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда от 25 января 2024 года, Семиглазов И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию.
Отменяя постановление должностного лица, решение судьи районного суда и прекращая производство по настоящему делу, судья областного суда пришел к выводу о том, что должностные обязанности заместителя главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области не тождественны обязанности соблюдения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, нарушение которой влечет административную ответственность по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Семиглазов И.Н. не является лицом, ответственным за обеспечение населения коммунальными услугами по водоснабжению, а, следовательно, не является субъектом вмененного административного правонарушения.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу положений части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.
При этом в силу пунктов 4 - 6 части 1 статьи 29.10, части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в решении по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в числе иных сведений должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья данного кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного данной нормой, выражается в нарушении нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за обеспечение населения коммунальными услугами. Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрены полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; установление нормативов состава сточных вод; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 16 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); под исполнителем коммунальной услуги понимается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод); централизованные сети инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем).
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Для признания в действиях должностного лица наличия состава административного правонарушения необходимо установить его виновное неисполнение, либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, в результате которых произошло событие административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что Семиглазов И.Н. является заместителем главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области, начальником по вопросам управления по жизнеобеспечению.
Должностной инструкцией на заместителя главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области, начальника по вопросам управления по жизнеобеспечению возложена обязанность, помимо прочего, организовать работу по разработке комплексных планов развития водоснабжения, водоотведения и других инженерных коммуникаций в границах Уржумского муниципального района (пункт 2.7); организовать разработку муниципальных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2.18), участвовать в подготовке документов для проведения конкурсов и аукционов по строительству, ремонту и продаже объектов жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2.37); взаимодействовать с предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2.40).
Согласно представленным материалам, на земельных участках муниципального образования Донаурское сельское поселение Уржумского района Кировской области находятся разведочно-эксплуатационные скважины N, N водонапорная башня, водопроводные сети, данное имущество закреплено в реестре муниципальной собственности муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области.
Из постановления и.о. прокурора Уржумского района Кировской области от 4 сентября 2023 года о возбуждении дела об административном правонарушении, следует, что в ходе проверки, проведенной на основании решения заместителя прокурора Уржумского района Кировской области от 18 августа 2023 года, установлено, что на "адрес" отсутствует проект зон санитарной охраны разведочно-эксплуатационных скважин N, N, зоны санитарной охраны не организованы; не оформлено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны скважин; территории первого пояса зон санитарной охраны не спланированы для отвода поверхностного стока за их пределы, не имеют ограждений, не обеспечены охраной, отсутствуют дорожки с твердым покрытием; водозаборы не оборудованы аппаратурой для систематического контроля фактического дебита; территория водонапорной башни не спланирована поясом зоны санитарной охраны; не осуществляется контроль по программе производственного контроля качества питьевой воды; в скважине N отсутствует насос.
По выявленным нарушениям в адрес администрации Уржумского муниципального района Кировской области прокурором Уржумского района Кировской области 3 и 25 августа 2023 года вынесены представления.
Указанные обстоятельства судьей областного суда не были исследованы, в то время, как в данном случае в ведении органа местного самоуправления находятся вопросы организации водоснабжения населения, к которым относится надлежащее содержание систем водоснабжения на территории сельского поселения; факт наступления негативных последствий (нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами) в результате бездействия должностного лица как обстоятельство, подлежащее выяснению по делу, в ходе производства не проверялся; доводы прокурора о том, что администрация Уржумского муниципального района Кировской области является ресурсоснабжающей организацией, не опровергнуты в решении судьи.
Совокупность имеющихся в деле доказательств, в числе которых постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, представления об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере водоснабжения, сообщение начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области от 24 августа 2023 года; акт обследования сетей водоснабжения от 19 июня 2023 года; заключение экспертной группы региональной службы по тарифам Кировской области, оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили.
Таким образом, вывод судьи областного суда о том, что Семиглазов И.Н. не может нести ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, поскольку администрация коммунальные услуги не предоставляет, является преждевременным, сделанным без исследования и надлежащей оценки всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей областного суда соблюдены не были.
Указанные выше нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеющими фундаментальный характер, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого судебного акта.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Нестерова Е.В. в Шестом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, решение судьи Кировского областного суда от 25 января 2024 года подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Ульяновский областной суд.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Нестерова Е.В. удовлетворить частично.
Решение судьи Кировского областного суда от 25 января 2024 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы администрации Уржумского муниципального района Кировской области Семиглазова Ивана Николаевича, отменить.
Направить дело в Кировский областной суд на новое рассмотрение.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отменил решение об административной ответственности должностного лица за нарушение нормативного уровня водоснабжения, указав, что он не является ответственным за обеспечение населения коммунальными услугами. Суд отметил необходимость всестороннего изучения обстоятельств дела и вернул его на новое рассмотрение, подчеркнув, что предыдущие выводы были сделаны без надлежащей оценки всех фактов.