Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Галстяна Эдуарда Товмасовича на вступившие в законную силу постановление судьи Красноглинского районного суда г. Самары от 26 марта 2024 года, решение судьи Самарского областного суда от 16 мая 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Галстяна Эдуарда Товмасовича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Красноглинского районного суда г. Самары от 26 марта 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Самарского областного суда от 16 мая 2024 года, ИП Галстян Э.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа с применением положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 125000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит судебные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию 1 к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности (примечание 2 к названной норме).
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ определено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Из материалов дела следует, что 18 сентября 2023 года в 18 часов 40 минут по адресу: "адрес", ИП Галстян Э.Т. привлек к трудовой деятельности в качестве разнорабочего гражданку Республики Таджикистан ФИО4, не имеющую соответствующего патента на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 22 декабря 2024 года; выпиской из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе; свидетельством о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества; актом проверки от 7 декабря 2023 года; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 18 сентября 2023 года; фотоматериалами; распоряжением о проведении документарной проверки индивидуального предпринимателя от 8 ноября 2023 года; рапортами должностных лиц; справкой о проделанной работе; копией протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от 18 сентября 2023 года в отношении ФИО4; сведениями ФМС России АС ЦБДУИГ; видеозаписью; копией постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от 18 сентября 2023 года в отношении ФИО4 и другими материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ИП Галстян Э.Т. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые данные для разрешения дела по существу. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении 22 декабря 2023 года Галстян Э.Т. уведомлялся надлежаще, соответствующее извещение получено Галстяном Э.Т. по почте 18 декабря 2023 года (л.д. 98, 98 об, том 1), текст извещения содержит разъяснение положений статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 51 Конституции Российской Федерации. Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие Галстяна Э.Т. с соблюдением требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии данных о надлежащем извещении его о месте и времени совершения данного процессуального действия. Оснований для признания протокола об административном правонарушении ненадлежащим доказательством не усматривается.
Оснований полагать, что должностным лицом право Галстяна Э.Т. на ознакомление с материалами дела было нарушено не усматривается. При возбуждении дела об административном правонарушении в реализации процессуальных прав Галстян Э.Т. ограничен не был, представлял в материалы дела доказательства, в том числе до составления протокола об административном правонарушении, давал письменные объяснения, защитник Галстяна Э.Т. с материалами дела был ознакомлен в полном объеме (л.д. 9, об, том 1).
Видеозапись являлась предметом исследования предыдущих судебных инстанций, обоснованно признана надлежащим доказательством по делу, поскольку содержит необходимые данные, относящиеся к событию административного правонарушения, и согласуется с иными материалами дела.
Доводы жалобы о недоказанности факта допуска ФИО4 в качестве работника в пекарню ИП Галстян Э.Т. в момент, относящийся к событию административного правонарушения, были предметом исследования предыдущих судебных инстанций и обоснованно отклонены по изложенным в судебных актах мотивам.
Вопреки утверждению жалобы, нахождение иностранного гражданина ФИО4 на территории пекарни ИП Галстян Э.Т. по адресу: "адрес", осуществление ею трудовых функций на объекте (цех по производству выпечки), отсутствие патента у ФИО4 на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации, привлечение работодателем ИП Галстян Э.Т. к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина ФИО4 без патента, помимо письменных объяснений ФИО4 подтверждается совокупностью иных имеющихся в деле доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях ИП Галстяна Э.Т. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Отказ в удовлетворении ходатайства об объединении дел об административных правонарушениях в отношении ИП Галстяна Э.Т. отвечает положениям примечания 2 к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для применения части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не имеется.
В целом все доводы жалобы являлись предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вопреки доводам жалобы каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Доводы жалобы о том, что дело рассмотрено судьей районного суда 22 марта 2024 года в отсутствие Галстяна Э.Т, о времени и месте судебного разбирательства он не извещался, опровергаются материалами дела.
Определением судьи Красноглинского районного суда г. Самары от 16 февраля 2024 года дело об административном правонарушении (N) в отношении Галстяна Э.Т. принято к производству судьи, судебное заседание назначено на 18 марта 2024 года (л.д. 136, том 1).
В судебном заседании 18 марта 2024 года присутствовали защитники Галстяна Э.Т. - ФИО5 и ФИО6, по ходатайству защитников дело было отложено на 22 марта 2024 года (л.д. 214, том 1).
Судебная повестка о рассмотрении дела судьей районного суда 22 марта 2024 года, адресованная ФИО7, направлена по электронной почте, указанной защитником ФИО5 в письменном согласии на такой способ извещения, согласно отчету о доставке, электронное сообщение абоненту доставлено (л.д. 142, 215, 216, том 1).
Таким образом, Галстян Э.Т. был осведомлен о том, что настоящее дело находится в производстве судьи районного суда с 16 февраля 2024 года, извещался через своего защитника ФИО5 о дате и времени судебного заседания, состоявшегося 22 марта 2024 года.
22 марта 2024 года дело рассмотрено судьей районного суда в отсутствие Галстяна Э.Т. по правилам, установленным частью 2 статьи 25.1 названного кодекса, при наличии данных о его надлежащем извещении о месте и времени судебного заседания, в присутствии его защитников ФИО5 и ФИО6, которые в реализации процессуальных прав в интересах Галстяна Э.Т. ограничены не были, давали пояснения относительно обстоятельств события административного правонарушения, заявляли ходатайства, представляли доказательства по делу, пользовались иными процессуальными правами.
Уведомление о времени и месте рассмотрения дела судьей областного суда 16 мая 2024 года получено Галстяном Э.Т. 17 апреля 2024 года (л.д. 21, том 2), дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного Галстяна Э.Т, при этом его защитник ФИО6 в судебном заседании присутствовала.
Право Галстяна Э.Т. на судебную защиту реализовано.
Примечанием к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные этой статьей и иными статьями данной главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях этой главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление судьи отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит необходимые сведения, которые в силу названной нормы должны быть в нем отражены, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей областного суда в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке, доводы жалобы получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Красноглинского районного суда г. Самары от 26 марта 2024 года, решение судьи Самарского областного суда от 16 мая 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Галстяна Эдуарда Товмасовича, оставить без изменения, а жалобу Галстяна Эдуарда Товмасовича - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал индивидуального предпринимателя виновным в привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина без необходимого патента, наложив штраф. Судебные акты нижестоящих инстанций оставлены без изменения, поскольку соблюдены все процессуальные нормы, а собранные доказательства подтвердили факт правонарушения. Жалоба предпринимателя отклонена как необоснованная.