Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Набиева Р.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 13 мая 2024 года кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Софронова Г, Н. на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 24 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 февраля 2024 года по административному делу N 3а-57/2023 по административному исковому заявлению ИП Софронова Г.Н, ИП Ахметова Р.Х. об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя Государственного Совета Чувашской Республики Ванямова В.Н и представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Михайлова Е.В, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
23 декабря 2003 года Государственным Советом Чувашской Республики принят Закон Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года N 48 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике" (далее - Закон ЧР N 48).
В силу части 11.1 статьи 4 вышеприведенного закона в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, муниципальным маршрутам в границах отдельных муниципальных образований Чувашской Республики, предъявляются следующие требования:
- не превышать максимально допустимое соотношение 3 процента между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренных для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием (в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации) (пункт 2);
- обеспечить передачу в региональную информационную систему навигации информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, муниципальным маршрутам в границах отдельных муниципальных образований Чувашской Республики (пункт 3);
- обеспечить исправную работу установленных в транспортном средстве оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, системы контроля температуры воздуха, электронного информационного табло, оборудования для безналичной оплаты проезда (пункт 4);
- при изменении тарифов на регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, муниципальным маршрутам в границах отдельных муниципальных образований Чувашской Республики не менее чем за 30 календарных дней до даты введения в действие новых тарифов на регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, муниципальным маршрутам в границах отдельных муниципальных образований Чувашской Республики информировать об изменении уполномоченный исполнительный орган Чувашской Республики, а также владельцев автовокзалов и автостанций (пункт 5).
Кроме того, абзацем 4 части 13 статьи 4 Закона ЧР N 48 предусмотрено, что уполномоченный исполнительный орган Чувашской Республики, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, муниципальному маршруту в границах отдельных муниципальных образований Чувашской Республики, обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, муниципальному маршруту в границах отдельных муниципальных образований Чувашской Республики также при неоднократном в течение одного года нарушении требований, установленных частью 11.1 настоящей статьи.
Софронов Г.Н. и Ахметов Р.Х. обратились в суд с административным иском о признании недействующими со дня принятия пунктов 2-5 части 11.1 статьи 4, абзаца четвертого части 13 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике".
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 24 октября
2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 февраля 2024 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Софронов Г.Н. просит об отмене судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права. Приводит доводы о том, что оспариваемые нормы Закона ЧР N 48 не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, их содержание не является определенным, не прошли в установленном порядке антикоррупционную экспертизу, а также противоречат законодательству о защите конкуренции и прав потребителей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
В соответствии с пунктами 2-5 части 4 статьи 17 вышеприведенного закона допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, исходя из:
- максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием (в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации). К невыполненным не относятся рейсы, не выполненные вследствие дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине иных участников дорожного движения, снижения скорости движения транспортных средств, вызванного неблагоприятными погодными условиями или образовавшимися заторами на автомобильных дорогах, рейсы, не учтенные вследствие технических сбоев в информационной системе навигации, а также рейсы, не выполненные вследствие иных обстоятельств, предусмотренных законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом;
- обязанности передачи в региональную или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок. Не допускается установление требования о передаче информации о месте нахождения транспортных средств более чем в один адрес;
- обязанности обеспечения исправной работы установленных в транспортном средстве оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, системы контроля температуры воздуха, электронного информационного табло, оборудования для безналичной оплаты проезда;
- обязанности информирования в установленные законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом сроки уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного органа местного самоуправления, а также владельцев автовокзалов или автостанций об изменении тарифов на регулярные перевозки.
Кроме того, статья 29 Федерального закона N 220-ФЗ регламентирует прекращение или приостановление действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок. В части 5 данной статьи установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из перечисленных в данной части обстоятельств, в том числе при наличии иных обстоятельства, предусмотренных соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок) (пункт 5 части 5 статьи 29).
Разрешая дело суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, обоснованно исходили из того, что оспариваемые положения приняты уполномоченным государственным органом в установленных форме и порядке, с соблюдением процедуры его принятия, в том числе официального опубликования, в соответствии с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, в том числе приведённым выше положениям Федерального закона N 220-ФЗ, в связи с чем пришёл к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания нормативного правового акта недействующим.
Доводы кассационной жалобы, полностью повторяющие доводы кассационной жалобы, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 24 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ИП Софронова Г.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 8 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.