Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Тимохина И.В. и Шкурова С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 15 мая 2024 года кассационную жалобу министерства охраны окружающей среды Кировской области (далее - Министерство охраны окружающей среды) на решение Первомайского районного суда города Кирова от 18 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 19 марта 2024 года по гражданскому делу N 2-3082/2023 по исковому заявлению прокурора Лузского района Кировской области (далее - прокурор), действующего в защиту неопределенного круга лиц, к министерству лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство лесного хозяйства), Министерству охраны окружающей среды, ООО "Модульная автозаправочная станция-1" о возложении обязанности ликвидировать свалку.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился с иском о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место размещения отходов, расположенное на территории государственного лесного фонда в 62-64, 73 кварталах Аникинского участкового лесничества Лузского лесничества, памятника природы регионального значения "Аникинский сосновый бор" в границах кадастрового квартала N 43:16:392502, объемом 242, 5 куб.м. (координаты места складирования: широта 60.72257, долгота 047.74902).
Решением Первомайского районного суда города Кирова от 18 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 19 марта 2024 года, заявленные требования удовлетворены частично. На Министерство охраны окружающей среды возложена обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории памятника природы регионального значения "Аникинский сосновый бор", лесного фонда в 62-64, 74 кварталах Аникинского участкового лесничества Лузского лесничества в кадастровом квартале N 43:16:392502 в объеме 242, 5 куб.м, координаты складирования: широта 60.72257, долгота 047.74902, в срок позднее 1 июля 2024 года. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство охраны окружающей среды просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального права и проводя доводы об отсутствии полномочий по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории памятника природы регионального значения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
Как следует из материалов дела, на особо охраняемой природной территории, памятнике природы регионального значения "Аникинский сосновый бор", расположенном в 62, 63, 64, 73 кварталах Аникинского лесничества Лузского гослесхоза, располагается несанкционированная свалка объемом не менее 242, 5 куб.м.
По результатам осмотра главным специалистом отдела окружающей среды и экологической безопасности Кировской области по Лузскому району КОГБУ "Областной природоохранный центр" составлена справка от 3 августа 2023 года.
Земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка твердых отходов, относится к землям государственного лесного фонда. Собственники отходов не установлены.
Согласно паспорту памятника природы регионального значения "Аникинский сосновый бор" от 15 марта 2017 года, памятник находится в ведении министерства охраны окружающей среды Кировской области. Лицом, взявшим на себя охранное обязательство от 21 июня 2017 года на основании решения министерства от 15 марта 2017 года, является ООО "Модульная автозаправочная станция-1".
Разрешая дело, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, верно применив положения Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2022 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", проанализировав установленные по административному делу обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, обоснованно исходил из того, что выявленная несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда в границах территории памятника природы регионального значения, находящегося в ведении Министерства охраны окружающей среды, в связи с чем пришёл к правильному выводу о том, что организация мероприятий по ликвидации свалки должна быть возложена на указанное министерство, исполняющее государственные полномочия и осуществляющее управление в сфере защиты особо охраняемых природных территорий в Кировской области, отказав в удовлетворении требований к министерству лесного хозяйства Кировской области, ООО "Модульная автозаправочная станция-1".
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к отсутствию у Министерства охраны окружающей среды полномочий по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории памятника природы регионального значения, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Кроме того, доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда города Кирова от 18 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 19 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства охраны окружающей среды Кировской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 16 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.