Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Тимохина И.В. и Шкурова С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 14 мая 2024 года кассационную жалобу администрации муниципального образования "Кильмезский муниципальный район Кировской области (далее - Администрация) на решение Малмыжского районного суда Кировской области от 25 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 5 декабря 2023 года по гражданскому делу N 2-2/59/2023 по исковому заявлению прокурора Кильмезского района Кировской области (далее - прокурор), действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрация о возложении обязанности провести мероприятия по оформлению документации и государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении автомобильной дороги протяжённостью 17, 9 км, расположенной между п. Пиляндыш Уржумского района и п. Чернушка Кильмезского района в границах Кильмезского района Кировской области, совершить действия по включению автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Кильмезского района Кировской области в срок до 30 декабря 2024 года.
Решением Малмыжского районного суда Кировской области от 25 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 5 декабря 2023 года, заявленные требования удовлетворены. На Администрацию возложена обязанность провести мероприятия по оформлению документации и государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении автомобильной дороги протяжённостью 17, 9 км, расположенной между п. Пиляндыш Уржумского района и п. Чернушка Кильмезского района в границах Кильмезского района Кировской области, совершить действия по включению автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Кильмезского района Кировской области в срок до 30 декабря 2024 года.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального права, приводя доводы о том, что осуществление мероприятий по организации дорожного движения и государственной регистрации права на спорную автомобильную дорогу должно быть возложено на Министерство транспорта Кировской области, в связи с чем администрация Кильмезского района является ненадлежащим ответчиком по административному делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
В Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану жизни, здоровья, имущества, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной, социальной и иной инфраструктуры, на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации. Этому праву соответствует возложенная федеральными законами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанность органа местного самоуправления обеспечить его реализацию.
Так, согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разрешая дело, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, верно применив положения законодательства, регулирующего спорные отношения, проанализировав установленные по административному делу обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что спорный участок является автомобильной дорогой местного значения, расположен вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, при этом мер к содержанию автомобильной дороги общего пользования, обеспечивающей подъезд автомобильного транспорта к пос. Пиляндыш Уржумского района на территории Кильмезского района административным ответчиком не предпринимается, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем пришёл к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что администрация Кильмезского района является ненадлежащим ответчиком по административному делу, а заявленная прокурором обязанность должна быть возложена на Министерство транспорта Кировской области, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Малмыжского районного суда Кировской области от 25 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 5 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кильмезского района Кировской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 16 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.