Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника Главного управления - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области Идиатуллова Р.М. на вступившее в законную силу решение судьи Ульяновского областного суда от 8 февраля 2024 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области Земскова Владимира Викторовича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 1 декабря 2023 года начальник департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области (далее также Департамент) Земсков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Решением судьи Ульяновского областного суда от 8 февраля 2024 года постановление Ленинского районного суда г. Ульяновска от 1 декабря 2023 года отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Земскова В.В. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника Главного управления - начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области Идиатуллов Р.М, должностное лицо, направившее материалы дела об административном правонарушении на рассмотрение судье, просит решение судьи Ульяновского областного суда от 8 февраля 2024 года отменить и возвратить дело на новое рассмотрение.
Земсков В.В, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении жалобы на указанный выше судебный акт, в установленный срок свои возражения на нее не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее также Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту "а" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 27 марта 2023 года N с 13 апреля 2023 года по 12 мая 2023 года проведена внеплановая выездная проверка реализаций полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в отношении Правительства Ульяновской области, по результатам которой в адрес Правительства Ульяновской области выдано предписание от 12 мая 2023 года N об устранении нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Срок исполнения предписания установлен до 1 августа 2023 года (л.д. 55-56).
Копия предписания от 12 мая 2023 года N направлена в адрес Правительства Ульяновской области почтовой корреспонденцией и получена адресатом 17 мая 2023 года (л.д. 57-58).
С 22 сентября 2023 года по 6 октября 2023 года на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 13 сентября 2023 года N проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания от 12 мая 2023 года N об устранении нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
По итогам проведенной проверки установлено, что ранее выданное предписание от 12 мая 2023 года N частично не исполнено, что зафиксировано в акте проверки от 6 октября 2023 года N (л.д. 43-46), а именно не устранены следующие нарушения:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Данные обстоятельства послужили основанием для составления 16 октября 2023 года в отношении начальника департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области Земскова В.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, рассматривая дело об административном правонарушении, пришел к выводу о том, что предписание от 12 мая 2023 года N является законным, Земсков В.В. в силу своих должностных обязанностей является лицом, ответственным за выполнение требований предписания, и, соответственно надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вина Земскова В.В. в совершении правонарушения подтверждена имеющейся совокупностью доказательств.
Отменяя постановление судьи районного суда и прекращая производство по делу в отношении Земскова В.В. в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, судья Ульяновского областного суда указал, что предписание от 12 мая 2023 года N в адрес начальника департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области либо возглавляемого им Департамента не выносилось, Земсков В.В. Правительство Ульяновской области не возглавляет и не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу положений части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.
При этом в силу пунктов 4 - 6 части 1 статьи 29.10, части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в решении по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в числе иных сведений должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья данного кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно Примечанию к данной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Субъектами административной ответственности, установленной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются граждане, должностные и юридические лица.
Из анализа приведенных норм следует, что к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, может быть привлечено как юридическое лицо, так и должностное лицо, в том числе и в случае, когда предписание выдано только на имя юридического лица.
В силу части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи.
Для признания в действиях должностного лица наличия состава административного правонарушения необходимо установить его виновное неисполнение, либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, в результате которых произошло событие административного правонарушения.
Таким образом, в случае невыполнения юридическим лицом как хозяйствующим субъектом возложенной на него законодательством обязанности административная ответственность может быть возложена на конкретное должностное лицо, в непосредственные должностные обязанности которого входит выполнение соответствующих организационных или хозяйственных действий от имени и в интересах юридического лица. В таком случае по делу подлежит обязательному выяснению объем обязанностей, которыми наделено должностное лицо, в отношении которого возбуждено дело, факт ненадлежащего выполнения данных обязанностей, а также наличие вины в данных действиях (бездействии).
Распоряжением заместителя руководителя администрации Губернатора Ульяновской области от 20 мая 2022 года N Земсков В.В. назначен на должность начальника департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области (л.д. 135).
Согласно должностному регламенту начальника Департамента, вид профессиональной деятельности данной должности включает помимо прочего реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и техногенного характера, региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и техногенного характера (пункт 1.3), начальник Департамента подчиняется начальнику управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области (пункт 1.5). К должностным обязанностям начальника Департамента относятся, в том числе обязанность координировать деятельность исполнительных органов Ульяновской области, органов местного самоуправления Ульяновской области, организаций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; принимать участие в разработке и принятии нормативных правовых актов Ульяновской области, связанных с осуществлением полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также при организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пункт 3.1).
Таким образом, начальник Департамента является должностным лицом, к обязанностям которого относится, в том числе реализация полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ.
Принимая решение о прекращении производства по делу, судья областного суда должностные обязанности начальника Департамента не исследовал и не дал им никакой оценки.
Ссылаясь на то, что предписание от 12 мая 2023 года N вынесено в адрес Правительства Ульяновской области, судья областного суда вопрос о том, входит ли департамент по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области в структуру Правительства Ульяновской области не выяснял, правовую оценку функциям Департамента в соответствии с возложенными на него полномочиями, не дал, компетенцию Департамента по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не проверил.
Таким образом, вывод судьи областного суда о том, что Земсков В.В. не может нести ответственность за невыполнение предписания, которое ему не выдавалось, является преждевременным, сделанным без исследования и надлежащей оценки всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей областного суда соблюдены не были.
Указанные выше нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеющими фундаментальный характер, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого судебного акта.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы заместителя начальника Главного управления - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области Идиатуллова Р.М. в Шестом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, решение судьи Ульяновского областного суда от 8 февраля 2024 года подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Ульяновский областной суд.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу заместителя начальника Главного управления - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области Идиатуллова Р.М. удовлетворить.
Решение судьи Ульяновского областного суда от 8 февраля 2024 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области Земскова Владимира Викторовича, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Ульяновский областной суд.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отменил решение об отсутствии состава административного правонарушения в действиях должностного лица, указав на необходимость всестороннего исследования обстоятельств дела, включая оценку его должностных обязанностей и законности предписания, выданного в адрес Правительства региона. Дело направлено на новое рассмотрение для правильного применения норм материального и процессуального права.