Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Темяшевой Елены Викторовны на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора ЦМУГАДН от 21 августа 2023 года N, решение судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 29 февраля 2024 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 2 мая 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Темяшевой Елены Викторовны,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора ЦМУГАДН от 21 августа 2023 года N Темяшева Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 29 февраля 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Оренбургского областного суда от 2 мая 2024 года, постановление должностного лица изменено в части назначенного административного наказания, размер административного штрафа снижен до 125 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит об отмене постановления должностного лица и судебных актов, прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Темяшевой Е.В. к административной ответственности) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении условий, определенных данными Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом.
Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Как следует из материалов дела, 4 августа 2023 года в 11 часов 45 минут 46 секунд на "адрес" водитель, управляя тяжеловесным 2-осным транспортным средством 3010 GA, государственный регистрационный знак "данные изъяты", собственником которого является Темяшева Е.В, в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения, части 1 статьи 29 Закона N 257-ФЗ, Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, осуществлял без специального разрешения перевозку тяжеловесного груза с превышением допустимой осевой нагрузки на 18, 33% (1, 100 т) на ось N (погрешность измерения 10%) двигаясь с нагрузкой 7, 100 т на ось N при допустимой нагрузке 6, 000 т на ось.
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки, видеозаписи, работающим в автоматическом режиме - "данные изъяты", заводской N, свидетельство о поверке N, действительно до ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований сомневаться в достоверности результатов измерения весовых параметров названного транспортного средства не установлено.
Приведенные обстоятельства подтверждены фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического средства, актом измерения от ДД.ММ.ГГГГ N, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленное нарушение послужило основанием для вынесения должностным лицом постановления о привлечении Темяшевой Е.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 названного кодекса выполнены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного кодекса.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии Темяшевой Е.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного кодекса, Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Как установлено в ходе предыдущего судебного разбирательства, участок автодороги "адрес" его владельцем ГУ "ГУДХОО" приказом от 17 февраля 2023 года N отнесен к III категории автомобильных дорог с допустимой нагрузкой на ось транспортного средства - 6, 000 т; владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена соответствующая информация, что согласуется с пунктом 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом.
Учитывая изложенное, доводы заявителя об отнесении "адрес" к дорогам регионального значения Оренбургской области, неверном определении допустимой нагрузки на ось транспортного средства обоснованно отклонены судьей областного суда.
То обстоятельство, что утратило силу постановление Правительства Оренбургской области от 18 апреля 2010 года N 267-П, на основании которого издан приказ от 17 февраля 2023 года N 28, об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения в действиях заявителя не свидетельствует, поскольку не свидетельствуют о неверном определении категории спорного участка автодороги и допустимой массы осевой нагрузки.
Как постановление Правительства Оренбургской области от 18 апреля 2010 года N 267-П, так и постановление Правительства Оренбургской области от 14 марта 2023 года N 235-ПП (действующее на момент фиксации административного правонарушения), "адрес" относят к категории общего пользования регионального или межмуниципального значения, о чем судьей областного суда указано в соответствующем судебном акте. Таким образом, утратившие силу положения постановления Правительства Оренбургской области от 18 апреля 2010 года N 267-П применительно к спорным правоотношениям воспроизведены в постановлении Правительства Оренбургской области от 14 марта 2023 года N 235-ПП.
17 ноября 2022 года между Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Правительством Оренбургской области заключено соглашение, предметом которого является взаимодействие сторон при осуществлении полномочий по обеспечению сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и осуществлении весового и габаритного контроля транспортных средств посредством автоматических пунктов весового и габаритного контроля. Целью данного соглашения является выявление нарушений обязательных требований весовых и (или) габаритных параметров транспортных средств и возможность привлечения виновных лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уполномоченными органами по организации информационного обмена данными являются ЦМУГАДН и ГУ "ГУДХОО".
Приказом Федеральной службой по надзору в сфере транспорта от 31 января 2023 года N 13Б-23фс, соглашением о взаимодействии между Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Правительством Оренбургской области от 17 ноября 2022 года ЦМУГДН наделено полномочиями на вынесение постановлений о наложении денежных взысканий (штрафов), установленных статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение обязательных требований весовых и (или) габаритных параметров транспортных средств, зафиксированных на территории Оренбургской области с применением работающих в автоматическом режиме специальных средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Учитывая изложенное, информационный обмен между ЦМУГАДН и ГУ "ГУДХОО" относительно зафиксированного события административного правонарушения на территории Оренбургской области, касающегося движения по дороге регионального значения Оренбургской области тяжеловесного транспортного средства без специального разрешения и перевозки тяжеловесного груза с превышением допустимой осевой нагрузки, является правомерным, постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом уполномоченного административного органа.
В целом доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Темяшевой Е.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Событие вменяемого административного правонарушения, фактические обстоятельства объективной стороны и виновность привлекаемого к административной ответственности лица установлены в ходе рассмотрения дела на основании доказательств, исследованных и оцененных в их совокупности по правилам статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, основанием для отмены обжалуемых актов не является.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление государственного инспектора ЦМУГАДН от 21 августа 2023 года N, решение судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 29 февраля 2024 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 2 мая 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Темяшевой Елены Викторовны, оставить без изменения, жалобу Темяшевой Елены Викторовны - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения к административной ответственности за перевозку тяжеловесного груза с превышением допустимой осевой нагрузки. Размер штрафа был снижен, однако доводы о неверном определении категории дороги и допустимой нагрузки отклонены. Судебные инстанции установили наличие состава правонарушения, а также соблюдение всех процессуальных норм при рассмотрении дела.