Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Тимохина И.В. и Шкурова С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 27 апреля и 15 мая 2024 года кассационные жалобы Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство) и Правительства Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 21 марта 2024 года по административному делу N 2а-286/2023 по административному исковому заявлению прокурора Кваркенского района Оренбургской области (далее - прокурор), действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования Аландский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, Министерству об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя Министерства и Правительства Оренбургской области - Ульяновой О.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Кваркенского районного суда Оренбургской области от 5 декабря 2023 года удовлетворены требования прокурора об устранении об устранении нарушений природоохранного законодательства.
На администрацию муниципального образования Кваркенский район Оренбургской области и администрацию муниципального образования Аландский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области возложена обязанность солидарно в течение одного года со дня вступления решения в законную силу ликвидировать свалки твердых бытовых отходов на земельных участках: с кадастровым номером N, площадью 25 602 кв.м, с координатами 52.232417 северной широты, 59.808435 восточной долготы в с. Аландское; с кадастровым номером N, площадью 4878 кв.м, с координатами 52.383469 северной широты, 59.884585 восточной долготы в с. Андрианополь; с кадастровым номером N, площадью 4899 кв.м, с координатами 52.373982 северной широты, 29.899606 восточной долготы в с. Зеленодольск Кваркенского района Оренбургской области.
На Правительство Оренбургской области в лице Министерства возложена обязанность произвести финансирование вышеназванных мероприятий.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 21 марта 2024 года решение суда первой инстанции отменено с направлением дела на новое рассмотрение.
В кассационных жалобах Министерство и Правительство Оренбургской области просят об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушение норм материального права, приводя доводы о незаконности заявленных прокурором требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
В силу части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях (часть 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Частью 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, верно применив положения процессуального законодательства, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 30 мая 2023 года N 27-П, обоснованно исходил из того, что для правильного разрешения данного дела суду необходимо рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве административных ответчиков Министерство финансов Российской Федерации, министерство финансов Оренбургской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в связи с чем пришёл к правильному выводу о наличии правовых оснований для направления дела на новое рассмотрение.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационных жалоб, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебного акта не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 21 марта 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 17 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.