Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу Галиуллиной Фаузаны Файзрахмановны на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора ТО КМАП по Республике Башкортостан МТУ Ространснадзора по ПФО от 28 ноября 2023 г. N, решение судьи Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2024 г., решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 апреля 2024 г., вынесенные в отношении Галиуллиной Фаузаны Файзрахмановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора ТО КМАП по Республике Башкортостан МТУ Ространснадзора по ПФО от 28 ноября 2023 г. N, оставленным без изменения решением судьи Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2024 г, решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 апреля 2024 г, Галиуллина Ф.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Галиуллина Ф.Ф. выражает несогласие с постановлением должностного лица и судебными актами, просит их отменить и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок, предусмотрен Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200 (далее - Правила перевозки грузов автомобильным транспортом).
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в качестве тяжеловесного транспортного средства рассматривается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства.
При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно части 2 статьи 31 названного закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела следует, что 1 октября 2023 г. в 13:48:37 на 80 км+112 м автодороги "Уфа-Инзер-Белорецк" Архагенгельского района Республики Башкортостан водитель транспортного средства ВОЛЬВО FM TRUCK6X4, государственный регистрационный знак N, собственником (владельцем) которого является Галиуллина Ф.Ф, в нарушение приведенных выше норм при осуществлении перевозки тяжеловесного груза без специального разрешения превысил, согласно акту N 13 780 измерения параметров транспортного средства, предельно допустимый показатель по осевой нагрузке 6-осного автопоезда на 35, 45% (2.836 т) на ось N 2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 10.836 т на ось N 2 при допустимой нагрузке 8.000 т на ось, на 17.11% (1, 369 т) на ось N 3 (погрешность измерения 10%), с нагрузкой 9.369 т на ось N 3 при допустимой нагрузке 8.000 т на ось, на 8.84% (0, 663 т) на ось N4 (погрешность измерения 10%), с нагрузкой 8.163 т на ось N 4 при допустимой нагрузке 7.500 т на ось, на 5, 84% (0, 438 т) на ось N 5 (погрешность измерения 10%), с нагрузкой 7.938 т на ось N 5 при допустимой нагрузке 7.500 т на ось, на 2.84 % (0, 213 т) на ось N 6 (погрешность измерения 10%, с нагрузкой 7.713 т на ось N 6 при допустимой нагрузке 7.500 т на ось.
На запрос направленный в ФКУ "Родормониторинг" о наличии специального разрешения на движение тяжеловесного транспортного средства ВОЛЬВО FM TRUCK6X4, государственный регистрационный знак N, за период включающий 1 октября 2023 г. по маршруту, проходящему через 80 км+112 м автодороги "Уфа-Инзер-Белорецк" Архагенгельского района Республики Башкортостан получен отрицательный ответ, специальное разрешение не выдавалось.
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки, видеозаписи, работающим в автоматическом режиме - АПВГК, заводской номер 209582, свидетельство о поверке N С-АБ/10-03-2023/2311863100, действительно до 9 марта 2024 г.
Приведенные обстоятельства подтверждены фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического средства, актом результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленное нарушение послужило основанием для вынесения должностным лицом постановления о привлечении Галиуллиной Ф.Ф. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного кодекса.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии Галиуллиной Ф.Ф. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный вывод основан на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закона N 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Довод жалобы о необоснованности привлечения Галиуллиной Ф.Ф. к административной ответственности с указанием на то, что в момент, относящийся к событию административного правонарушения, транспортное средство находилось в пользовании ООО "ТРИОЛТОРГ", является несостоятельным.
При фиксации административного правонарушения в области дорожного движения техническим средством, работающим в автоматическом режиме, субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом (часть 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В случае несогласия с вынесенным в отношении собственника (владельца) транспортного средства постановлением о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления он освобождается от административной ответственности при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть 2 статьи 2.6.1, примечание к статье 1.5 названного кодекса). При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности.
Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по правилам статьи 26.11 названного кодекса (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Доводы жалобы о том, что транспортное средство находилось во владении ООО "ТРИОЛТОРГ", представленные копии договора аренды транспортного средства без экипажа от 1 сентября 2023 г, транспортной накладной от 1 октября 2023 г, договора на оказание транспортных услуг (перевозки древесины) от 26 октября 2022 г, акта приема передачи транспортного средства в аренду от 1 сентября 2023 г, актов выполненных работ, договора поставки от 11 сентября 2023 г. N, актов зачета взаимных требований, представленные в обоснование довода о невиновности Галиуллиной Ф.Ф. в совершении вмененного правонарушения, были предметом рассмотрения судей предыдущих судебных инстанций, получили должную правовую оценку, изложенную в обжалуемых судебных актах, не согласиться с которой оснований не имеется.
Судебные инстанции с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела пришли к правильному выводу о том, что данные документы не являются достаточным доказательством, бесспорно подтверждающим нахождение транспортного средства в момент фиксации административного правонарушения в пользовании иного лица.
Кроме того, в реестре системы взимания платы Платон в качестве собственника транспортного средства ВОЛЬВО FM TRUCK6X4, государственный регистрационный знак N, зарегистрирован Галиуллина Ф.Ф. В соответствии с Правилами взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N, между оператором государственной системы взимания платы обществом с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные Системы" и Галиуллиной Ф.Ф. заключены договор безвозмездного пользования бортовым устройством от 9 сентября 2021 г. N и дополнительное соглашение от 16 марта 2023 г. к договору от 9 сентября 2021 г. N, акт передачи бортового устройства от 16 марта 2023 г. (л.д. 44-50).
На дату фиксации административного правонарушения бортовое устройство оператору государственной системы взимания платы не возвращено, заявлений о снятии с учета транспортного средства и/или об изменении данных о транспортном средстве со стороны Галиуллиной Ф.Ф. в адрес оператора государственной системы взимания платы ООО "РТ-Инвест Транспортные системы" не поступало.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Галиуллиной Ф.Ф. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Вопреки доводам жалобы каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины Галиуллиной Ф.Ф. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Административное наказание в пределах санкции части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Галиуллиной Ф.Ф. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления или судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Указание в описательно-мотивировочной части решения судьи Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2024 г. в пункте 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ на превышение нагрузки на ось тяжеловесного транспортного средства на более чем на два процента вместо на более чем на десять процентов, является явной технической опиской, которое может быть устранено в порядке, установленном статьей 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наличие которой законность и обоснованность состоявшегося по делу акта под сомнение не ставит.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора ТО КМАП по Республике Башкортостан МТУ Ространснадзора по ПФО от 28 ноября 2023 г. N, решение судьи Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2024 г, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 апреля 2024 г, вынесенные в отношении Галиуллиной Фаузаны Файзрахмановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Галиуллиной Ф.Ф. - без удовлетворения.
Судья Р.А. Набиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения к ответственности за превышение допустимых габаритов и массы тяжеловесного транспортного средства без специального разрешения. Доказательства, представленные в жалобе, не подтвердили нахождение транспортного средства в пользовании другого лица, что не освободило собственника от ответственности. Постановления нижестоящих судов оставлены без изменения.