Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу защитника Ильиных Сергея Ивановича, действующего в интересах ООО УК "Стимул", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Дзержинского района г. Оренбурга от 17 августа 2023 года, решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 30 ноября 2023 года, вынесенные в отношении ООО УК "Стимул" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Дзержинского района г. Оренбурга от 17 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 30 ноября 2023 года, директор ООО УК "Стимул" (далее также Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 125 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель, ссылаясь на незаконность вышеуказанных судебных актов, просит их отменить и прекратить производство по делу.
Ильиных С.И. заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока для обжалования судебных актов, которое следует оставить без рассмотрения, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен срок обжалования вступивших в законную силу решений.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ).
В силу пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 (далее - Положение о лицензировании), помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицензионными являются иные требования, в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 (далее Положение о лицензировании предпринимательской деятельности), устанавливает порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией, а также порядок осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее Правила содержания общего имущества).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Перечень услуг и работ).
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ООО УК "Стимул" осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами, в том числе жилым домом "адрес" на основании лицензии от 23 марта 2016 года N и в соответствии с договором на управление этим домом.
Должностными лицами государственной жилищной инспекции по Оренбургской области в период времени с 10 часов до 17 часов 29 июня 2023 года в отношении ООО УК "Стимул" проведен инспекционный визит в рамках обращения жителя многоквартирного "адрес" (от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N) по вопросу неисполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, в части ненадлежащего содержания общего имущества собственников помещений в данном доме, а именно: ненадлежащего содержания крыши многоквартирного дома, бездействия по поступившим заявкам, обращениям собственников помещений многоквартирного дома.
В ходе визуального осмотра жилого "адрес" должностными лицами государственной жилищной инспекции по Оренбургской области были выявлены нарушения обязательных требований: наличие разрушений и расслоений защитного слоя кровельных железобетонных плит над "адрес"; непроведение работ надлежащего содержания крыши по обращениям от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N N, N (не обеспечено проведение проверок кровли на отсутствие протечек в "адрес"), согласно актам осмотра от 2 марта, 15 мая, 2 июня 2023 года не обеспечено своевременное устранение нарушений, приводящим к протечкам (в течении суток) крыши над "адрес", чем нарушены части 2, 3 статьи 161, часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункты а, б пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности, пункты 10, 11 Правил содержания общего имущества, пункт 7 Перечень услуг и работ, пункт 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Выявленные в ходе инспекционного визита нарушения зафиксированы в акте инспекционного визита от 29 июня 2023 года и послужили основанием для составления в отношении ООО УК "Стимул" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с последующим привлечением постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Вышестоящая судебная инстанция с выводами мирового судьи согласилась.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении; уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении; сведениями об обращениях физического лица; обращениями, заявлениями, жалобами физического лица; мотивированным представлением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия; решением о проведении инспекционного визита; актом инспекционного визита и приложением к ней в виде фототаблицы; уведомлением о проведении мероприятий по контрою; протоколом осмотра; предписанием об устранении выявленных нарушений; актами осмотра и ответами на обращения граждан ООО УК "Стимул"; выпиской из реестра лицензий; договором управления многоквартирным домом; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО УК "Стимул", иными материалами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, ООО УК "Стимул" обоснованно привлечено к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, не представлено.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В жалобе заявитель ссылается на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, поскольку Обществом содержание многоквартирного дома осуществляется систематически, в соответствии с графиком осмотра, проводятся дополнительные осмотры при необходимости, выявленные недостатки устраняются, ведется учет выполненных работ; причина протечки крыши над "адрес" по указанному адресу была устранена своевременно, в настоящий момент протечки отсутствуют.
Между тем данные доводы были предметом оценки судебных инстанций, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не ставят под сомнение наличие в действиях ООО УК "Стимул" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законность обжалуемых судебных актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением положений частей 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
Вместе с тем по настоящему делу имеются основания для изменения решения судьи Дзержинского районного суда города Оренбурга от 30 ноября 2023 года.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен в отношении юридического лица - ООО УК "Стимул", постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Дзержинского района г. Оренбурга от 17 августа 2023 года ООО УК "Стимул" признано виновным в совершении указанного административного правонарушения, вместе с тем в описательно-мотивировочной части решения судьей ошибочно высказано суждение о рассмотрении дела в отношении должностного лица и виновности директора общества.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения указанного кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 30 ноября 2023 года, вынесенное настоящему делу об административном правонарушении в отношении ООО УК "Стимул" подлежит изменению путем исключения из него выводов о виновности должностного лица - директора ООО УК "Стимул" ФИО4
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу защитника Ильиных Сергея Ивановича, действующего в интересах ООО УК "Стимул", удовлетворить частично.
Решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 30 ноября 2023 года изменить: исключить из него выводы о виновности должностного лица - директора ООО УК "Стимул" ФИО4
В остальной части решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 30 ноября 2023 года, постановление мирового судьи судебного участка N 4 Дзержинского района г. Оренбурга от 17 августа 2023 года, вынесенные в отношении ООО УК "Стимул" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения управляющей компании к административной ответственности за нарушения лицензионных требований при управлении многоквартирным домом, включая ненадлежащее содержание крыши. Судебные инстанции отметили, что доказательства подтверждают наличие состава правонарушения, а доводы защиты не опровергли установленные факты. В результате часть выводов о виновности директора была изменена, но остальная часть решений оставлена без изменений.