Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Ваганова Владимира Андреевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N5 по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан от 12 марта 2024 года и решение судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 7 мая 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ваганова Владимира Андреевича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N5 по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан от 12 марта 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 7 мая 2024 года, Ваганов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 9 месяцев.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Ваганов В.А. просит отменить вышеуказанные судебные акты, прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Ваганова В.А. к административной ответственности) невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1882 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
В соответствии с пунктом 8 Правил направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 24 января 2024 года в 19 часов 00 минут по адресу: "адрес", водитель Ваганов В.А. в нарушение пункта 2.3.2 Правил не выполнил законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Поводом для направления Ваганова В.А. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения послужил факт управления им 24 января 2024 года по вышеуказанному адресу транспортным средством "Шкода Октавиа", государственный регистрационный знак "данные изъяты", при наличии у Ваганова В.А. запаха алкоголя изо рта, неустойчивости позы и нарушения речи (пункт 2 Правил).
В связи с наличием оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, должностным лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, Ваганову В.А. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Поскольку от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения Ваганов В.А. отказался, то есть при наличии законных оснований в соответствии с пунктом 8 упомянутых Правил, Ваганов В.А. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения он не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, согласия пройти данную процедуру не выразил.
Отказ Ваганова В.А. от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, протоколе об административном правонарушении.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к названному лицу в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечено присутствие понятых.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 4); протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д. 5); протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (л.д. 7); письменными объяснениями понятых ФИО4 и ФИО5 (л.д. 9, 10); рапортом должностного лица (л.д. 11, 12); карточкой операции с водительским удостоверением (л.д. 13); списком административных правонарушений (л.д. 3) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель не намерен проходить указанное освидетельствование, в частности предпринимает усилия, препятствующие совершению данного процессуального действия или исключающие возможность его совершения, например, отказывается от прохождения того или иного вида исследования в рамках проводимого медицинского освидетельствования.
Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, протокол об отстранении от управления транспортным средством, протокол об административном правонарушении составлены должностным лицом ГИБДД в присутствии Ваганова В.А. при соблюдении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах полномочий. Оснований сомневаться в достоверности изложенных в протоколах сведений не имеется, как и не имеется оснований для признания вышеуказанных процессуальных документов ненадлежащими доказательствами.
Права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 51 Конституции Российской Федерации были разъяснены Ваганову В.А, о чем свидетельствует подпись Ваганова В.А. в соответствующей графе протокола об административном правонарушении (л.д. 4).
Основания, послужившие поводом полагать, что водитель транспортного средства Ваганов В.А. находится в состоянии опьянения, выявлены уполномоченным должностным лицом и зафиксированы в процессуальных документах. Данное право предоставлено сотрудникам ГИБДД при осуществлении ими служебных обязанностей в рамках контроля за безопасностью дорожного движения, несогласие с такими действиями должностного лица полиции не ставит под сомнение их законность.
Требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, адресованное Ваганову В.А, как водителю транспортного средства, являлось законным и обоснованным; наличие законных оснований для направления Ваганова В.А. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения сомнений не вызывает.
Таким образом, судебные инстанции обоснованно квалифицировали действия Ваганова В.А. по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку он умышленно отказался от выполнения законного требования инспектора ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений в виновности Ваганова В.А. в совершении описанного выше правонарушения материалы дела не содержат.
Совокупность имеющихся в деле доказательств является достаточной для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела, не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные мировым судьей и судьей городского суда обстоятельства данного дела не усматривается.
Утверждения заявителя в жалобе о том, что он не отказывался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, противоречит материалам дела. Отказ Ваганова В.А. от прохождения медицинского освидетельствования зафиксирован его подписью в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование, в графе протокола "пройти медицинское освидетельствование" Вагановым В.А. собственноручно указано "не согласен" (л.д. 7).
Понятые ФИО4 и ФИО5 удостоверили факт отстранения Ваганова В.А. от управления транспортным средством, направления на медицинское освидетельствование, подписав протокол об отстранении от управления транспортным средством, протокол о направлении на медицинское освидетельствование с соответствующей отметкой. В рассматриваемом случае оснований сомневаться в том, что понятые присутствовали при совершении соответствующих процессуальных действий и оформлении их результатов, а также в достоверности сведений, отраженных в вышеперечисленных документах и в надлежащем проведении процессуальных действий, судебные инстанции обоснованно не усмотрели, учитывая достоверность и непротиворечивость совокупности собранных по делу доказательств.
Помимо прочего, факт направления Ваганова В.А. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и его отказ от прохождения данной процедуры подтвержден письменными объяснениями понятых ФИО4 и ФИО5, которые при даче объяснений предупреждались по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что понятые не допрашивались в качестве свидетелей в судебном заседании, о недоказанности вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения не свидетельствует.
Вопреки утверждениям жалобы, все процессуальные документы Вагановым В.А. подписаны. Оснований полагать, что подписи и записи от имени Ваганова В.А. проставлены иным лицом, а не Вагановым В.А. не усматривается.
Доводы жалобы о том, что в момент, относящийся к событию административного правонарушения Ваганов В.А. в состоянии опьянения не находился, на квалификацию вмененного административного правонарушения не влияют.
Совокупности имеющихся в деле доказательств является достаточной для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Ваганову В.А. в пределах санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба на постановление по делу рассмотрена судьей городского суда с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N5 по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан от 12 марта 2024 года и решение судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 7 мая 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ваганова Владимира Андреевича, оставить без изменения, жалобу Ваганова Владимира Андреевича - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что водитель правомерно привлечен к административной ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Установлено, что у водителя имелись признаки опьянения, и он не выполнил законное требование должностного лица, что подтверждается собранными доказательствами. Судебные акты оставлены без изменения, жалоба водителя отклонена.