Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 ноября 2006 г. N Ф04-7344/2006(28114-А45-22)
(извлечение)
Конкурсный управляющий Дирекции строящегося плодоовощного предприятия С. обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новосибирской области, управлению Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области об установлении факта, имеющего юридическое значение: о признании факта, что Дирекция строящегося плодоовощного предприятия (далее - дирекция) на основании представленных суду документов является федеральным государственным унитарным предприятием и факта владения учтенного на балансе дирекции государственного имущества на праве хозяйственного ведения.
Заявление мотивировано тем, что учредительные документы дирекции не приведены в соответствие с законом, и невозможностью осуществить указанную процедуру в установленном порядке в связи с введением в отношении названного лица процедуры банкротства.
Решением арбитражного суда от 20.06.2006 (судья Б.) требования об установлении юридического факта признаны обоснованными и удовлетворены.
В связи с отказом заявителя от требований об установлении факта принадлежности имущества на праве хозяйственного ведения, производство по делу в этой части прекращено.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность не проверялись.
В кассационной жалобе территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новосибирской области просит решение отменить в связи с необоснованным разрешением в рамках особого производства вопроса о предоставлении организационно-правовой формы юридическому лицу.
Считает, что в силу статей 51-54 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" такое заявление не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поэтому производство по делу следует прекратить.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий просит оставить жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения 20.06.2006 арбитражного суда по настоящему делу, суд кассационной инстанции считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В силу статьи 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает в порядке особого производства дела об установлении юридических фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской деятельности.
Исходя из смысла норм главы 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд рассматривает заявления об установлении юридических фактов при наличии в совокупности следующих условий: если согласно закону факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом принято решение об удовлетворении заявления по вопросу, неподведомственному арбитражному суду.
В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит регистрации в порядке, определяемом законом о регистрации юридического лица, и считается созданным с момента его государственной регистрации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом на основании представленных документов, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (статья 11 Закона).
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает передачу функций государства по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей иным лицам, в том числе путем разрешения данного вопроса в судебном порядке.
Допускается обжалование в суд отказа в регистрации, а также признание судом недействительной регистрации (реорганизации) юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд, причем способ защиты прав, лицо, обратившееся в арбитражныйvсуд выбирает самостоятельно.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными данной статьей, либо иными предусмотренными законом способами.
В данном случае решение арбитражного суда об удовлетворении заявления конкурсного управляющего, неподведомственного арбитражному суду, согласно параграфу 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, повлекло принятие необоснованного судебного акта о признании факта, что Дирекция строящегося плодоовощного предприятия является федеральным государственным унитарным предприятием. Решение суда не влечет правовых последствий для лиц.
участвовавших в деле, и для иных лиц, оно также не является основанием для внесения записи о названном юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Учитывая изложенное, доводы кассационной жалобы следует признать обоснованными, решение арбитражного суда по настоящему делу отменить в части удовлетворения заявления об установлении юридического факта в связи нарушением норм процессуального права. Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В остальной части решение следует оставить без изменения.
Руководствуясь пунктами 1, 3 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 1 статьи 150, частью 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 20.06.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10370/2006-5/319 отменить в части установления юридического факта, производство по заявлению конкурсного управляющего Дирекции строящегося плодоовощного предприятия о признании факта, что Дирекция строящегося плодоовощного предприятия является федеральным государственным унитарным предприятием, отменить. Производство по делу в этой части прекратить.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2006 г. N Ф04-7344/2006(28114-А45-22)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании