Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу Шарипова Динара Диляверовича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора ТО КМАП по Республике Башкортостан МТУ Ространснадзора по ПФО от 14 февраля 2023 г. N, решение судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2023 г., решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 января 2024 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шарипова Динара Диляверовича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора ТО КМАП по Республике Башкортостан МТУ Ространснадзора по ПФО от 14 февраля 2023 г. N Шарипов Д.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, Шарипов Д.Д. обратился с жалобой в Чишминский районный суд Республики Башкортостан.
Решением судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 января 2024 г, постановление государственного инспектора ТО КМАП по Республике Башкортостан МТУ Ространснадзора по ПФО от 14 февраля 2023 г. N изменено, размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа снижен до 175 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Шарипов Д.Д. выражает несогласие с постановлением должностного лица и судебными актами, просит их отменить и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок, предусмотрен Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200 (далее - Правила перевозки грузов автомобильным транспортом).
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в качестве тяжеловесного транспортного средства рассматривается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства.
При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно части 2 статьи 31 названного закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела следует, что 14 января 2023 г. в 10:48:00 на 15 км+254 м автодороги М-5 Урал Чишмы-Аксеново-Киргиз-Мияки в Чишминском районе Республики Башкортостан водитель транспортного средства КАМАЗ 55102С, государственный регистрационный знак N, собственником (владельцем) которого является Шарипов Д.Д, в нарушение приведенных выше норм при осуществлении перевозки тяжеловесного груза без специального разрешения превысил, согласно акту N 6 802 измерения параметров транспортного средства, предельно допустимый показатель по осевой нагрузке 5-осного автопоезда на 24, 61% (1, 969 т) на ось N 2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 9, 969 т на ось N 2 при допустимой нагрузке 8.000 т на ось, на 16, 01% (1, 281 т) на ось N 3 (погрешность измерения 10%), с нагрузкой 9, 281 т на ось N 3 при допустимой нагрузке 8.000 т на ось.
На запрос направленный в ФКУ "Родормониторинг" о наличии специального разрешения на движение тяжеловесного транспортного средства КАМАЗ 55102С, государственный регистрационный знак N, за период, включающий 14 января 2023 г, по маршруту, проходящему через 15 км+254 м М-5 Урал Чишмы-Аксеново-Киргиз-Мияки в Чишминском районе Республики Башкортостан получен отрицательный ответ, специальное разрешение не выдавалось.
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки, видеозаписи, работающим в автоматическом режиме - АПВГК, заводской номер 209576, свидетельство о поверке N С-АБ/13-09-2022/186430831, действительно до 12 сентября 2023 г.
Приведенные обстоятельства подтверждены фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического средства, актом результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленное нарушение послужило основанием для вынесения должностным лицом постановления о привлечении Шарипова Д.Д. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного кодекса.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии Шарипова Д.Д. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный вывод основан на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закона N 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Довод жалобы о том, что должностным лицом и судебными инстанциями не учтено ненадлежащее состояние дорожного полотна, имеющего дефекты, погодные условия, что привело к некорректной работе пункта весового габаритного контроля, был предметом рассмотрения нижестоящими судебными инстанциями, и был обоснованно отклонен по мотивам, приведенным в судебных решениях.
При определении нагрузки на отдельные оси грузового транспорта учитываются возможные отклонения при измерении весовых параметров транспортного средства, возникающие по различным причинам (особенности весового оборудования, природно-климатических условий, движения транспортного средства и пр.) в размере погрешности средства измерения. Результаты взвешивания транспортного средства указаны с учетом погрешности названного технического средства. Собственнику следовало учесть особенности перевозимого груза, обеспечить соответствующий способ перевозки такого груза и не допускать превышение ограничений нагрузки на ось транспортного средства.
Вопреки доводам жалобы каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины Шарипова Д.Д. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Ссылки заявителя в жалобе на иную судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства и представленные доказательства, присущие каждому конкретному делу.
Постановление о привлечении Шарипова Д.Д. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При пересмотре постановления о назначении наказания судья районного суда, оценив конкретные обстоятельства дела, реализуя принцип индивидуализации наказания, исключая чрезмерное обременение административной ответственности, счел возможным назначить наказание ниже низшего предела в соответствии с положениями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Вместе с тем, имеются основания для изменения решения судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 января 2024 г.
Согласно решению судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2023 г. постановление государственного инспектора ТО КМАП по Республике Башкортостан МТУ Ространснадзора по ПФО от 14 февраля 2023 г. N изменено в части назначенного административного наказания, размер административного штрафа снижен до 175 000 рублей.
Однако судья Верховного Суда Республики Башкортостан при рассмотрении жалобы Шарипова Д.Д. на указанное постановление должностного лица и решение судьи районного суда в своем решении указывает на оставление решением судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2023 г. постановления должностного лица от 14 февраля 2023 г. N без изменения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 января 2024 г. подлежит изменению: выводы об оставлении решением судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2023 г. постановления государственного инспектора ТО КМАП по РБ МТУ Ространснадзора по ПФО от 14 февраля 2023 г. N без изменения заменить указанием на изменение решением судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2023 г. постановления государственного инспектора ТО КМАП по РБ МТУ Ространснадзора по ПФО от 14 февраля 2023 г. N в части назначенного административного наказания, размер административного штрафа снижен до 175 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 января 2024 г, вынесенное в отношении Шарипова Динара Диляверовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: выводы об оставлении решением судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2023 г. постановления государственного инспектора ТО КМАП по РБ МТУ Ространснадзора по ПФО от 14 февраля 2023 г. N без изменения заменить указанием на изменение решением судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2023 г. постановления государственного инспектора ТО КМАП по РБ МТУ Ространснадзора по ПФО от 14 февраля 2023 г. N в части назначенного административного наказания, размер административного штрафа снижен до 175 000 рублей.
В остальной части решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 января 2024 г, а также решение судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2023 г, постановление государственного инспектора ТО КМАП по РБ МТУ Ространснадзора по ПФО от 14 февраля 2023 г. N, вынесенные в отношении Шарипова Динара Диляверовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Шарипова Динара Диляверовича - без удовлетворения.
Судья Р.А. Набиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что водитель тяжеловесного транспортного средства нарушил правила, превысив допустимую осевую нагрузку без специального разрешения. Первоначально назначенный штраф был снижен, но кассационный суд подтвердил законность действий инспектора и нижестоящих судов, оставив решение без изменения, за исключением уточнения по размеру штрафа.