Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Орловой И.Н, судей Умбетовой Э.Ж. и Шабанова С.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 27 апреля 2024 года кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 15 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2024 года по административному делу N 3а-1238/2023 по административному исковому заявлению Юскаевой Халиды Халитовны к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативно-правового акта.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Юскаевой Х.Х. по доверенности Нягашкиной И.И, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Юскаева Х.Х. является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером N, общей площадью 1061, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Указанный объект недвижимости включен в Приложение N 1 под пунктом N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год", утвержденному приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 (далее - Перечень).
Юскаева Х.Х. обратилась в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия указанного Перечня в части включения пункта N 10195, указав, что принадлежащее ей на праве собственности нежилое здание не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество и нарушает права и законные интересы административного истца.
Решением Самарского областного суда от 15 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2024 года, административный иск удовлетворен. Признан недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год", утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 в части включения в Приложение N 1 под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 16 мая 2024 года, Министерство имущественных отношений Самарской области, приводя фактические обстоятельства дела, просит отменить судебные акты как постановленные при неправильном применении норм материального и процессуального права и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Указывает, что поскольку объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем вид разрешенного использования "для использования в целях эксплуатации нежилого здания (Столовая N7)", что позволяет отнести его к объектам общественного питания, министерство правомерно включило его в оспариваемый Перечень на основании пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Юскаевой Х.Х. представлены возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27 мая 2024 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела и принятии оспариваемого судебного акта не допущено.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ, в целях названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 названной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац третий этого подпункта).
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в перечни подлежало включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными правовыми нормами.
В соответствии со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
Разрешая заявленные административные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что нежилое 2-х этажное здание с кадастровым номером N, общей площадью 1 061, 5 кв.м, имеет назначение "нежилое" и наименование "нежилое здание, литер А"; в соответствии с экспликацией к техническому паспорту на спорное нежилое здание (производственное), выполненному Чапаевским бюро технической инвентаризации по состоянию на 12 января 2006 года, в состав здания входят части с назначением: 1 этаж - холл, л.клетки, входные тамбуры, магазин 25, 2 кв.м, слесарка, склады, коридоры, кабинет, подсобки, кладовая, раздевалки, умывалка, туалет, душевые, туалет, кабинет нач-ка, итого 547, 4 кв.м; 2 этаж - производственные, склады, коридоры, кабинет, подсобные, итого 542, 6 кв.м.; здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем вид разрешенного использования "для использования в целях эксплуатации нежилого здания (столовая N 7)", отсутствие мероприятий по фактическому обследованию объекта недвижимости перед включением в перечни на 2016-2022 годы, наличие вступившего в законную силу решения Самарского областного суда от 20 февраля 2023 год, которым признаны недействующими соответствующие пункты Перечней на 2016-2022 годы, руководствуясь пунктом 56.29.20 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст, пришел к выводу, что спорный объект недвижимости нельзя признать объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, поскольку сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, и техническая документация на здание не позволяет сделать вывод, что здание в целях налогообложения может быть признано административно-деловым или торговым центром, предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного
питания и бытового обслуживания, либо фактически используется в названных целях, вид разрешенного использования земельного участка не является безусловно определенным.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Суждения, приведенные в кассационной жалобе, лишены бесспорных правовых аргументов, направлены на переоценку обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статей 328 и 329 КАС РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции, который при отсутствии достаточных правовых оснований, связанных с явным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, не вправе переоценивать доказательства по делу.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Самарского областного суда от 15 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 8 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.