Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу Красноперова Дениса Сергеевича на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по 18810563230815235323 от 15 августа 2023 года, решение начальника ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области от 29 августа 2023 года, решение судьи Красноглинского районного суда г. Самары от 20 декабря 2023 года, решение судьи Самарского областного суда от 6 марта 2024 года, вынесенные в отношении Красноперова Дениса Сергеевича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по 18810563230815235323 от 15 августа 2023 года, оставленным без изменения решением начальника ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области от 29 августа 2023 года, решением судьи Красноглинского районного суда г. Самары от 20 декабря 2023 года, решением судьи Самарского областного суда от 6 марта 2024 года, Красноперов Денис Сергеевич (далее - Красноперов Д.С.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Красноперов Д.С. просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторным совершением однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В силу пункта 6.2 Правил круглые сигналы светофора имеют следующие значения: ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение; ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло); ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов; ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности; КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение. Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.
Пунктом 6.13 Правил при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии: на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам; перед железнодорожным переездом - в соответствии с пунктом 15.4 Правил; в других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
Согласно постановлению заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по 18810563230815235323 от 15 августа 2023 года, вынесенному в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 29 июня 2023 года в 11:04:14 работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи "Интегра-КДД" было зафиксировано, что водителем транспортного средства MAH TGS 19.390 4X2 BLS-WW, государственный регистрационный знак N, собственником (владельцем) которого является Красноперов Д.С, на пересечении Московское шоссе, 19 км. и улицы Банная в г. Самара Самарской области, допущено нарушение пункта 6.2 Правил дорожного движения, а именно - проезд на запрещающий (красный) сигнал светофора.
Ранее постановлением старшего инспектора ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области от 18 октября 2022 года N18810563221018087640, вступившим в законную силу 14 ноября 2022 года, Красноперов Д.С. привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление исполнено 18 октября 2022 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения названного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Достоверность показаний работающего в автоматическом режиме специального технического средства "Интегра-КДД", заводской номер IntegraKDD-10363, свидетельство о поверке N С-БЯ/01-08-2022/175079461, поверка действительна до 31 июля 2024 года, которым было зафиксировано нарушение Правил дорожного движения, сомнений не вызывает.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности Красноперова Д.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Красноперова Д.С. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения Красноперова Д.С. к административной ответственности соблюдены.
Довод жалобы о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении и пользовании иного лица - ФИО4 на основании договора аренды автомобиля, являлись предметом проверки и оценки при рассмотрении жалоб на постановление, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах.
Частью 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 3 указанной статьи лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Примечанием к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что положение части 3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
В обоснование доводов о неправомерности привлечения Красноперова Д.С. к административной ответственности и нахождении транспортного средства в пользовании другого лица - ФИО4, в суд представлены следующие документы: копии договора аренды и акт приема-передачи от 26 июня 2023 года о передаче названного выше транспортного средства во временное владение и пользование ФИО4; копия страхового полиса с указанием на неограниченное количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством; копия счёта-фактуры от 28 июня 2023 года; копия накладной от 28 июня 2023 года; копия договора-заявки от 26 июня 2023 года на перевозку груза от отправителя АО " ФИО5" в пользу получателя ООО " ФИО6" водителем ФИО4 на транспортном средстве МАН TGS 19.390 4X2 BLS-WW, государственный регистрационный знак N; копия договора - заявки от 27 июня 2023 года на перевозку исполнителем ИП Красноперовым Д.С. в пользу клиента ООО " ФИО7" груза, в которой водителем указанного транспортного средства указан ФИО4; копия договора ОСАГО со сроком действия с 22 августа 2022 года по 21 августа 2023 года, согласно которого к управлению транспортным средством MAH TGS 19.390 4X2 BLS-WW, государственный регистрационный знак N, допущены Головко T.Р. и Красноперов Д.С.
Рассмотрев в соответствии с требованиями статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу Красноперова Д.С. на постановление и решение должностных лиц, оценив на основании статьи 26.11 названного Кодекса представленные заявителем доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что эти доказательства с учетом требований приведенных выше норм указанного Кодекса не являются достаточными для вывода о нахождении транспортного средства в момент фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме в пользовании иного лица.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации N544-0 от 7 декабря 2006 года реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежит поэтому регламентации нормами не только гражданского, но административного законодательства.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для собственника транспортного средства предусмотрена возможность обратиться в административный орган с заявлением о нахождении транспортного средства во владении другого лица.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что Красноперов Д.С, обратившись в органы ГИБДД с заявлением о нахождении транспортного средства во владении иного лица, явку лица, в чьем фактическом владении и пользовании находилось транспортное средство в момент фиксации правонарушения, с целью его привлечения к административной ответственности, не обеспечил, в обоснование своих доводов не представил надлежащую совокупность доказательств.
Право Красноперова Д.С. на защиту при производстве по делу не нарушено.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Красноперова Д.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено Красноперову Д.С. в пределах санкции части 3 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по 18810563230815235323 от 15 августа 2023 года, решение начальника ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области от 29 августа 2023 года, решение судьи Красноглинского районного суда г. Самары от 20 декабря 2023 года, решение судьи Самарского областного суда от 6 марта 2024 года, вынесенные в отношении Красноперова Дениса Сергеевича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Красноперова Дениса Сергеевича - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения к административной ответственности за проезд на запрещающий сигнал светофора, учитывая повторное совершение правонарушения. Доказательства, представленные в жалобе, не подтвердили нахождение транспортного средства в пользовании другого лица в момент фиксации нарушения. Все доводы о незаконности решений предыдущих инстанций были отклонены.