Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу генерального директора публичного акционерного общества "Порт Тольятти" Королева П.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 105 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от 10 ноября 2023 года, решение судьи Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 26 января 2024 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Порт Тольятти", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 105 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от 10 ноября 2023 года, публичное акционерное общество "Порт Тольятти" (далее - ПАО "Порт Тольятти") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 26 января 2024 года, постановление мирового судьи от 10 ноября 2023 года изменено: исключено из постановления указание на нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 1.7, подраздела 5.2, абзаца 4 пункта 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых и введенных в действие Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, выраженных в не производстве окраски помещений и конструктивных элементов ЗС ГО N 444-63; в не окраске воздухозаборных труб режима чистой вентиляции внутри помещений для укрываемых в белый цвет; в неготовности ЗС ГО N 444-63 к использованию по предназначению.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ПАО "Порт Тольятти" Королев П.В. просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
К основным задачам в области гражданской обороны относятся, в том числе: эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны (статья 2 Федерального закона N 28-ФЗ).
Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ).
В силу статьи 6 указанного закона Правительство Российской Федерации, в числе прочего определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
К объектам гражданской обороны относятся: убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения (места хранения), санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды, станции обеззараживания техники, иные объекты гражданской обороны (постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны").
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Пунктом 2.2 указанных Правил определено, что документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Согласно пункта 6.2.1. Правил, обозначению подлежат все ЗС ГО.
Обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО.
Знак обозначения представляет собой прямоугольник размером не менее 50 x 60 см, внутри которого указывается: инвентарный номер сооружения; принадлежность сооружения (наименование организации, цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес и т.д.); места хранения ключей (телефоны, адреса, должность и фамилия ответственных лиц).
Поле знака должно быть белого цвета. Надписи - черного цвета. Высота букв 3 - 5 см, ширина - 0, 5 - 1, 0 см (Приложение N 4).
В соответствии с пунктом 6.2.3. Правил, маршруты движения к защитным сооружениям выбираются из условия минимально возможного времени подхода к ним от места работы или места жительства укрываемых.
Маршруты обозначаются указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке).
Указатели устанавливаются при каждом изменении направления маршрута движения. Размеры указателя по длине - 50 см и ширине - 15 см. На поле белого цвета наносится надпись черного цвета: УБЕЖИЩЕ или УКРЫТИЕ и расстояние в метрах до входа в ЗС ГО (Приложение N 4).
Согласно пункту 2 Приказа МЧС России от 21 июля 2005 года N 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время" содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки, проведенной 22 августа 2023 года старшим инспектором отдела надзорной деятельности и ПР по городскому округу Тольятти ГУ МЧС России по Самарской области в отношении ПАО "Порт Тольятти" по соблюдению требований, предусмотренных Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий эксплуатации объектов гражданской обороны, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, были выявлены следующие нарушения:
- маршруты движения к защитному сооружению гражданской обороны (далее - ЗС ГО) N 444-63 не обозначены указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ; пункт 6.2.3 Правил N 583);
- ЗС ГО N 444-63 не обозначено путем нанесения на видном месте при всех входах в ЗС ГО установленного знака. Знак обозначения представляет собой прямоугольник размером не менее 50 х 60 см, внутри которого указываются: инвентарный номер сооружения; принадлежность сооружения (наименование организации, цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес и т.д.); места хранения ключей (телефоны, адреса, должности и фамилии ответственных лиц). Поле знака должно быть белого цвета. Надписи - черного цвета. Высота букв - 3-5 см, ширина - 0, 5-1, 0 см. (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ; пункт 6.2.1 Правил N 583);
- окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО N 444-63 не производится (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ; подраздел 5.2 Правил N 583);
- в ЗС ГО N 444-63 воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции внутри помещений для укрываемых не окрашены в белый цвет (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ; абзац 4 пункта 3.2.10 Правил N 583);
- ЗС ГО N 444-63 не готово к использованию по предназначению (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ; пункт 1.7 Правил N 583);
- к паспорту ЗС ГО N 444-63 отсутствуют обязательные приложения - копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ; абзац 1 пункта 2.2 Правил N 583).
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 22 августа 2023 года N 2307/002-63/158-П/АВП.
5 сентября 2023 года должностным лицом в отношении ПАО "Порт Тольятти" составлен протокол N 6 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения мировым судьей судебного участка N 105 судебного района г. Тольятти Самарской области постановления от 10 ноября 2023 года о привлечении ПАО "Порт Тольятти" к административной ответственности по части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда с выводами мирового судьи согласился, однако изменил постановление, исключил нарушения в части не производстве окраски помещений и конструктивных элементов ЗС ГО N 444-63; в не окраске воздухозаборных труб режима чистой вентиляции внутри помещений для укрываемых в белый цвет; в неготовности ЗС ГО N 444-63 к использованию по предназначению.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судебных инстанций о виновности ПАО "Порт Тольятти" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ПАО "Порт Тольятти" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения ПАО "Порт Тольятти" к административной ответственности соблюдены.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судебные инстанции пришли к выводу о том, что обществом не выполнены требования законодательства в области гражданской обороны.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол составлен в присутствии представителя ПАО "Порт Тольятти". Права ему разъяснены, копия протокола вручена. Правом выразить несогласие с вмененным правонарушением представитель ПАО "Порт Тольятти" воспользовался. Существенных недостатков протокол об административном правонарушении не содержит.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае суды установили, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оснований, позволяющих признать совершенное ПАО "Порт Тольятти" административное правонарушение малозначительным и освободить его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не имеется.
Право ПАО "Порт Тольятти" на защиту при производстве по делу не нарушено.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ПАО "Порт Тольятти" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому лицу в пределах санкции части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 105 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от 10 ноября 2023 года, решение судьи Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 26 января 2024 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Порт Тольятти", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора публичного акционерного общества "Порт Тольятти" Королева П.В. - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что организация виновна в нарушении требований законодательства о гражданской обороне, включая отсутствие необходимых указателей и окраски защитных сооружений. Судебные инстанции подтвердили законность привлечения к административной ответственности и назначение штрафа, отметив, что организация имела возможность соблюсти правила, но не предприняла необходимых мер. Жалоба была отклонена.