Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Орловой И.Н, судей Умбетовой Э.Ж. и Шабанова С.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 27 апреля 2024 года кассационную жалобу администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области на решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 15 февраля 2024 года по административному делу N 2а-432/2023 по административному исковому заявлению прокурора Ясненского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области (далее - администрация городского округа) о возложении обязанности по организации пассажирских перевозок.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей обстоятельства дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, объяснения прокурора четвертого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ясненского района Оренбургской области, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил обязать администрацию городского округа в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать регулярные пассажирские перевозки по муниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок: г. Ясный - п. Веселовский, г. Ясный - с. Еленовка, г. Ясный - с. Ореховка, г. Ясный - с. Акжарское, г. Ясный - железнодорожный вокзал "Горный лен" - третий микрорайон, магазин "Запад", а также в обратном направлении.
В обоснование административного иска указано, что в ходе проведения поверки исполнения законодательства о перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом установлены нарушения, по состоянию на 13 июля 2023 года муниципальные перевозки по утвержденным маршрутам не организованы в связи с отсутствием поступающих заявок на участие в конкурсе.
Решением Ясненского районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 15 февраля 2024 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 6 мая 2024 года, администрация городского округа просит отменить судебные акты как постановленные при неправильном применении норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование доводов кассационной жалобы ее автор, не соглашаясь с выводами судов, указывает, что создание муниципального унитарного предприятия по организации пассажирских перевозок будет противоречить действующему антимонопольному законодательству, а иные способы реализации указанной обязанности будут создавать для органов местного самоуправления огромные финансовые потери. Считает, что вопреки выводам судов администрацией исполняется возложенная на них обязанность по организации транспортного обслуживания населения и принятия для этого всех возможных для этого мер. Отмечает, что в 2023 году периодически организовались конкурсы на осуществление перевозок по указанным маршрутам. По причине отсутствия поступающих заявок на участие в конкурсах они признавались несостоявшимися, что является объективным обстоятельством.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16 мая 2024 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области от 16 декабря 2022 года N2125-п утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Ясненского городского округа Оренбургской области.
В реестр муниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок включено 5 маршрутов, которыми охватываются все населенные пункты Ясненского городского округа Оренбургской области, а именно: г. Ясный - п. Веселовский, г. Ясный - с. Еленовка, г. Ясный - с. Ореховка, г. Ясный - с. Акжарское, г. Ясный - железнодорожный вокзал "Горный лен" - третий микрорайон, магазин "Запад", а также в обратном направлении, муниципальные перевозки по указанным маршрутам не организованы.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области N187-п от 6 февраля 2017 года "Об утверждении порядка проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок" администрацией муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области организованы открытые конкурсы на осуществление перевозок по указанным маршрутам, за 2023 год проведено 8 конкурсов (последний 11 сентября 2023 года).
По причине отсутствия поступающих заявок на участие в конкурсах, они признавались несостоявшимися. Решение об отмене предусмотренного конкурсной документацией маршрута регулярных перевозок администрацией муниципального образования Ясненский городской округ не принималось.
Разрешая заявленные административные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 2, пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 7 статьи 3, части 2 статьи 19, пункта 1 части 3 статьи 21, части 7 статьи 24, части 1 статьи 11, статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 9 постановления от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", статьей 8 Закона Оренбургской области от 9 марта 2016 года N 3801/1039-V-ОЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области", основываясь на установленных по делу обстоятельствах и представленных сторонами доказательствах, исследованных в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 КАС РФ, исходил из того, что перевозки населения из вышеуказанных населенных пунктов до центра ответчиком не организованы, что влечет массовое ограничение прав жителей Ясненского городского округа на передвижение и свидетельствует об уклонении административного ответчика от исполнения возложенных на нее задач по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемых актах и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, так как они соответствуют нормам материального и процессуального права, установленным по делу обстоятельствам не противоречат.
Довод кассационной жалобы о исполнении возложенной обязанности по организации транспортного обслуживания населения и принятия для этого всех возможных мер был предметом апелляционного рассмотрения, обоснованно отвергнут как несостоятельный с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством:
1) заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона;
2) заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предусматривающих использование транспортных средств городского наземного электрического транспорта (трамваев, троллейбусов), автобусов, приводимых в движение электрической энергией от батареи, заряжаемой от внешнего источника (электробусов), для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа и эксплуатацию объектов, технологически обеспечивающих их движение, - в случае, если это предусмотрено документом планирования регулярных перевозок или региональным комплексным планом транспортного обслуживания населения.
Следовательно, указанные в кассационной жалобе сведения о том, что единственным возможным способом для реализации и выполнения возложенной на органы местного самоуправления обязанности по организации пассажирских перевозок является проведение конкурса на осуществление перевозок по указанным маршрутам, противоречит нормам материального права.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии подлежат оставлению без изменения, так как предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для их отмены или изменения в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 15 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 8 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.