Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Черниковой Юлии Владимировны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 38 Промышленного судебного района г. Самары от 14 февраля 2024 года, решение судьи Промышленного районного суда г. Самары от 27 мая 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица генерального директора ООО "СК "Факел" Черниковой Юлии Владимировны,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 38 Промышленного судебного района г. Самары от 14 февраля 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Промышленного районного суда г. Самары от 27 мая 2024 года, генеральный директор ООО "СК "Факел" Черникова Ю.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5110392, 64 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит изменить вышеуказанные судебные акты в части назначенного административного наказания, снизить размер взысканного административного штрафа до 149682, 90 рублей.
ФИО4, уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на нее не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Черниковой Ю.В. к административной ответственности) действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Как усматривается из материалов дела, 24 февраля 2022 года между ФИО4 (заказчик) и ООО "СК "Факел" (подрядчик) заключен государственный контракт N на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Проектирование и строительство детского отделения N Самарской психиатрической больницы в "адрес"" по адресу: "адрес".
В силу пункта 1.2 государственного контракта N, подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с техническим заданием и проектно-сметной документацией в сроки, указанные в контракте и в графике выполнения строительно-монтажных работ (пункт 3.2), а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его на условиях, предусмотренных контрактом.
Цена государственного контракта определена в размере 174552093, 00 рублей (пункт 2.1 государственного контракта).
Согласно пункту 3.1 Дополнительного соглашения N к Государственному контракту N срок производства работ продлен до 30 ноября 2023 года.
По состоянию на 4 декабря 2023 года строительно-монтажные работы ООО "СК "Факел" не завершены, сумма неисполненных обязательств по государственному контракту - 102207852, 72 рубля.
Неисполнением обязательств по государственному контракту N по срокам выполнения строительно-монтажных работ по объекту "Проектирование и строительство детского отделения N Самарской психиатрической больницы в Промышленном районе г. Самары" допущено причинение существенного вреда охраняемым интересам общества и государства.
Указанные обстоятельства выявлены в ходе проверки соблюдения законодательства о контрактной системе, проведенной прокуратурой Промышленного района г. Самары и послужили основанием для возбуждения 4 декабря 2023 года заместителем прокурора района дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "СК "Факел" Черниковой Ю.В.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения генерального директора Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32 названного Кодекса.
Вывод мирового судьи и судьи районного суда о наличии в деянии должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Объективных данных, безусловно указывающих на то, что действия заказчика повлекли неисполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в установленный срок - 30 ноября 2023 года, а равно на то, что неисполнение условий контракта допущено по независящим от подрядчика обстоятельствам, не имеется.
Соглашаясь при заключении государственного контракта с установленными в них условиями, подрядчик обязан был проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения Контрактов.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Материалы дела позволили нижестоящим судебным инстанциям сделать вывод о том, что генеральный директор ООО "СК "Факел" Черникова Ю.В, являясь должностным лицом, не исполнила надлежащим образом свои служебные обязанности и допустила нарушение требований законодательства о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 названного Кодекса. В данном случае постановление заместителя прокурора Промышленного района г. Самары от 4 декабря 2023 года требованиям указанной нормы соответствует.
При возбуждении дела об административном правонарушении Черникова Ю.В. присутствовала, положения статьи 51 Конституции Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ей разъяснялись под расписку, что подтверждается подписями Черниковой Ю.В. в соответствующих графах постановления.
Имеющиеся в деле доказательства отвечают требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержат данные, на основании которых подлежат установлению обстоятельства, указанные в статье 26.1 названного Кодекса, поводов для признания их недопустимыми не имеется.
В материалы дела сведения, позволяющие оценить существенность вреда охраняемым законом интересам общества и государства, представлены.
Приведенные в жалобе доводы о том, что вина Черниковой Ю.В. в совершении административного правонарушения отсутствует, нарушение срока исполнения контракта, сдачи объекта возникло по независящим от подрядчика обстоятельствам, аналогичны доводам, которые были предметом судебной проверки и обоснованно опровергнуты по мотивам, изложенным в постановлениях. Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.
Частью 65.1 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлено, что по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
В силу пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В силу пункта 1 названного постановления Правительства Российской Федерации при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 - 2023 годах допускаются изменения существенных условий контракта, в частности, изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию.
В рассматриваемом случае на момент проведения проверки и возбуждения дела об административном правонарушении не установлено возникновение в ходе исполнения государственного контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения.
Как следует из материалов дела, договор на оказание услуг по проведению повторной государственной экспертизы проектной документации ООО "СК "Факел" заключило 28 ноября 2023 года, в то время как срок окончания строительно-монтажных работ по государственному контракту от 24 февраля 2022 года истекал 30 ноября 2023 года, дополнительное соглашение N об изменении срока действия государственного контракта N заключено сторонами 29 декабря 2023 года (л.д. 148, том 1), на основании заявления генерального директора ООО "СК "Факел" Черниковой Ю.В, поступившего заказчику 27 декабря 2023 года (л.д. 152-153, том 1), что не может свидетельствовать о том, что должностным лицом своевременно предприняты все зависящие от нее меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Учитывая изложенное, оснований для прекращения производства по делу не усматривается.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о том, что неверно рассчитана стоимость неисполненных обязательств, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Черниковой Ю.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам, предусмотренным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере суммы штрафа, предусмотренном санкцией части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации для должностных лиц.
Вопреки доводам жалобы, установленный в ходе производства по делу размер неисполненных обязательств по государственному контракту - 102207852, 72 рубля подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами (л.д. 5-6, там 2).
Доводы жалобы о том, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению на основании части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отклонению.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, не представлено.
Ссылки заявителя на иную судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 38 Промышленного судебного района г. Самары от 14 февраля 2024 года, решение судьи Промышленного районного суда г. Самары от 27 мая 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица генерального директора ООО "СК "Факел" Черниковой Юлии Владимировны, оставить без изменения, жалобу Черниковой Юлии Владимировны - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что генеральный директор подрядной организации привлечен к административной ответственности за неисполнение условий государственного контракта, что привело к существенному вреду интересам общества и государства. Судебные акты нижестоящих инстанций, подтверждающие наличие состава правонарушения, оставлены без изменения. Жалоба о снижении размера штрафа отклонена.