Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 октября 2006 г. N Ф04-7045/2006(27786-А46-3)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г.Омска (далее - Инспекция ФНС РФ) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно- коммерческая фирма "Тайм" (далее - ООО "ПКФ "Тайм") о взыскании на основании статьи 118 Налогового кодекса РФ 5 000 руб. штрафа.
Определением от 27.04.2006 Арбитражного суда Омской области производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.07.2006 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ, ссылаясь на неправильное применение норм материального права - пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и разрешить вопрос по существу.
Отзыв на кассационную жалобу ООО "ПКФ "Тайм" не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Инспекции ФНС РФ от 05.12.2005 N 10-24/22029-21 ООО "ПКФ "Тайм" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 118 Налогового кодекса РФ, за несообщение сведений о закрытии расчетного счета в банке в виде штрафа в размере 5 000 руб.
На основании указанного решения в адрес налогоплательщика направлено требование N 10-24/22028-18 от 05.12.2005 об уплате налоговой санкции.
Неисполнение ООО "ПКФ "Тайм" данного требования в добровольном порядке и пропуск срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ для бесспорного взыскания, послужило основанием для обращения налогового органа с заявлением о взыскании с него штрафа в судебном порядке.
Прекращая производство по делу, Арбитражный суд Омской области исходил из того, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом непредусмотрен иной порядок их взыскания.
Пунктом 1 статьи 103.1 Налогового кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ, установлено, что в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно пункту 7 названной статьи решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу- исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Таким образом, законом предусмотрен иной порядок взыскания санкций: на основании решения налогового органа без обращения в суд.
В связи с этим, как указано в пункте 1 Информационного письма ВАС РФ от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04 ноября 2005 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторых законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" при обращении налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда РФ в арбитражные суды после 31.12.2005 с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что заявление Инспекции ФНС РФ о взыскании налоговых санкций с ООО "ПКФ "Тайм" датировано 26.02.2006, поступило в арбитражный суд 28.02.2006 и определением от 01.03.2006 было принято им к производству.
На основании вышеизложенного, кассационная инстанция считает, что Арбитражный суд Омской области правомерно прекратил производство по делу.
Ссылки Инспекции ФНС РФ на необоснованное неприменение судом пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ несостоятельны.
Как правильно указали судебные инстанции, положение пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ о предельном сроке взыскания налоговых санкций во внесудебном порядке в данном случае не применяется, поскольку статья 103.1 и пункт 7 статьи 114 Налогового кодекса РФ не содержат отсылки к статье 46 Налогового кодекса РФ, а предусматривают специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций с налогоплательщиков (налоговых агентов).
Данный вывод подтверждается позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 22.06.06 N 30 "О некоторых вопросах применения статьи 103.1 Налогового кодекса РФ в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций", которым разъяснено, что взыскание не уплаченных добровольно сумм налоговых санкций в пределах, определенных абзацем первым пункта 7 статьи 114, пунктом 1 статьи 103.1 Налогового кодекса РФ, применительно к подпункту 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" может быть осуществлено в течение шести месяцев путем направления судебному приставу-исполнителю соответствующих документов.
При этом при решении вопроса о начале исчисления указанного срока необходимо руководствоваться тем же подходом, что и при определении начала исчисления срока взыскания сумм налоговых санкций в судебном порядке.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 27.04.2006 Арбитражного суда Омской области и постановление апелляционной инстанции от 07.07.2006 по делу N А46-2775/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 октября 2006 г. N Ф04-7045/2006(27786-А46-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании